Программа учителя-предметника и классного руководителя по профилактике неуспеваемости
рабочая программа

Саакян Мари Самвеловна

Программа учителя-предметника и классного руководителя по профилактике детской неуспешности состоит из двух разделов, где содержаться рекомендации по профилактике учебной неуспешности и программа профилактики неуспеваемости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа учителя-предметника и классного руководителя по профилактике детской неуспешности  

2023 г.

Содержание

  1. Рекомендации по профилактике учебной неуспешности:
  1. Введение        3
  2. Школьная неуспеваемость. Виды и типология неуспеваемости        4
  3. Индивидуально-типологические особенности детей и трудности обучения        8
  4. Этапы формирования школьной неуспеваемости        10
  5. Пути устранения школьной неуспеваемости        11
  1. Типовая программа профилактики учебной неуспешности:
  1. Цель и задачи реализации программы        18
  2. Целевые показатели программы        19
  3. Методы сбора и обработки информации        20
  4. Сроки реализации программы        20
  5. Меры и мероприятия по достижению цели и задач        21
  6. Исполнители        21
  1. Рекомендации по профилактике учебной неуспешности.
  1. Введение

Актуальность проблемы школьной неуспешности связана с представлениями о том, что способность системы справляться с учебной неуспешностью обучающихся в значительной степени характеризует ее качество. При этом в любой образовательной организации встречается учебная неуспешность обучающихся, то есть ситуация, когда обучающиеся оказываются не в состоянии по тем или иным причинам полноценно осваивать образовательную программу. В методические рекомендации ФИОКО по развитию механизмов управления качеством выделяются «три различных уровня проявления проблемы учебной неуспешности:

− наличие некоторой группы неуспевающих (практически в любой ОО);

− наличие существенных факторов риска снижения в ОО образовательных результатов (ресурсные дефициты, особенности контингента обучающихся, социально экономический контекст и т.п.);

− наличие в ОО значительной части обучающихся, уже демонстрирующих признаки учебной неуспешности, проявляющиеся в фактической неуспеваемости (школы с низкими образовательными результатами)».

«Данное разграничение носит условный характер. Так, первая и третья группа отличаются только масштабом проблемы и без точных количественных показателей не могут быть разделены. Кроме того, школы с низкими образовательными результатами, как правило, испытывают на себе влияние существенных факторов риска снижения результатами, то есть последняя из перечисленных групп преимущественно является подмножеством второй. Наконец, какое-то количество неуспевающих есть почти в любой школе, то есть к первой группе могут быть причислены почти все школы. С другой стороны, каждый из перечисленных уровней проявления учебной неуспешности требует своих подходов, направленных на решение проблемы»1.

В данных рекомендациях профилактика учебной неуспешности рассматривается как неотъемлемый компонент внутришкольной и муниципальной систем управления качеством образования, в основе которых лежит управленческий цикл.

1 Методические рекомендации федерального института оценки качества образования по развитию механизмов управления качеством образования, 2022 год

  1. Школьная неуспеваемость.

Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при её изучении. Проблема неуспеваемости является и педагогической, и психологической, и медицинской. Число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растёт, даже несмотря на то, что данной школьной проблематике современные педагоги и психологи уделяют пристальное внимание. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Наука выделяет три основных фактора успеваемости учащихся:

  • требования к учащимся, вытекающие из целей школы (основа для разработки контрольных заданий и критериев отметок). Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
  • психофизические возможности учащихся. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся учителя каждого учебного предмета должны ориентироваться на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста. Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно- воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.
  • социальные условия — это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое.

Отставание и школьная неуспеваемость.

«Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой успеваемости». (Цетлин В.С., доктор пед. наук, профессор). Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным

требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены пробелы в знаниях. В. С. Цетлин выделяет этап отставания, как начало неуспеваемости. Отставание может проявляться из-за негативного опыта, который накапливается у школьника вследствие появления и увеличения непреодоленных трудностей. Они не позволяют детям успешно осваивать учебный материал, и это становится причиной появления и накопления пробелов в знаниях, и собственно, отставания. Таким образом, неуспеваемость - итог процесса отставания.

