Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
материал

Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_rabote_s_roditelyami.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

Как подчёркивал Антон Семенович Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

Семья играет основную роль в развитии ребёнка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Она  может, как создать личность, так и разрушить её. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Учитель остаётся  одной  из важнейших фигур, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие родителей, школы и социума. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.

            Старый школьный афоризм гласит:    

         «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

В работе  кл. рук-ляс родителями решаются  следующие   задачи: 

- стать помощником и хорошим советчиком для родителей;

- создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;

- помочь родителям приобрести опыт в воспитании  собственных детей.

Основными направлениями в организации работы с семьёй являются:

- изучение семьи;

- привлечение родителей к классным и  школьным мероприятиям;

- психолого – педагогическое    просвещение родителей;

- взаимодействие  со специалистами  заинтересованных ведомств

В основе взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы
взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Всех  родителей можно поделить на три группы:

  1. хотят и  умеют общаться со своими  детьми;
  2. хотят, но не умеют воспитывать своих детей;
  3. не могут   и не хотят заниматься своими детьми.

В результате проведенных исследований выявлено своеобразие положения ребенка с проблемами в развитии в семье и самой семьи. Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования  и культуры.  Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки.

В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.

Для получения знаний особенностей и условий семейного воспитания ребёнка огромную роль играет диагностика, без которой невозможно спланировать в целом воспитательную работу в детском коллективе и наладить отношения с коллективом родителей.

Проведя диагностические исследования важно понимать:

- необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;

- диагностику проводим как с родителями, так и с детьми;

- информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д. Все посещения отражены в актах обследований. Переписка с родителями, общение по телефону — письменная, устная формы информирования родителей об успехах их детей. Главное условие — доброжелательный тон, радость общения. Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (на собрании называю ФИ детей, которых стоит похвалить за успехи в школе, всё негативное о ребёнке – в индивидуальном порядке);

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей (кроме основной темы по плану школы стараюсь обсудить с родителями наиболее значимые вопросы, актуальные для классного коллектива);

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, обмен опытом родителей в воспитании детей (на собраниях даю возможность родителям обменяться опытом по воспитанию детей, по решению и выходу из той или иной ситуации); (часто предварительно сама провожу своеобразное анкетирование по актуальной теме – результаты обсуждаем с родителями);

Собрание не должно заниматься обсуждение и осуждением личностей учащихся (на собрание приглашаю учителей предметников, которые рассказывают в целом об успехах и трудностях в классе; родители имеют возможность и индивидуально поговорить с учителем).

Организация совместных досуговых мероприятий
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта

Однако практика показывает, что наиболее действенная форма работы с родителями – индивидуальные беседы. Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для классного руководителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, классный руководитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями проявляю максимум тактичности. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

Направления воспитательной работы классного руководителя.

Примерные направления классного руководителя при составлении воспитательного плана  и ведении классного руководства....

План воспитательной работы классного руководителя с учащимися и родителями 7 класса

Уважаемые классные руководители! Вашему вниманию предлагается примерный план воспитательной работы классного руководителя с учащимися и родителями 7 класса на 2013-2014 учебный год. Он включает в...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"...