Памятка для педагогов «Как работать с неуспевающими учениками»
статья

Саакян Мари Самвеловна

Памятка для педагогов «Как работать с демотивированными и низкообучемыми неуспевающими учениками»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов «Как работать с демотивированными неуспевающими учениками»

Основные рекомендации

  1. Помните, что с немотивированными учениками любые наказания не срабатывают и дают обратный результат. Не надо критики и «террора оценками». Не воспитывайте, а давайте задания и знания.
  2. Совершенствуйте технологию ведения уроков. Низкая мотивация учеников, как правило, говорить о неэффективных педагогических приемах, неумении подать материал, неверно подобранном темпе урока. Используйте элементы проблемного обучения. Давайте поисковые задания: соберите сведения, найдите материал, угадайте, выберите, предложите разные объяснения, найдите еще свойства, задайте еще вопросы, объясните это малышу и проч. Включайте в урок задания практического типа (исследовать, рассмотреть, определить свойства, сформулировать собственные идеи и вопросы, сделать тест, зашифровать правило, подготовить краткую памятку). Давайте творческие и занимательные задания. Периодически проводите уроки нестандартных типов: урок – конференция, урок – ток-шоу, урок – игра, урок - взаимообучение и проч.
  3. Ставьте четкие цели урока и следите за тем, чтобы урок имел ясную структуру и допускал диалог между учениками и учителем. Избегайте монотонности. Слушайте ответы учеников, задавайте к ним вопросы, просите аргументировать разные точки зрения. Поощряйте вовлеченность: проявите интерес к вопросам и ответам, даже к невербальным проявлениям внимания, давайте содержательную обратную связь (по сути высказывания или действия ученика), говорите о позитивном влиянии активности на освоение материала. Вслух подводите содержательные итоги каждого структурного элемента урока. Кратко записывайте на доске основные идеи урока. Введите прием «Главные признаки»: в последние пять минут урока поручайте ученикам кратко и точно сформулировать главные признаки изученного (например, парабола – это…; главные черты Нового времени…).
  4. Следите за тем, чтобы фон вашего взаимодействия с учениками был позитивный. Реакция учеников на вечно недовольного, раздраженного, ехидного или замученного учителя – скука, протест, провокации. Контролируйте внешнее выражение эмоций. Следите за своей внешностью, говорите громко, бодро, не переходите на крик и причитания. Кратко реагируйте на ответы учеников («верно», «разве?», «еще пример», «работаем» и проч.). Обращайтесь к ученикам по имени. Не высказывайтесь негативно ни о каких особенностях учеников – оценивайте только работу. Начинайте и заканчивайте урок вовремя. Используйте перемены для своего отдыха.
  5. Давайте опыт успеха в обучении. Успех – самое мотивирующее условие обучения. Варьируйте сложность заданий, чтобы дать ученикам почувствовать, что они могут справиться с материалом. Поощряйте похвалой, вниманием, отметкой за активность и старание. Вслух отмечайте повышение вовлеченности, проявления любознательности, настойчивость учеников. Помогайте слабоуспевающим выполнить заданий и выставляйте за это положительную оценку без комментариев о сложностях. Говорите о хороших сторонах ответа, вопроса, работы класса. Используйте описательную похвалу: вслух перечислите все то, что сделано верно (правильно нашел условия, начал хорошо, это выписал).

Варианты заданий для получения положительных отметок

  1. Выполни 3 задания на выбор из предложенных.
  2. Выбери задание из трех предложенных: на тройку, на четверку или на пятерку. Отметка сразу ставится в журнал.
  3. Выбери тему из нескольких предложенных, подготовься к ответу по тему, расскажи материал учителю.
  4. Ответь на вопросы учителя по пройденному материалу в формате «да – нет»: учитель задает вопросы, ученик отвечает «да» или «нет», надо дать некоторое количество верных ответов (5 – 10), чтобы получить положительную отметку.
  5. Подготовь презентацию 3 – 5 слайдов по теме урока.
  6. Сделай памятку или схему о порядке выполнения заданий определенного типа.
  7. Выполни часть задания, данного группе. Каждый член группы выполняет свою часть задания.
  8. Сформулируй выводы по пройденному материалу.
  9. Выполни занимательное задание (головоломка по предмету, зашифрованное понятие, установление логических связей, поиск пропущенных элементов, задание на сообразительность).
  10. Подготовься и ответь по теме: накануне урока предупредите ученика, что завтра спросите его по определенной теме. Спросите и по возможности выставьте положительную отметку, назовите вслух сильные стороны ответа.
  11. Составь словарь понятий / формул. По словарю найди нужное понятие / формулу в ответ на вопрос учителя.
  12. Исправь ошибки в записи, сделанной учителем (другим учеником).
  13. Найди недостающий факт: данные, которых не хватает для решения задания.
  14. Составь классификацию понятий (кластер).