Виды неуспеваемости: общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трём наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика), неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету (относительно легко преодолеваемая)

Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, с первого класса. Причины отставания могут быть следующие: педагогическая запущенность (это дети, с которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу), психологическая неготовность к обучению (часто сочетается с педагогической запущенностью),низкая обучаемость (характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей), нарушение функций анализаторных систем (в первую очередь, это дети с нарушениями зрения и слуха), недостаточное развитие образного мышления (такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с заданным способом решения)

Поздняя неуспеваемость появляется уже при обучении в средних классах школы. При переходе из начальной школы в среднее звено качество знаний учащихся снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся раньше, резко снижают уровень успеваемости. Дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе, лучше многих одноклассников. Учиться в начальной школе им было достаточно легко, они достигали успеха без особого труда. В среднем звене требования к учащимся становятся более серьёзными, а умения и желания трудиться у этих ребят остаются на уровне начальной школы. Учебные неудачи приводят к изменению учебной мотивации. Ребёнок перестает учиться. Переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое

нежелание учиться, как правило, приводит к неуспеваемости бывших «троечников». Одной из частых причин неуспеваемости также является то, что большую часть времени ребёнок посвящает своему увлечению.

Типология неуспевающих, основанная на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности (типология по Блонскому П.П.)

К        первому типу неуспевающих школьников Блонский П.П. отнёс так называемого «плохого работника». Его основные черты:

  • задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
  • работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
  • не подмечает своих неудач и трудностей;
  • не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
  • либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
  • индифферентно относится к результатам работы.

Другой тип неуспевающего ученика назван патологическим. Это эмоциональные школьники, имеющие неудачи в обучении и встречающие специфическое отношение к себе окружающих. Они заявляют о своем неумении еще до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих и тяжело переносят трудности и неудачи.

Типы неуспевающих учеников (Типология по Мурачковскому Н.И):

  1. тип – «Хочет, но не может» Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков) при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
  2. тип – «Может, но не хочет» Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
  3. тип – «Не хочет и не может» Неуспевающие ученики, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Ниже приводятся развернутые характеристики типов неуспевающих учеников:

«Хочет, но не может». Для школьников данного типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций, слабое развитие процесса мышления вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощённого подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы. Неуспех в учёбе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей своё отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

«Может, но не хочет». Дети данного типа приходят в школу с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. При отсутствии устойчивой мотивации к учёбе эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп.   Неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их высокими интеллектуальными возможностями и слабой реализацией этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведёт к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

«Не хочет и не может» Для учеников этого типа характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьёзные трудности в усвоении учебного материала. Учебная деятельность свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность, отчётливо проявляется узость мышления. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.

  1. Индивидуально-типологические особенности детей и трудности обучения.

На учебную успеваемость большое влияние оказывают устойчивые индивидуально - психологические особенности учащихся – особенности нервной системы.

Наиболее заметно влияют на обучение сила и подвижность нервной системы, а также уравновешенность нервных процессов. Сила / слабость нервных процессов — это способность / неспособность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю.

Таким образом, сила нервной системы характеризует её выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. В свою очередь, человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью. Подвижность / инертность нервных процессов выражается в способности / неспособности быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и наоборот.

Соответственно, человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов. Уравновешенность / неуравновешенность означает одинаковую / разную выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов, их баланс / его отсутствие по силе и подвижности. У ребёнка просто не останется моральных сил, чтобы тратить их на учёбу.

Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

  1. Длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;
  2. Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности, если на неё отводится ограниченное время;
  3. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
  4. Работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; особо следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
  5. Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
  6. Работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
  7. Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды, учебник), требует делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т. д.);
  8. Работа в шумной, неспокойной обстановке;
  9. Работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;
  10. Работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
  11. Ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

Учебные ситуации, в которых особые затруднения возникают у учащихся с инертным типом протекания нервных процессов:

  • когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
  • когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
  • когда время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
  • когда требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
  • когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой; когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
  • выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы

В вышеуказанных ситуациях, встречающихся довольно часто, у учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед слабыми и инертными.

Хотя учебная деятельность предъявляет различные требования к самым разным сторонам работы нервной системы и, следовательно, в одних случаях стимулирует проявления силы и подвижности, а в других — слабости и инертности, тем не менее нужно признать, что в ней чаще возникают такие ситуации, которые более благоприятны для динамических особенностей сильных и подвижных учащихся, и реже такие, которые более благоприятны для динамических особенностей слабых и инертных.

По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении, чем сильные и подвижные, и чаще встречаются среди неуспевающих

4. Этапы формирования школьной неуспеваемости. Психологи выделяют три этапа формирования неуспеваемости:

  1. Появление и накопление непреодоленных трудностей;
  2. Отставание в учении;
  3. Неуспеваемость.

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

Психологические факторы, отрицательно влияющие на успеваемость детей в школе.

