"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната"
статья

Ибрагимова Гузаль Наильевна

«Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснить им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гузаль Наильевна Ибрагимова

Воспитатель, высшая категория

КОУ" Ларьякская школа - интернат для обучающихся с ОВЗ"

с. Ларьяк Нижневартовский район  ХМАО-Югра

Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях школы - интерната.

«Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснить им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении». 

В.А. Сухомлинский

     Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

    Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

     Эффективность воспитания и обучения ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Главный координатор, организатор работы с семьей является классный руководитель. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности.  Основная роль заключается в налаживании постоянного сотрудничества, взаимосвязи  всего классного коллектива, включающего педагогов, родителей и детей. Сотрудничество  с семьей учащихся с ОВЗ - это ежедневная кропотливая работа, которая требует индивидуального подхода к каждому родителю в вопросах обучения и воспитания. Классному  руководителю необходимо создать демократичный стиль отношений, сделать так, чтобы семья стала единомышленником, союзником. От взаимоотношений с родителями, от  умения правильного сотрудничества, зависит результативность работы.

    Из-за низкого уровня образования и культуры многие родители не могут самостоятельно определить перспективы развития своих детей. Поэтому организовывая работу с семьями воспитанников с ОВЗ школы-интерната необходимо учитывать:

  • социальное положение, бытовые условия семьи;
  • психофизические особенности ребенка;
  • положение ребенка в семье;
  • особенности методов воспитания, внутрисемейные отношения;
  • удаленность места жительства семей от школы-интерната.

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи:

  • систематичное изучение семьи, условий и особенностей воспитания;
  • установление доверительных отношений с родителями;
  • способствование сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей;
  • оказание психолого-педагогического просвещения родителей;
  • вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс.

Принципы работы с родителями:

 

  • Личностно-ориентировочный подход к детям, к родителям, когда необходимо учитывать личностные особенности ребенка, семьи;
  • Гуманно - личностный основе взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, вера, терпение и терпимость по отношению друг к другу;
  •  Принцип комплексности - психолого-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе: в тесном контакте администрации, педагога-психолога, социального - педагога, учителя, воспитателя, родителей.
  • Принцип доступности

Специфические обязанности классного руководителя по отношению к родителям: 

  • вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
  • поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка;
  • важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

Направления воспитательной работы:

  • Поддержка и повышение социального статуса семей
  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  • Оптимизация детско-родительских отношений

 

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

  • Индивидуальные
  • Коллективные
  • Наглядно - информационное обеспечение.

    Работая классным руководителем, имею возможность хорошо изучить семьи воспитанников, их внутрисемейные отношения, воспитательные ресурсы, социальное окружение. Форма общения с родителями не носит назидательного, поучающего характера, а является совместной, при рассмотрении актуальных проблем воспитания и обучения. Работая с детьми с начального звена до окончания школы, поддерживая постоянную связь с родителями, в результате постепенно формируются доверительные отношения. Все это способствует эффективному  взаимодействию школы и семьи.

     В моей группе 12 воспитанников,  4 человека - из многодетных семей, 5- из неполной семьи, 3 –из опекаемых  семей. Все эти категории требуют особого подхода для определения форм работы с родителями, т.к. в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами. Не найдя к ним правильного подхода, можно  столкнутся с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.

Например, совместное обсуждение с родителями результатов обучения и воспитания подростка, поиск причин плохой динамики одним родителям помогает адекватно оценить возможности своего ребенка, другим – раскрыть способности и возможности ребенка, вызвать интерес к его успехам, повысить чувство ответственности за его воспитание.

     Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, ежегодно в самом начале работы с родителями изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы:

  • анкетирование;
  • опрос;
  • беседа.

Структура работы с родителями

анкетирование                                                                   проектная деятельность

посещение семьи                                                          переписка в мессенджере «Viber» 

приглашение в школу                                             общешкольные мероприятия

родительское собрание (дистанционно)

индивидуальные консультации, беседы

переписка в мессенджере «Viber» 

письменная форма информирования

План работы с родителями обучающихся 7-9 классов на 2020-2021 учебный год

Сроки проведения/месяц

Мероприятия

Постоянно

Переписка в  мессенджере«Viber»-группа «Родители»

Сентябрь

Анкетирование родителей. Индивидуальные беседы. «Особенности адаптационного периода», «Режим дня», «Карантинные мероприятия в период пандемии».

