кл.час.Зачем человеку быть честным. 5 класс
классный час (5 класс)

Шведова Галина Николаевна
Цель: расширять представление детей о честности и искренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.58 КБ
Файл презентация 512.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зачем человеку быть честным

Цель: расширять представление детей о честности и искренности.

Задачи:

раскрывать значение понятий «честность», «ложь», «справедливость», «искренность»;

- развивать умение объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях;

- воспитывать ответственность за чистоту своих мыслей, слов и поступков.

Ресурсы: презентация, 3 карточки с описанием ситуаций, 4 конвертов с пословицами, солнце+лучики, сердечки.

I Организационный момент.

Круг радости

– Добрый день, мои дорогие друзья! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Давайте начнем день с радостью, добротою.

Я приглашаю вас в круг радости. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук ваших друзей, подарите свои улыбки друг другу и все вместе скажем эти слова.

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Давайте станем мы, ребята,

Творцами правды и добра.

II. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы будем говорить о качествах человека.

Послушайте:

Давайте-ка, ребята,

На свете честно жить.

С правдивыми и искренними

Всем хочется дружить.

- Ребята, к чему призывает эти слова?

- О каким важных качествах  человека пойдет речь на нашем занятии?

(Слайд 1)

- Вы все правильно сказали, сегодня мы  будем говорить  зачем человеку быть честным.

- Важен ли этот разговор для каждого из нас?

- Почему важно говорить о правде и лжи?

- Всегда ли следует быть честными?

- Попробуем сформулировать правила честного поведения.

(Слайд 2)

- Давайте подберем антонимы к слову «правдивость» .

Дети: ложь, вранье, клевета, обман, притворство, выдумка, фантазия.

Синонимы.

Дети: искренность, честность, открытость, откровенность.

- А теперь, на основе сказанного сформулируйте определение словам «правда» и «ложь».

Дети: Правда – это то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.

Ложь – намеренное искажение действительности.

III. Работа по теме урока

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость?

«Так не честно!» - «Нет, честно!». Порой у вас звучат фразы.

 Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет.

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то.

Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду.

Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:

(слайд 3)

Честность — это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

-Как вы считаете, зачем человеку быть честным?  (дети объясняют)

-Будем учиться объективно, оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях.

Задание 1.

- Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена ....»

-    Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ).

- Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?  

2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

( Круг солнца с буквой Я на доске - присоединяю лучики с качествами)

Я – это каждый из нас, давайте определим,

- какими качествами характера должен обладать честный человек?

-Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками)

Задание 2.

задание: проанализировать ситуацию.

(слайд 4): представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл.рук-ль: Да, мама и папа- самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (доска круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

(слайд 5): Ваш лучший друг Егор получил в школе плохую отметку. Он спрятал свой дневник и ничего не сказал дома, а на вопрос мамы «как дела в школе?» солгал, ответив, что все в порядке. Вы были свидетелем того, что он обманул. Что вы будете делать? Выберите из вариантов:

-промолчите;

-поссоритесь;

-поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)

Какие качества (доверие, искренность)пишу

(слайд 6): Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…

Как вы поступите?

Скажите , в этих ситуациях:

  1. Понимают ли люди, что врать нехорошо?
  2.  С какой целью они говорят неправду?

Рассуждения детей: 

-из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей;

-из трусости, опасаясь последствий;

-из корыстных расчетов, стремясь что-то выгадать для себя;

-по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают.

Задание3.Собери пословицы

А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (ребята работают на интерактивной доске)

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Ложь дружбу губит.

Ложь до добра не доведет.

Честность всего дороже.

- Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)

IIIЗаключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

-Если мы честны, то  (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом  часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях )

 - Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

IVРефлексия

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.(по  цепочке выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)

(слайд 8)

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»
Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).

VИтог

 Кл. рук- ль: В жизни по-разному можно жить.

                      В горе можно и в радости.

                     Вовремя есть и вовремя пить.

                     Вовремя делать гадости.

                      А можно и так: на рассвете встать

                      И, помышляя о чуде,

                    Рукой обожженною солнце достать (солнце)

                      И подарить его людям!                     (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность.

Был ли наш разговор полезным для каждого из вас?

О чём заставил задуматься?

Пословицы

Маленькая

ложь

за

собой

большую

Ведет

Ложь

дружбу

губит

Ложь

до

добра

не

доведет

Честность

всего

дороже

C:\Users\Галина\Desktop\Без названия.pngC:\Users\Галина\Desktop\Без названия.pngC:\Users\Галина\Desktop\Без названия.png

C:\Users\Галина\Desktop\Без названия.pngC:\Users\Галина\Desktop\Без названия.pngC:\Users\Галина\Desktop\Без названия.png

C:\Users\Галина\Desktop\Без названия.pngC:\Users\Галина\Desktop\Без названия.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачем человеку быть честным?

Слайд 2

Подберите к слову ПРАВДИВОСТЬ … а нтонимы синонимы

Слайд 3

Честность -это соответствие дела данным обещаниям. Правдивость -это соответствие слов делам.

Слайд 4

П редставьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Слайд 5

Ваш лучший друг Егор получил в школе плохую отметку. Он спрятал свой дневник и ничего не сказал дома, а на вопрос мамы «как дела в школе?» солгал, ответив, что все в порядке. Вы были свидетелем того, что он обманул . Что вы будете делать? В ыберите из вариантов: -промолчите; -поссоритесь; -поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить .

Слайд 6

Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась… Как вы поступите?

Слайд 7

Зачем человеку быть честным? Нельзя быть справедливым, не будучи человечным. Л. Вовенарг Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым. В.Гюго Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что лжёшь. А.Дюма (сын)

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если хочешь быть честным – будь им!»

laquo;Если хочешь быть честным – будь им!»...

Классный час в 7-ом классе. «Зачем человеку правила?»

Цель кл.часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.Задачи:  - дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;  - развивать способность соот...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Зачем человеку небо"

Презентация для урока литературы в 10 классе по роману Л.Н,Толстого "Война и мир".  Слайды содержат следующий  материал: "Три неба" Андрея Болконского  (небо Аустерлица, небо Богуч...

Статья (подготовительная группа) по теме: Зачем нам быть авторитетными

Зачем нам быть авторитетными«Да, он ведет себя как хочет, но у меня не получается с ним справиться! Даже если кричать на него сутки напролет, все без толку: он делает только то, что ему самому в...

Классный час: «Хорошо ли быть честным или Коррупция в нашей жизни»

Методическая разработка классного часа по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся...

Классный час на тему с деньгами на ты или зачем надо быть финансово грамотным

Классный час на тему: с деньгами на ты или зачем быть финансово грамотным? Внеклассное мероприятие для 6 класса. урок-викторина....