  • Одним из серьезных психологических факторов является травля в классе. Травля (или «буллинг») может серьёзно повлиять на успеваемость, поскольку моральные силы ребёнка будут полностью уходить на противостояние негативу, а на учёбу их уже не хватит.
  • Конфликты с учителями. Конфликты с учителями могут проявляться в самых разных формах: это может быть, например, занижение оценок или постоянные придирки. Чем младше ребёнок, тем сильнее это на него повлияет, поскольку в начальных классах учитель обладает большим авторитетом перед школьниками.
  • Смена школы. В новой школе ребёнку всегда приходится непросто. Адаптация к новым условиям - непростой период в жизни. Иногда это может стать причиной снижения успеваемости.
  • Неблагополучные семьи. У детей из неблагополучных семей часто встречается сниженная успеваемость. Детьми из неблагополучных семей меньше занимались в детстве. Таким образом, к школе они недостаточно развиты и у них меньше навыков по сравнению с их сверстниками. Часто дети из неблагополучных семей растут в крайне напряженной психологической и экономической обстановке, что также влияет на их успеваемость. Постоянный стресс не дает сфокусироваться на учёбе, а незаинтересованность родителей в этом вопросе только усугубляет положение дел.
  • Напряжённые отношения в семье. Любые конфликтные ситуации в семье так или иначе отражаются на ребёнке, на его эмоциональном состоянии, а в последствии и на успеваемости.
  • Различные трагедии, произошедшие в жизни. Любые трагические события, произошедшие с ребёнком в жизни, оставят неизгладимый отпечаток и повлияют на её общее качество.

5. Пути устранения школьной неуспеваемости

Необходимо обратить внимание на первые признаки неуспеваемости.

Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

К основным признакам неуспеваемости учащихся относятся наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия, наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков, недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Как предупредить неуспеваемость?

Этап урока

Действия педагога.

Контроль подготовки школьников

Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник пропустил предыдущий урок,

проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставания.

Изложение нового материала

Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы,

которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащимися

Самостоятельная работа

Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу.

Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс.

Домашнее задание

В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам чёткие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью

исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе

  1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам: в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности; в средних классах, развивая указанные для

младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению; × особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников; в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения; на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.

  1. Диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Возможен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
  2. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учёбе. Как правило, это дополнительные консультации. Преимущества последних в том, что проводятся они по результатам диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
  3. Воспитательное воздействие. Как правило, неудачи в учёбе часто связаны с плохим воспитанием, поэтому с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.

Необходимым условием является оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

  • Это контроль подготовленности учащихся.
  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть вопроса.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
  • Изложение нового материала: поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
  • Самостоятельная работа учащихся на уроке: разбивка заданий на части, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приёма и способа выполнения задания.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.
  • Организация самостоятельной работы вне класса: выбор для групп слабоуспевающих учеников наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.        Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися: составление индивидуальных заданий по темам; использование наглядного материала; специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы; дифференцированные задания отстающим; проведение консультаций, проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика

Рекомендации по работе с детьми со слабой и инертной нервной системой:

  • не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
  • дать достаточно времени на обдумывание и подготовку;
  • желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
  • не рекомендуется давать для усвоения в ограниченном промежутке времени большой материал, желательно постараться разбить его на отдельные информационные части и давать их постепенно, по мере усвоения;
  • лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
  • путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями «отлично»,

«молодец», «умница» и т.п.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться, эта уверенность поможет им в стрессовых ситуациях, при выполнении контрольных, самостоятельных работ;

  • следует осторожно оценивать неудачи учеников, ведь они и сами очень болезненно относятся к ним;
  • следует в минимальной степени отвлекать их, стараться не переключать их внимание, создавать спокойную обстановку

Положительные стороны учащихся со слабой нервной системой заключаются в том, что они могут работать в ситуации, требующей монотонной работы, по алгоритму или по шаблону; любят работать обстоятельно, последовательно, планомерно, по расписанным этапам работы; планируют предстоящую деятельность, составляют планы в письменной форме; предпочитают использовать внешние опоры, наглядные изображения (графики, схемы, рисунки, таблицы); склонны к тщательному контролю заданий и проверке полученных результатов. К положительным сторонам учащихся с инертными нервными процессами относят: способность работать долго, не отвлекаясь; хорошо выполнять однообразную деятельность; высокую степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; неторопливость, выдержку.

Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования.