Октябрь

Посещение семей учащихся. Родительское собрание. Повышение воспитательной  функции семьи

«Права и обязанности родителей», «Роль семьи в формировании личности ребенка».

Ноябрь

Совместная проектная работа по теме: « Моя малая Родина»

Беседа: «Роль семьи в формировании школьных успехов ребенка». Итоги успеваемости и поведения за I четверть.

Декабрь

Итоги успеваемости и поведения за II четверть.

 Анализ учебных достижений учащихся за I полугодие

 Индивидуальная беседа с родителями о занятости и поведении детей во время каникул: «Свободное время подростка»

Январь

Беседа: «Профилактика вредных привычек»

Февраль

Беседы:«Климат семьи» ;«Грубость и непонимание в семье»;

«Буллинг-что это значит? »

Март

Итоги успеваемости и поведения за III четверть.

Апрель

Беседы: «Здоровье – как жизненная ценность», Родительское собрание 9 класс: "Профориентация подростка»

Май

Родительское собрание: Анализ учебных достижений учащихся 7-9 классов за год.Индивидуальная беседа о занятости и поведении детей во время каникул: «Каникулы и безопасность»

     Телефонная связь с родителями - современная форма взаимодействия семьи и воспитателя, неформальная, но очень эффективная. Для постоянной связи с родителями, воспитанников использую мобильную телефонную связь т.к. основной состав проживающих воспитанников – это дети из других населенных пунктов. 

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие методы и формы:

Анкетирование 

  • знакомство с семьей учащихся начинается для меня с анкетирования, которую я провожу по телефону. Анкета включает не только стандартные вопросы с информацией: о родителях, занятости, здоровья ребенка, но и вопросы, которые позволяют мне узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Изучая семьи детей, составляю  социальный паспорт воспитанника и его семьи.

Посещение семьи 

  • эффективная форма индивидуальной работы с родителями;
  • при посещении семьи знакомлюсь с условиями жизни ученика;
  • провожу беседу с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка.

Приглашение в школу 

  • приглашаю родителей (законных представителей) на общешкольные мероприятия, но ввиду отдаленности места жительства, не все родители могут посетить такие мероприятия. В основном это могут быть родители приходящих детей.

Индивидуальные консультации, беседы по телефону и  при личной встрече с  родителями

Индивидуальные консультирования по обращениям (по итогам обследования, по успеваемости) способствуют созданию хорошего контакта между родителями и классным руководителем.

В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Переписка в мессенджере «Viber»:

группа «Родители»

  • работа  школы-интерната;
  • режимные  моменты;
  • памятки с различной информацией, которая постоянно обновляется;
  • видео, фотографии творческих работ, грамот, дипломов детей за участие в различных конкурсах, олимпиадах разного уровня; фотографии с экскурсий, выездов на школьную базу, походов в лес; 
  • поздравление с праздниками;
  • советы и пожелания в воспитании детей.

группы: «Родители-педагоги-7 класс», «Родители-педагоги-9 класс», созданы для дистанционного обучения.

Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Письменная форма информирования родителей:

  • памятки;
  • табеля успеваемости;
  • характеристики.

Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность 

Совместная работа способствует налаживанию контакта между родителями, детьми и мной, имеет  огромный  воспитательный эффект.

     Хочется отметить то, что все родители, опекуны активно идут на контакт, принимают участие в учебно-воспитательной работе, интересуются своими детьми, общаются  с администрацией, педагогами.

     Показателем эффективности названных форм работы можно считать активную позицию родителей в процессе воспитания детей, наличие в сознание родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения и воспитания детей. В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что классный руководитель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. 

     Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Формы и методы работы классного руководителя с родителями разнообразны. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями, и привлечение родителей к ...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их рабо...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями.

Методическая разработка по работе с родителями классного руководителя(формы и методы)...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации

В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи....