Нравственное воспитание - важная часть социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья (10, 11 класс)

Кобзева Татьяна Ивановна

Система формирования нравственной культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kulturnogo_cheloveka.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью. Организуя процесс воспитания учащихся в коррекционной школе, классный руководитель должен уделить большое внимание воспитанию нравственной культуры своих воспитанников.

Воспитание нравственных качеств личности детей с проблемами в развитии – это основа воспитательной системы работы с классным коллективом, основа личностного развития учащихся. Воспитание нравственности будет успешным, если цели педагогического воздействия определены следующим содержанием:

-   Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.

-   В воспитании нравственности ребёнка не может быть мелочей.

- Нравственное воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности.

- Нравственное воспитание должно учитывать возрастные, психические и  индивидуальные особенности ученика, класса.

-   Нравственное воспитание должно строится не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.

- Воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребёнка к определённой культуре и приобретению этих культурных ценностей и черт.

-    Воспитание должно способствовать социализации ребёнка.

- Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

Планируя свою работу с детским коллективом, классный руководитель должен помнить, что она будет давать свои результаты в том случае, если взрослый предполагает, что не только он будет влиять на детей, но и дети тоже будут иметь на него влияние. Определяя своё общение с коллективом учащихся, я руководствуюсь профессиональными нравственными принципами работы с классом, без которых добиться результатов в работе с детьми невозможно. Эти принципы следующие:

- Воспитательная система класса должна способствовать позитивным самоощущениям ученика. Это должно проявляться в желании ребёнка идти в школу, независимо от своих учебных достижений и даже совершённых поступков. Школа и класс не должны стать местом казни и судилища, они должны быть местом, где тебя принимают, несмотря ни на что, где тебя понимают и стараются помочь.

- Все воспитательные дела класса должны иметь определённую цель, и эта цель должна быть понятна не только взрослому, но и детям.

- Без объективной требовательности не может быть высоких результатов воспитания учащихся. Классный руководитель должен помнить о том, что только те требования имеют место быть использованы, которые являются разумными и необходимыми, а также, если они будут ребёнку на пользу, а не во вред.

- Без уважения в ученике человека, его человеческого достоинства не может быть объективной требовательности. Уважая своего ученика, педагог уважает себя, не позволяя другим унижать и подавлять своих учеников, он создаёт предпосылки для осознания каждым учеником себя как личности и осознания роли педагога в своей жизни.

- Классный руководитель должен помнить, что обучение и воспитание – это единый взаимопроникающий друг в друга процесс, если его разорвать, то положительный результат ожидать не приходится.

- Процесс воспитания детей будет результативным, если каждое внеклассное мероприятие будет проводиться нешаблонно, необычно, нестандартно  тем самым будет будить лучшие чувства ученика.

- Процесс воспитания учащихся должен быть процессом творческим, построенным на лучших культурных традициях человечества. Учитывая тот факт, что ребёнок воспитывается не только в школе, но и в социуме, семье, воспитательные приёмы классного руководителя должны быть настолько впечатляющи в положительном смысле, что их эффект сможет стать более убедительным и значительным, чем те, с которыми сталкивается ребёнок вне школы.

- В каждом воспитательном мероприятии должно быть место для участия каждого ученика.

- Всё, что проводится в классе с учащимися, должно быть доведено до сведения родителей. При этом родители должны стать не только помощниками, но и его единомышленниками, друзьями, людьми, которым совсем не безразлично, какими вырастут их дети.

В моём классном коллективе установлены и действуют законы и правила, согласующие с общечеловеческими ценностями и определяющие отношение человека к самому себе, окружающим людям. За круглым столом было предложено классу строить жизнь в коллективе, руководствуясь следующими законами, объяснив при этом учащимся, что означает слово "закон":

Закон – это общепринятое правило, которое является обязательным для всех членов коллектива. Главным правилом является то, что перед законом класса все равны, независимо от выполняемой функции и статуса в коллективе. В нашем классе были приняты законы, которые определяют сущность жизни детского коллектива.

Закон слова

Каждый учащийся выражает с помощью слов:

- своё мнение;

- отношение к самому себе;

- отношение к своим товарищам;

- отношение к окружающим людям;

- отношение к Родине, миру;

- объясняет свои действия и поступки.

Если учащийся даёт слово, то он предполагает выполнить определённую работу, исправить своё недостойное поведение, оказать помощь, сделать нужное и полезное дело.

Закон дела

О каждом человеке, в том числе и о подростке судят по его делам. Конкретное дело подтверждает потребности, намерения, интересы, желания человека, его отношение к людям и самому себе. Выполняя нужное и полезное дело, человек утверждается в своих поступках, формирует о себе мнение других людей, улучшает свою жизнь и жизнь своего Отечества. Качества хорошего человека определяются количеством сделанных им добрых дел.

Закон чести

Честь – это правила поведения человека в реальной жизни. О человеке судят по выполнению правил чести в повседневной жизни. Если человек следует правилам чести, он имеет доброе имя среди людей, дружба с ним дорога каждому человеку. Быть человеком чести – значит, уважать самого себя, других людей, совершать только достойные поступки по отношению к людям, природе, стране, человечеству.

Закон дружбы

Дружба – это умение человека строить свои отношения с другими людьми, основанные на честности, справедливости, общности интересов и потребностей. Дружить – значит, помогать бескорыстно, говорить друг другу правду, поддерживать своих друзей в трудную минуту, радоваться их радостям, уважать их достижения и успехи.

На основе законов жизни классного коллектива, под руководством классного руководителя, были разработаны правила, по которым строят свои отношения учащиеся.

Правила конкретизируют законы жизни классного коллектива, делают их осуществимыми в реальной жизни.

Правила нравственности классного коллектива.

1. Помогай людям, и они будут помогать тебе!

2. Радуйся успехам других людей, сочувствуй их горю!

3. Помогай тем, кто попал в беду, всегда приходи на помощь слабому!

4. Заботься о своих близких, своей семье!

5. Помни! Ты не один! Рядом с тобой товарищи!

6. Выполняй любое дело честно!

7. Будь справедлив к себе и другим!

8. Не жди просьбы, приходи на помощь сам!

9. Не будь безразличен к людям!

10. Будь патриотом своего Отечества! Гордись своей страной!

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы не только видеть личностное развитие учащегося, но и использовать свои знания и умения для воспитания человека умственно и нравственно. Но при этом, классный руководитель должен быть сам примером нравственности, иначе воспитание не только не будет иметь нужного результата, но и будет способствовать саморазрушению, нежели развитию и совершенствованию.

Формирование нравственной культуры у детей с проблемами в развитии даст свои результаты, если осуществляться этот процесс будет системно и целеноправленно. Работа по формированию нравственных качеств личности учащихся в моём классном коллективе ведётся по следующим направлениям:

- отношение учащихся к собственному здоровью;

- отношение к собственной учебной деятельности;

- отношение к собственному дому, своей семье;

- отношение к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям;

- отношение к другим народам;

- отношение учащихся к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.

При планировании нравственного воспитания в классе я использую такие формы проведения внеклассных мероприятий и такие темы, которые позволяют ученикам увидеть нравственные ценности, поступки, убеждения и на словах, и на деле. Очень часто я даю детям возможность самим рассуждать по проблемам нравственности, сделать вывод и принять решение.

Воспитывать нравственные качества детей с проблемами в развитии не просто. На этом пути у классного руководителя могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьников была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения и достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят умственно отсталым детям войти в социум, состояться в нём, стать достойным гражданином своей страны.


Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности формируются в семье. Первые уроки "нельзя" и "можно", первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

Родительский дом в становлении и культивировании нравственных чувств занимает первоочередное место. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны парить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Родители должны уметь не только накормить, одеть и обуть собственного ребёнка, но и уметь сказать ласковое слово, смотреть добрыми глазами на ребёнка, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира.

Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть мир семейного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки  взрослых, уже понимает, "улавливает" моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.

Нравственные потребности, которые необходимо воспитывать в семье, состоят из следующих элементов.

Эмпатия – способность человека понять затруднительное положение или состояние другого человека, умение войти в его внутренний мир. Человек, умеющий проявлять эмпатию, - это душевный, отзывчивый человек. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Ещё одной важной потребностью, культивируемой в семье с самого раннего возраста ребёнка, является нравственная ценность. Нравственная ценность – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки – это то, что в отцовском и материнском доме признаётся как возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи. Благодаря этим установкам ребёнок всегда будет стремиться к добру. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастёт в любовь к Родине, своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы и самое важное, силу собственного примера родителей.

Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребёнка и взрослого проявлять доброту активно, но не на словах, а на деле, непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения, и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ещё одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести и совестливости. Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

 Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины в случае невыполнения каких-либо обязательств. Осознание ребёнком сущности понятия "совесть" подготавливается всем содержанием нравственного воспитания в семье. И важную роль здесь играют нравственные потребности, т.к. особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что, когда человеку плохо, ты можешь быть этому виной.

Задача родителей – воспитать в своих детях развитые нравственные потребности, и тогда их дети станут добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, классный руководитель уделяет самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.

Закон № 1

Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо от того, красив он или нет, развит интеллектуально или не очень.

Закон № 2

Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и правды.

Закон № 3

Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Закон № 4

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.

Закон № 5

Закон понимания ребёнком "можно", "надо", "нельзя".

Закон № 6

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Закон № 7

Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Закон № 8

Закон культивирования в семье положительных привычек.

Закон № 9

Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.

На основе этих законов в каждой семье должны зарождаться, формироваться и укрепляться традиции и обычаи семьи.

В процессе нравственного воспитания классный руководитель должен сделать семью помощником и другом и самого ребёнка, и школы, а это возможно лишь в том случае, если классный руководитель направит усилия не на порицание семейного воспитания, а на разъяснение родителям причин отклонений от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации. Воспитание нравственности у детей будет продуктивным тогда, когда семья доверяет классному руководителю, школе, а они в свою очередь, оправдывают доверие семьи и помогают семье в становлении и взрослении ребёнка.


Родительские собрания нравственной тематики.

  • О внешней культуре школьника
  • Об ответственности
  • Законы и традиции семьи и их влияние на нравственное развитие школьника
  • Отцовское и материнское воспитание. Что стоит за этим?
  • Об интересах и увлечениях подростков
  • Как уберечь ребёнка от соблазнов?
  • Как научить ребёнка дружить?
  • Три поколения под крышей. Особенности общения
  • Проблемы и трудности взросления
  • О воспитании патриотизма в семье
  • Каникулы ребёнка. Как провести их с пользой
  • О детском вранье и не только
  • Привычки взрослых в поведении и привычках детей
  • Телевизор в жизни ребёнка
  • Домашние обязанности школьника. Какими им быть?
  • Как воспитать ребёнка неравнодушным?
  • Правовая культура в семье
  • Семейные отношения – зеркало воспитанности ребёнка
  • Трудовое воспитание ребёнка в семье
  • Ребёнок и деньги
  • Как уберечь ребёнка от насилия
  • Вредные привычки и как с ними бороться
  • О родительской любви и авторитете
  • О родительском эгоизме и свободном времени.
  • Детские компании. Как избежать разочарований от собственного ребёнка
  • О вседозволенности в родительском воспитании
  • Этикет на все случаи жизни
  • Методы и приемы воспитания нравственных ценностей в семье
  • Роль родителей в развитии интереса ребёнка к спортивным занятиям
  • Здоровый образ жизни в семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...

Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются направления профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, р...