Доверие — это понимание учеником того, что учитель думает вместе с ним, переживает вместе с ним и радуется вместе с ним и за него. Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной, так как учебная мотивация – это основополагающий компонент учебного процесса и её уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Надо помнить, что слабоуспевающий ученик является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу школьнику. Чаще всего ребёнку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома. Каждый ребёнок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять её развитие

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими детьми (индивидуальная работа).

Деятельность учителя со слабоуспевающими школьниками предполагает выявление образовавшихся пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся и организацию своевременной ликвидации этих недостатков. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать общеучебным умениям и навыкам, формировать универсальные учебные действия. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Для повышения эффективности предлагаем алгоритм для учителя по работе со слабоуспевающими детьми и для организации индивидуальной работы:

  1. Выяснить индивидуально-психологические особенности ученика (помощь психолога, классного руководителя).
  2. Затем, учитывая особенности нервной системы, придерживаться следующих правил: а) не задавать неожиданных вопросов, готовить ребенка перед ответом. Дать время на подготовку и обдумывание; б) практиковать ответы в письменной форме; в) не требовать немедленного включения в работу; г) не следует спрашивать таких детей в начале урока; д) не заставлять сразу отвечать новый материал. Оставить вопрос на следующий день; е) ввести определенную тактику поощрений (не только оценка, но и слово учителя). Все неудачи таких детей оценивать очень осторожно; ж) обязательно давать дополнительное время для проверки и исправления; з) не требовать быстрого изменения неудачной формулировки и помнить, что такие дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий; и) при работе с большим и сложным материалом помочь ребенку разбить его на куски и работать с каждой частью по мере усвоения материала.

Рекомендации родителям

Для работы с родителями предлагаются рекомендации, призванные улучшить контроль и помощь со стороны родителей слабоуспевающим учащимся.

  1. При работе дома. У ребенка должна быть возможность работать в том ритме, в каком работает его мозг. Как только ребенок начинает отвлекаться, перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапки, «мечтательно» смотреть в пространство и т.п., надо сразу прекратить занятие, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.
  2. Родителям или кому-нибудь из взрослых желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать).
  3. Сохраняйте спокойствие, при выполнении домашнего задания. Не раздражайтесь и не нервируйте ребенка. Не ругайте его за то, что он постоянно отвлекается.
  4. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком.
  5. Дайте ребенку отдохнуть, прежде чем он начнет переписывать задание на чистовик.
  6. Выполняйте домашнее задание в первой половине дня. Ребенок не может сохранять работоспособность до позднего вечера. Так как утомление имеет свойство накапливаться, несмотря на то что ребенок отвлекается от выполнения заданий и отдыхает. Накапливающееся утомление мешает ребенку запоминать и понимать полученную информацию.
  7. Длинное стихотворение учите небольшими отрывками, не все сразу. Затем повторите его.
  8. Сделайте небольшой перерыв после повторения заученного стихотворения или правила.
  9. Вечером прочитайте ребенку то, что ему надо запомнить. Но не требуйте от него, чтобы он это повторил. Дополнительное прослушивание информации поможет ее запомнить и не приведет к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может привести к перенапряжению ребенка и утром он ничего не сможет вспомнить.
  10. Делайте перерывы в занятиях. Самое вредное для здоровья ребенка держать его за столом до тех пор, пока все уроки не будут сделаны. Такая тактика не приносит положительных результатов в учебе.
  11. Дайте ребенку четкую короткую инструкцию для выполнения каждой части домашнего задания.
  1. Программа профилактики учебной неуспешности.
  1. Цель и задачи реализации программы.

К основным категориям детей с рисками учебной неуспешности относятся следующие категории:

  • учащиеся с низкой академической успеваемостью;
  • учащиеся, у которых наблюдаются проблемы в поведении;
  • дети из социально-неблагополучных семей и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В зависимости от категории учащихся в каждой школе  работа может быть выстроена по следующим направлениям:

  1. индивидуализация обучения;
  2. психолого-педагогическое сопровождение;
  3. включение учащихся в систему дополнительного образования, участие в конкурсах и олимпиадах.

Целью программы является снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности за счет системного преодоления дефицитов организации образовательного процесса посредством разработки и поэтапного внедрения системной работы с участниками образовательных отношений.

Основными задачами являются следующие:

  1. выявить        причины        затруднений        учащихся        по        результатам        мониторинга        предметных        и        метапредметных результатов в рамках внутренней системы оценки качества образования;
  2. обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности;
  3. включить в систему наставничества не менее 50% обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности;
  4. обеспечить учет индивидуальных результатов каждого обучающегося всеми участниками образовательных отношений;
  5. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение        учащихся с рисками учебной неуспешности и их родителей (законных представителей);
  6. обеспечить охват обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями.