Ответь на вопрос, используя прием RAFT (Role – роль, Audiene – аудитория, Format – формат, Topic – тема), например: ты – блогер, твой ответ станет видеороликом для учеников твоего возраста и младше, в формате 2-минутного видео расскажи о законах Ньютона; ты – участник конференции, тебя слушают другие молодые исследователи, аргументированно расскажи о причинах глобального потепления.



Памятка для педагогов «Как работать с низкообучаемыми неуспевающими учениками»

Основные рекомендации

  1. В обучении всегда отталкивайтесь от практического опыта и наглядности. Не учите абстрактно. Ученики с низким уровнем познавательных способностей не освоят материал, данный абстрактно. Кладите на парту перед учеником образец выполненного задания.
  2. Давайте новый материал в замедленном темпе, небольшими фрагментами; многократно повторяйте; точно и кратко формулируйте понятия, алгоритмы, задания. Повторяйте инструкцию к заданию столько раз, сколько это понадобится ученику для понимания. Проговаривайте задачу и суть каждого этапа выполнения задания, его итог, напоминайте о том, какой следующий шаг надо сделать.
  3. Используйте задания самого простого уровня. Выставляйте положительную отметку за приложенные усилия, за частично верное выполнение задания. Опирайтесь в выставлении положительной отметки не на количество выполненных заданий, а на их правильность. Не позволяйте отсиживаться на уроке. Давайте посильные задания, вовлекайте в опрос, задавайте прочитать нужный фрагмент, выписать на доску формулу и т.п. Каждый ученик должен работать на уроке, организовывайте работу, используйте задания вариативной сложности и типа.
  4. Используйте прием «три на три» (элемент технологии совершенствования общеучебных умений В.Н. Зайцева): затруднительное для ученика задание трижды выполняется. Это может быть прочтение абзаца текста на иностранном языке, решение уравнения и т.п. Выполняя одно и то же короткое задание, он не просто тренирует умение, но и приобретает опыт успеха: обнаруживает, что выполнение дается все легче и легче. Существенно, чтобы задание было кратким.
  5. Используйте «сорбонки»: карточки, на которых кратко написаны формулы, слова, строки из таблицы умножения и проч., требующие освоения. Задание написано на одной стороне (например «7∙8»), верный ответ на другой («56»). Учитель молча показывает сорбонку, ученик дает ответ. Правильность можно оценивать словами «верно» или произнесением правильного ответа («56») либо словами «угадал» - «не угадал». Как только ученик запомнил правильный ответ, эта сорбонка больше не предъявляется.

Варианты заданий для получения положительных отметок

  1. Перескажи материал с опорой на конспект в тетради или текст учебника.
  2. Выполни задание по образцу.
  3. Найди соответствие между понятием и его определением.
  4. Найти соответствие между типом заданий и алгоритмом (формулой, правилом) его выполнения.
  5. Подготовь рукописный реферат объемом 3 – 5 страниц на заданную тему.
  6. Дай определение основных понятий по теме (список понятий дается ученику).
  7. Найди верные и неверные утверждения (решения, формулы).
  8. Заполни пустые колонки в таблице.
  9. Найти в тексте учебника фрагменты, в которых дается ответ на вопрос.
  10. Выбери правильные ответы в задании тестового типа.
  11. Приведи свои примеры изучаемого феномена.
  12. Сделай конспект по учебнику.
  13. Выдели главные идеи текста.
  14. Запиши верные обозначения переменных.
  15. Выдели условия (известное) и вопрос (неизвестное) в задании, объясни, как выполняют такие типы заданий (объяснение без выполнения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексивно - деятельностный подход как направление работы с неуспевающим учеником

В каждом классе есть дети, которые имеют трудности в обучении. Использование рефлексивно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы поможет справиться с некоторыми ошибками, пробл...

Работа с неуспевающими учениками.

Работа с неуспевающими учениками....

Принципы работы с неуспевающими учениками

Принципы работы с неуспевающими ученикамиВыделяют 3 основные причины неуспеваемости:1.       Физиологические;2.       Психологич...

Буклет - памятка для педагогов "Работа с неуспевающим учеником"

Памятка для педагога "Работа с неуспевающим учеником" включает в себя правила работы со слабоуспевающим учеником, анкету для изучения мотивации и адаптации ребенка, алгоритм работы с неуспевающим учен...

Работа с неуспевающими учениками. Рекомендации родителям и учителям.

Даны  рекомендации  и  советы  для  оказания  помощи  неуспевающим  или  отстающим  ученикам  со стороны  родителей и  педагогов...

Работа с неуспевающими учениками

Выявление неуспевающих учеников, причины, виды, методы работы...

Памятка для педагогов "Работа с неуспевающими учениками"

Рекомендации психолога педагогам по работе с неуспевающими учениками....