Игровой подход как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».
классный час (7 класс)

Демышева Оксана Владиславовна

Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_t-timbilding.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Тимбилдинг»

Игровой подход как одно из средств

формирования коммуникативных универсальных учебных действий

на уроках и во внеурочной деятельности».

Цель: на основе игровых подходов раскрыть  возможность готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности.

Задачи:

  • продемонстрировать способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.  
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

Ход мастер – класса:

Добрый день уважаемые друзья!  

Как, здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Предлагаю начать нашу работу. Но начать не совсем обычно, а с мультфильма. Итак, предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке В. Сутеева или «Паровозик Томас» (просмотр отрывка).

(Примерный ответ: умеют взаимодействовать, работать в команде, использовать в работе нужные предметы, договариваться друг с другом, планировать деятельность, быть лидером, применяли свои знания в новой ситуации, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Уважаемая фокус - группы, определите, какие универсальные учебные действия сформированы у героев, а чему они должны научиться? Для этого вы можете воспользоваться карточкой - подсказкой, которая лежит у вас на столе.

Фокус - группа-это групповое интервью с участием небольшого числа демографически схожих людей или участников, у которых есть другие общие черты/опыт. Изучаются их реакции на конкретные вопросы, поставленные исследователем/оценщиком. (на слайде)

Спасибо. А сейчас попрошу участников из фокус - групп в количестве 10 коллег выйти ко мне.  Я сейчас каждому из вас дам карточки, а вы должны будете быстро и без слов выстроиться в порядке убывания чисел.

Ну, а теперь раскройте карточки. Давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? Так о чем же мы будем говорить сегодня?

Что такое тимбилдинг?

Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды), командообразование.(на слайде)

Итак, мы сегодня с вами узнаем, что же такое тимбилдинг и почему он так необходим в детском коллективе, и научимся применять его в своей работе.

Все дети и взрослые любят играть, а тимбилдинг – это иногда веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда спокойные командные игры.   Все командные учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.

Посмотрите на слайд, и прочитайте еще раз тему сегодняшнего мастер-класса "Тимбилдинг».

               Ваша задача: произнести эту фразу без слов: (на слайде)

  • на гласные буквы - ХЛОПАТЬ
  • на согласные - ТОПАТЬ
  • кавычки и знаки препинания - надо встать и сесть(давайте еще раз повторим)

-Вы готовы?

-Приготовились, начинаем.

- Удалось ли вам выполнить данное задание?

- Чему учит нас это упражнение? (Координация совместных действий)

Следующая игра

Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат; треугольник; птичий косяк.

Вывод: игра учит доверию, выявлению лидеров, оценки роли каждого игрока в команде.

Приём «Паутинка»

Давайте подведем итог. Друзья, я попрошу вас встать в круг. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, участник, получивший клубок, отвечает на мой вопрос, обматывает нитью свою ладонь передаёт его снова мне. 

Вопросы рефлексии:

На что похоже наше переплетение? (сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.) Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, одноклассниками, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».

В заключение хочется обратить ваше внимание на то, что нас с вами связывают невидимые нити единства мыслей, благодаря этому нам всем вместе удалось решить поставленные задачи.  

Всех благодарю! Желаю успеха в формировании отличной команды!

Вместе мы сила!

Вывод: такой приём помогает подружиться, познакомиться, установить доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие.

 

Приложение

Упражнения тимбилдинга  построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг-тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу. А чем сплоченнее команда, чем больше участники доверяют друг другу, тем быстрее и качественнее они выполняют задания.

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.

Игра   «Счет» с фокус-группой

“Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза. Задание состоит в том, что считать вы будете не вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: число должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

- Как определить уровень сплоченности команды с помощью этой игры?(Слушали ли участники др.др., уступали, выдерживли ли паузу и т.п.)

Игра позволяет определить, умеют ли учащиеся отдавать лидерскую позицию партнеру, уступать во благо единой цели.

Например первый раз дошли до 3 , во второй раз до 6. Значит кто-то уступил свою позицию. Содержание игры может усложнятся. (Например, счет от 1 до 20, называя только числа, кратные трем)

Игра «Слепая геометрия»

Для этого нужно встать в круг на расстоянии руки друг от друга, (Ведущий кладет в круг веревку). Первое, что должны сделать с завязанными глазами — найти веревку и взять ее в руки. Затем вы должны построить из веревки треугольник. При этом нельзя класть веревку на пол и держать ее должны обеими руками все участники.

-Вы можете свободно общаться, договариваться

Возникали ли во время выполнения задания трудности с общением, пониманием друг друга или выражением своих мыслей?

Когда и как вы их решали?

Как каждый из вас ощущал себя во время упражнения?

Возникали ли у вас раздражение, гнев?

Были ли моменты радости, удовольствия?

Данное упражнение замечательно работает на сплочение команды, но помимо этого обладает потрясающим развивающим эффектом, который заключается в том что несмотря на завязанные глаза, зрение постепенно возвращается!  

Игра «Гусеница»

Данное упражнение замечательно работает на сплочение команды, но помимо этого обладает потрясающим развивающим эффектом, который заключается в том что несмотря на завязанные глаза, зрение постепенно возвращается! Кстати, это упражнение очень хорошо проводить и с детьми с овз, которые тоже, как и другие дети, начинают как бы "видеть"друг друга, взаимодействовать вполне успешно и легко чувствовать себя нужным звеном в команде.

- А сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой сцене. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите мяч. Дотрагиваться руками до мяча строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение:

-Что испытывали при выполнении задания?

Можно считать слабым звеном того, кто уронил мяч? (Нет, п. ч при повторе игры мяч может упасть у другого. В команде не может только один нести ответственность. Результат зависит от сплочённости команды.

 

Игра «Дом»

Участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Вопросы для обсуждения:

 Как проходило обсуждение в командах?

 Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

  Почему Вы выбрали именно эту роль?

Необходимо подчеркнуть, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

 Какие универсальные учебные действия сформированы у героев сказки?

1. Умеют взаимодействовать друг с другом.

2. Работают индивидуально.

3. Умеют работать в команде.

4. Умеют использовать в работе нужные предметы.

5. Каждый самостоятельно решает проблему.

6. Договариваются друг с другом, планируют свою деятельность.

7. Применяли свои знания в новой ситуации.

8.Делали работу в паре.

9. Сотрудничали в совместном решении проблемы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе средствами технологии проблемного обучения

В данной статье анализируются противоречия, возникающие при проведении уроков математики, и предлагается решение данных противоречий....

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

"Коллективная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников"

В данной статье автор делится личным опытом использования приема " Кластер" на различных этапах работы с учениками...