1. Целевые показатели программы:

Показатель 1. Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, у которых определены причины

затруднений в усвоение учебного материала.

Показатель 2. Разработаны индивидуальные планы по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности.

Показатель 3. Доля обучающихся, для которых разработаны и реализуются программы наставничества по ликвидации затруднений.

Показатель 4. Наличие документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс по достижению предметных, метапредментых результатов у 100% обучающихся.

Показатель 5.        Разработан и утвержден график оказания психологической помощи учащимся и родителям (законным представителям)

Показатель        6.        Доля        обучающихся,        имеющих        риски        учебной        неуспешности,        охвачены        программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями;

Показатель 7. доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности принимают участие в конкурсах.

Долю определяет сама образовательная организация в зависимости от условий и категорий обучающихся с рисками учебной неуспешности.

1.        Методы сбора и обработки информации.

  • диагностика        индивидуальных особенностей        познавательных        процессов обучающихся        с        рисками        учебной неуспешности;
  • проведение мониторинга качества образования в рамках школьной системы оценки качества образования.

  1. Сроки реализации программы.

№ п/п

Этап

Сроки

Содержание

1

Аналитико-диагностический

Август-сентябрь 202

 года

1. Анализ исходного состояния и тенденций развития        для понимания реальных возможностей                и сроков исполнения программы.

2

Основной

Октябрь-май 202

_года

1. Внедрение        действенных        механизмов

реализации программы;

2. Промежуточный        контроль        реализации

программы,        предъявление        промежуточного опыта школы

3

Практико-прогностический,

Апрель-май 202

_ года

  1. Реализация, анализ, обобщение результатов повседневной работы школы;
  2. Подведение итогов, осмысление результатов реализации Программы;
  3. Оценка        ее        эффективности        на        основе достижения показателей

  1. Меры и мероприятия по достижению цели и задач.

Перечень мероприятий представлен в дорожной карте (Приложение 1).

  1. Исполнители.

Для управления реализацией данной программы создана рабочая группа в состав которой входят:

  • директор школы;
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе
  • классные руководители;
  • руководители школьных методических объединений;
  • представители родительского комитета;
  • учителя-предметники.

Приложение 1.

Дорожная карта реализации программы

Задача

Мероприятие, меры

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

Показатели

1. Выявить причины затруднений                        по результатам мониторинга предметных                                и метапредметных результатов        в        рамках ВСОКО

Проведение   мониторинга        с целью:

  • определения затруднений при освоении основной образовательной программы;
  • выявления индивидуальных особенностей

познавательных        процессов обучающихся

Август

заместитель директора по УВР, классный руководитель

Карты        затруднений                по результатам мониторинга предметных                                                                и метапредметных результатов                в                        рамках ВСОКО                для                                всех обучающихся,                имеющих риски                                        учебной неуспешности

Доля обучающихся, у        которых

определены причины затруднений        в усвоении        учебного материала

2. Обеспечить разработку и        реализацию индивидуальных                планов по        ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся,        имеющих риски                        учебной неуспешности

1. Консультационный семинар на тему: «Разработка индивидуальных планов по ликвидации        академической неуспеваемости        для        всех обучающихся,                        имеющих

риски учебной неуспешности

Сентябрь

заместитель директора по УВР, классный руководитель, учитель-предметник

Индивидуальные        планы по        ликвидации академической неуспеваемости

Разработаны индивидуальные планы        по

ликвидации академической неуспеваемости для всех        обучающихся, имеющих        риски учебной неуспешности

2. Проведение родительского собрания        «Причины школьной неуспешности и

пути ее преодоления»

Сентябрь

3. Разработка индивидуальных планов по ликвидации        академической неуспеваемости        для        всех

обучающихся,        имеющих риски учебной неуспешности

Сентябрь

4. Проведение        мониторинга промежуточных                итогов

реализации индивидуальных

Ежемесячно, Октябрь-

апрель

планов        по        ликвидации академической неуспеваемости                для        всех

обучающихся,        имеющих риски учебной неуспешности

5. Проведение мониторинга динамики        достижения планируемых результатов

обучения

Апрель

3.Включить в систему наставничества не менее 50%        обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности;

1. Проведение консультационного семинара по        разработке        программ наставничества                для обучающихся,        имеющих

риски учебной неуспешности

Сентябрь

заместитель директора по УВР, классный руководитель,

Программы        наставниче- ства

Для        50%

обучающихся, имеющих        риски учебной неуспешности, разработаны                        и реализуются программы наставничества        по ликвидации затруднений

