Родительский урок «Читаем вместе» (Классный час для учащихся адаптивной школы)
консультация

Волкова Евгения Евгеньевна

Важность чтения в жизни любого человека настолько очевидна, что каждый, наверняка, хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности  мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл user_file_58f4d23d0e761.docx136.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

Родительский урок

«Читаем вместе»

(Классный час для учащихся  адаптивной школы)

Составила: Волкова Е.Е.

учитель рус.языка и чтения

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

1.Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению.

2.Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

Беседа  

Классный руководитель:

           Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из присутствующих  здесь, наверняка, хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности  мозга.

       Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.
             Однако мы отмечаем, что  едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. В результате замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему, как следствие, замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
        Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и его основа – привычка ребенка читать.

Анкета №1. «Любишь ли ты читать?»

  1. Любишь ли ты читать?
  2. Какую книгу ты читаешь сейчас?
  3. Читают ли тебе родители?
  4. Читаешь ли ты вместе с родителями?
  5. В твоей семье любят читать взрослые?
  6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
  7. Есть ли у вас дома интересные детские книги?
  8. Ходишь ли ты в библиотеку?
  9. Какую книгу сейчас читает мама? Папа?
  10.  Какие книги тебе больше всего нравится читать?

Попросить родителей ответить на вопросы

Анкета №2.  «Любит ли читать ваш ребенок?»

  1. Любит ли читать ваш ребенок?
  2. Какую книгу читает ваш ребенок сейчас?
  3. Читаете ли вы детям?
  4. Читаете ли вы вместе с ребенком?
  5. Любят ли в вашей семье читать взрослые?
  6. Как вы думаете, ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно?
  7. Есть ли в вашей  домашней библиотеке книги для вашего ребенка?
  8. Посещает ли ваш ребенок библиотеку?
  9. Какую книгу читаете вы сейчас? Ваш супруг(а)?
  10.  Книги  какого содержания предпочитает читать ваш ребенок?            

  СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ.  

Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин).

Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества.   К древнейшим видам устного народного творчества относят заговоры, в которых переплетались сказки, реальность и мечты.

В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.   Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.   XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений.            Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста.

Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и многие другие. В различных источниках: в художественной литературе, биографиях и воспоминаниях известных людей, можно встретить свидетельства того, как велика роль традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам и чтению, в сближении взрослых и маленьких членов семьи и, как следствие, установлении прочных и доверительных взаимоотношений между ними.    

 В первые годы после октябрьского переворота 1917 г. семейное чтение чуть было не приняло уродливые формы. Педагоги и теоретики библиотечного дела предлагали путем чтения вслух агитировать взрослых «за советскую власть»:, чтоб навеки прекратить вранье и ложь вредителей.       Во второй половине ХХ века традиция чтения вслух в кругу семьи постепенно утрачивалась, это было связано с появлением и развитием радио и телевидения, появлением «литературного радиотеатра», телеспектаклей, инсценировок произведений русской и зарубежной классики.    

        Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала  не последнее место – именно в детской литературе впервые появились  стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, ученые. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Федоров, «Азбука»; 1634 год – В.Ф.Бурцов, «Букварь»; XIX век – К.Д.Ушинский, «Детский мир»). С детства памятны нам сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Н.Афанасьева, Д.Н.Мамина-Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».

       Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, дорогие папы и мамы.

         Интерес к семейному чтению в последнее время требует возрождения. Систематическое общение «вокруг книги» будет  способствовать эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако, есть семьи, в которых  книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми.

Рекомендации для родителей

Что даёт совместное чтение, чтение вслух детям:

  • помогает установить контакт между детьми и взрослыми;
  • обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;
  • обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
  • учит думать, концентрирует внимание;
  • способствует развитию самоуважения;
  • расширяет знания;
  • облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;
  • помогает воспитанию моральных ценностей;
  • отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;
  •  нейтрализует негативное влияние массовой культуры;
  • нацеливает на получение новых знаний.

  Читайте совместно с ребёнком ежедневно не менее 30 минут!

  • совместное чтение вслух стимулирует  умственное развитие детей;
  • чтение вслух помогает детям познать мир и себя самих;
  • совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода.

Выводы:

           Семейное чтение – это не только чтение для детей и с детьми, но и сам круг чтения, составленный из произведений классических, любимых несколькими поколениями читателей, проверенных временем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Мы вместе!"

Занятие детско-родительского клуба "Радуга" для обучающихся 1-4 классов...

Родительское собрание. "Готовимся вместе к ГИА", презентация.

Только тесное сотрудничество и совместная работа  родителей и учителей помогут обучающимся успешно пройти ГИА....

Родительское собрание "Мы вместе"

Родительское собрание проходило вместе с детьми....

Сценарий родительского собрания "Счастливы вместе!"

Собрание проводится в форме ролевой игры, сопровождается показом презентаций «Счастливы вместе», «Счастье – это просто!»Цель: Формирование сознательного отношения к воспитанию детей и уважения к родит...

Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений "Мы вместе"

Целью данной программы является сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений.При работе с детско-родительской парой в данном направлении реализуются следующие задачи:1....

Родительское собрание "Мы - вместе!"

Родительское собрание нетрадиционной формы в подготовительной группе...

«Гармонизация детско- родительских отношений «Мы вместе» Психологический тренинг

Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам. Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить проблему «отцов и детей». Тренинговая форма п...