кл.час. «Диалог поколений» 5 класс
классный час (5 класс)

Шведова Галина Николаевна
Сформировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к близким людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.02 КБ
Office presentation icon презентация 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Диалог поколений»

Цель проведения мероприятия:

  1. Сформировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к близким людям.
  2. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
  3. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
  4. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
  5. Сплочение коллектива.
  6. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Способствовать формированию нравственных качеств.
  • Способствовать пониманию того, что благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. 

Воспитательные задачи:

  • Создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки.
  • Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
  • Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся.

Ход классного часа:

Слайд 2

Изречения: (на доске) «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы». (А. Н. Острогорский)

Ведущий (за сценой):

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Много тем посвящено вопросам времени и, тем не менее, разговоры про время остаются интересными и притягательными.

Слайд 3

Сегодня бытует мнение, что:

  1. У нас больше удобств, но меньше времени.
  2. Наши дома всё больше, а семьи всё меньше.
  3. Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла.
  4. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению.
  5. Больше специалистов, но еще больше проблем.
  6. Больше лекарств, но меньше здоровья.
  7. Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом.
  8. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом.
  9. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
  10. Это время быстрого питания, но медленного усвоения.
  11. Людей высокого роста, но низкой нравственности.
  12. Высоких доходов, но мелочных отношений.
  13. Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!

Мало того, говорят, что в 21 веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Но сегодня на нашем вечере мы попытаемся опровергнуть это утверждение.

Ведущий:В нашем зале присутствуют люди разных поколений, но что-то нас объединяет и роднит, как Вы думаете, что это?  Что все мы дети огромной страны. России. Это детство.

Ведущий:Это всё родное теплое и ценное, что живёт в наших умах, сердцах и передаётся из поколения в поколение.

Связь поколений — это живые нити к нам, живущим сегодня. И нам необходимо создавать новые связи и передавать из поколения в поколение историю, чтобы всегда оставаться на связи.

Слайд 4

Слайд 5

Хочу рассказать вам притчу.

   Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

   Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

- О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?

Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.


Слайд 6

- скажите , ребята , а родители рассказывали когда – нибудь о своем детстве вам?

- можете поделиться?

-рассказвали о том ,что они тоже были заняты, как и вы? ( пионеры- орлята России-Движение Первых)

Слайд 7 – комсомольцы – герои: А.Мотросов, З. Космодемьянская, О. Кошевой

Слайд 8

Ведущий:Уважаемые участники, у вас на столах лежат иллюстрации, на которых изображены предметы из детства ваших бабушек и дедушек. Ваша задача рассказать, что это за предметы и для чего они были нужны. Время на обсуждение 2 мин.

Ведущий взрослый: Да, это было время октябрят, пионеров и комсомольцев.

Конкурс

Дети часто слышат от родителей такую фразу «Не морочь голову!». Но на то они и дети, чтоб задавать вопросы, требовать ответы. Мы предлагаем вам поиграть в игру «Заморочки из бочки». Присутствующие по очереди должны ответить на вопросы своих современных детей, которые лежат в этом бочонке.

  1. Что тяжелее всего удалить с компьютера? (вирус)
  2. Что означает слово «ЛОЛ»? (смешно)
  3. Что означает фраза «До талого» (до конца)
  4. Что означает фраза «Кадку слил» проиграл в игре.
  5. Что такое «Траблы» (проблемы)
  6. Кто такой тащер ? (лучше всех играет)
  7. Что такое пакатухи? (катание на скутере)
  8. Что такое А-за-за (ха-ха-ха)

Ведущий: Увлекательной и интересной жизнью жили дети в те времена.

Ведущий: Сегодня мы живем в ином мире. Изменились взгляды и идеология, у современного человека совсем другие интересы и предпочтения. Но неизменными остались такие вечные ценности, как Доброта, Милосердие, Любовь к Родине, Забота о близких, Стремление к знаниям, Изучение культуры и Увлечение спортом.

Времена меняются, компьютер уже не диво дивное, а средство обучения. Педагоги осваивают новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем, а воспитанники? Какие они? 

Конкурс «Объяснялки»

ВСЕ ТРЫН-ТРАВА.

  1. Означает: все безразлично.
  2. Откуда пошло выражение: изначально выражение звучало как «тын-трава». Тын - забор. Тын-трава - трава подзаборная. То есть никому не нужный, безразличный сорняк.

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ.

  1. Означает: запомнить что-либо.
  2. Откуда эта крылатая фраза: носом на Древней Руси называли дощечку для записей. На ней делались зарубки для того, чтобы не забыть важную информацию.

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ.

  1. Означает: долго болтать ни о чем.
  2. Происхождение выражение: лясы - резные столбики перил у крыльца. Сделать их мог только настоящий мастер. И изначально выражение «точить лясы» означало «вести изящную, как лясы, беседу».

КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ.

  1. Означает: человек, на которого вешают грехи других.
  2. Откуда: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. В специальный день к священнику приводили козла. Священник клал руки на голову животного, произнося молитвы. Считалось, что грехи всего народа перешли козлу. После ритуала рогатого изгоняли в пустыню.

ПРОФЕССОР КИСЛЫХ ЩЕЙ.

  1. Означает: человек, который ничего не способен сделать нормально.
  2. Откуда: кислые щи в Древней Руси готовились из воды и квашеной капусты - и все. Приготовить такую похлебку много ума не надо. Если кого-нибудь называли мастером или профессором кислых щей, это означало, что ни на что серьезное он не способен.

  1. ВИКТОРИНА:

 1. Скажите по латыни слово семья. (Фамилия)

 2. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Семейный круг.)

3. О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).

 4. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

5. Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)

6. Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это? (сестра)

 7. Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).

Слайд 9 советы детям

  Перед вами лежат листы, давайте каждый нарисует свое генеалогическое дерево, посадим наш лес памяти, создадим своеобразный диалог поколений!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диалог поколений

Слайд 2

« Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы » . (А. Н. Острогорский)

Слайд 3

Связь поколений, связь времён... Её не вправе мы нарушить. Уходит время день за днём, Боль оставляя в наших душах. Уходят люди и с собой Уносят всё, чем прежде жили, Что было им дано судьбой, И всё, чем в жизни дорожили. Но забывать мы не должны Из всех ушедших лет ни года. Они - история страны, Они - история народа.

Слайд 4

значение для детей – обмен знаниями, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаниями о современных информационных технологиях, реализации совместных инициатив; для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны ; для общества - устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия .

Слайд 5

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Слайд 6

-Старость не самая радостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту, здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности, ободрить его добрым словом.

Слайд 9

«Советы детям» Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"

В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...

Социальный проект "Диалог поколений"

         В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициати...

Статья "Чтение-диалог поколений в семье"

Статья анализирует проблему семейного чтения, что особенно актуально для духовного развития ребёнка и тесной связи поколений в семье....

Диалог поколений: мой дедушка - живой свидетель Великой войны

Внучка ветерана Великой Отечественной войны Лхасаранова Ламожап Лхасаранова Светлана в своей исследовательской работе поднимает вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. Объектом её исследования яв...

Сценарий встречи ветеранов комсомола с учащимися школы. "Диалог поколений"

Цель: Способствовать повышению социальной активности. Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к Родине, чувство уважения к себе, к родителям, к людям....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений».

Данный материал разработан в рамках Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» в Великой Отечественной войне, приуроченного к 75-летию Великой Победы, целью которого является сохра...

Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".

Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...