2. Разработка        программ наставничества                для обучающихся,         имеющих

риски учебной неуспешности

Сентябрь

3. Проведение индивидуальных                        бесед        с участниками        реализации программ наставничества с привлечением                родителей

(законных представителей)

Сентябрь

4. Проведение мониторинга промежуточных                итогов реализации        программ наставничества                        для

обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности

Ежемесячно, октябрь - апрель

4. Обеспечить        учет

индивидуальных

1. Разработка        локального

акта,        регламентирующего

Август

заместитель

директора по УВР

Документы,   отражающие

достижения        и

наличие

документов,

результатов        каждого обучающегося                всеми участниками образовательных отношений;

учет        индивидуальных

результатов обучающихся

индивидуальный прогресс по        достижению предметных, метапредментых результатов

отражающих достижения                и индивидуальный прогресс        по достижению предметных, метапредментых результатов у 100% обучающихся.

2. Проведение педагогического        совета        по согласованию        локального акта,        регламентирующего

учет        индивидуальных результатов обучающихся

Август

3. Проведение родительских собраний        с        целью

ознакомления        всех участников образовательных отношений с локальным актом,     регламентирующим

учет        индивидуальных результатов обучающихся

Сентябрь

4. Заполнение        документов,

отражающих достижения и индивидуальный прогресс

Ежемесячно

5. Представление результатов работы с документами, отражающими достижения и индивидуальный прогресс на

классных часах

Ежемесячно

6. Проведение мониторинга заполнения        документов, отражающих достижения и индивидуальный прогресс, с целью внесения изменений в

индивидуальные планы и т.д.

1 раз в четверть

5. Обеспечить психолого- педагогическое

сопровождение учащихся

1. Проведение мониторинга с целью выявления группы

детей, испытывающих

Сентябрь

заместитель директора по

УВР,

1. Пакет        методик        по проведению        ранней

диагностики на   наличие

1. Составлен примерный пакет

диагностических

с рисками учебной неуспешности и их родителей (законных представителей)

различные трудности в обучении

педагог- психолог, классный руководитель,

признаков        отставания        в достижении                результатов освоения                        основной образовательной программы;

2. График        оказания психологической помощи учащимся и родителям (законным

представителям)

методик.

2. Утвержден график        оказания психологической помощи учащимся и родителям (законным представителям)

2. Составление        графика консультаций для учащихся и их родителей

Сентябрь

6. Обеспечить                охват 100%        обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, программами дополнительного образования                                в соответствии        с                их потребностями

1. Анализ        реальной структуры

обучающихся,                        имеющих риски учебной неуспешности и        выявление        их                реальных объективных образовательных потребностей                в                        занятиях организованным досугом (дополнительным

образованием, внеурочной деятельностью)

Сентябрь

заместитель директора по УВР,

классный руководитель,

Аналитическая справка

Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, охвачены программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями

2. Проведение кампании по

информированию        детей        и родителей                                                        целевой аудитории        о                возможности заниматься        по                        программам дополнительного образования                с                        выбором одной программы в рамках интересующей направленности                                        (ярмарка

программ,        день        открытых

Сентябрь

дверей);

3. Организация возможности психолого-педагогического консультирования обучающихся,        имеющих риски учебной неуспешности по        вопросу                выбора направленности и программы дополнительного

образования

Сентябрь

4. Проведение        записи обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности

на выбранную программу

Сентябрь

5. Участие        в

соревновательной (конкурсной) деятельности с возможностью состязаться в мастерстве        овладения        той или иной деятельностью, в том числе в мероприятиях, входящих                в                перечень олимпиад, интеллектуальных и        творческих        конкурсов, мероприятий, направленных на                                        развитие

интеллектуальных        и творческих способностей к занятиям физкультурой и спортом, интереса к научной, инженерно-технической,

изобретательской и иной творческой деятельности

в течение года, согласно графику проведения мероприятий

заместитель директора по УВР,

классные руководители

доля обучающихся, имеющих        риски учебной неуспешности принимают участие в        конкурсах        и олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы и методы работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

Презентация "Формы и методы работы по профилактике ПАВ" 10 класс...

план работы классного руководителя по профилактике суицида

Суицид частое явление в сегодняшней жизни. Поэтому этот материал пригодится классным руководителям, которые столкнулись с данной проблемой...

Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"

Семинарское заняиме с элементами тренинга для классных руководителей среднего звена...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...