Классный час "Совесть – внутренний судья человека»
классный час (11 класс) по теме

Гурушкина Наталья Валерьевна

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon data_provedeniya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Совесть – внутренний судья человека» 

Цель: помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия  «совесть» 

Задачи:

-формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,

-побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Форма: классный час - размышление.

Сопровождение  классного часа: презентация

                 

ХОД  классного часа:

Стихотворение Александра Яшина   СЛАЙД 1

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство.
И есть еще – Совесть и Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

Наш сегодняшний разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть – понятие морального сознания, внутреннего убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

Предлагаю вам прочитать рассказ (карточки с текстом рассказа  на партах)

«Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла — и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня, — сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, — ответил слепой.

-   Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?                  СЛАЙД 2

-   Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

-   Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

-   Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

-   Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

-   Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

-   Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок, высказываний известных людей.  Вот некоторые из них.

  1. В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица)                                          СЛАЙД 3
  2. Совесть без зубов загрызет.
  3. Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау)                   СЛАЙД 4
  4. Совесть-это наш внутренний судья. (Гольбах).
  5. Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж. Ж. Руссо)

   6.  «Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от  

         других, ты не скроешься от своей совести» ( Исократ)                                   СЛАЙД 5

                                 Конкурс "Народная мудрость"                                СЛАЙД 6

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл (работа в группах)

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы - есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

                                Игра «Чего нужно стыдиться?»                       СЛАЙД 7

Задание: разложить карточки по сопкам «стыдно», «не стыдно»

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

- бедность своих родителей;

- неряшливый вид;

- аккуратная, но не модная одежда;

- пренебрежение к окружающим;

- высокомерие;

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- непрестижная работа родителей;

- твое «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность;

- вульгарная внешность;

-нецензурные выражения.

                                       Упражнение «Нравственная дилемма»                     СЛАЙД 8

                                      (работа в микрогруппах по 3-5 человек)

Обучающимся  предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:

1.  В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

2.  Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».

Оцените действия мальчиков.

3.  Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

4.  Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

    Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой и т.п. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что  не заметил тяжёлую сумку в маминых руках или старушку, которая не может перейти дорогу, можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка, прочитать чужое

письмо, анонимно отправить оскорбительную SMS-ку, не вступиться за товарища, спрятаться за чью-то спину, а можно, даже в ущерб себе, поступить  честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, малодушие, оправдывая свои неблаговидные поступки, мы идём на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

Вопросы без ответа вслух.

Я задам вам вопросы, вы обдумайте их и мысленно ответьте на них.                   СЛАЙД 9

  1. Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  2. Было ли стыдно за свои поступки?
  3. Всегда ли вы поступали по совести?

СЛАЙД 10   У А.С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом»

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «люди с чистой совестью», «угрызение совести», «спокойная совесть».

- Многие подростки не включают совесть в число жизненных ценностей. Им кажется, что совесть мешает жить по законам современного общества. Доказательство этому они видят на экранах телевизоров и в окружающей жизни. Примером служит  совершенно жуткий лозунг «Хочешь жить - умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!»    СЛАЙДЫ 11-15

Может быть, в современном мире и в самом деле легче прожить без совести?

Прежде всего заглянем в историю слова совесть. Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

       Вот перед нами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. СЛАЙД 16 Совершая дурной поступок, ты остаёшься  наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.

                                      НАЕДИНЕ С САМИМ СОБОЙ.                                    СЛАЙД 17

  1. Ты размышляешь над тем, что совершил;
  2. Эта мысль тебя преследует;
  3. Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;
  4. Ты исправляешь положение
  5. Наступает мир с самим собой.

Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.

Однажды предрассветною порой                                          СЛАЙД 18
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, , скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.                                СЛАЙД 19
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил:
– Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…
Невелика моя об этом повесть,                                               СЛАЙД 20
Но главное у человека –
совесть!

     У каждого человека своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый из нас самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

Прочитайте рассказ или притчу о совести.

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий...
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал...
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:
- Здесь я...
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!


Автор: Монах Варнава (Санин)

А.П. Гайдар «Совесть»

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Притча о Совести

Жил-был человек, хорошо себе жил, благополучно жил, вопросами высокими не рушил себя. А тут какой-то прохожий возьми и скажи ему: «Совесть ты потерял!» - «Совесть? А что такое совесть? Я совести не знаю…» И огорчился человек: «Всё у меня есть, а совести нет, потерял я её… А какая она – эта самая совесть? Какой вид имеет?» Печалился, печалился да и пошёл по свету совесть свою искать. Бродил, бродил, раз видит – человек на дороге лежит, грязный, израненный, окровавленный – смотреть страшно… Все мимо него спешат – подойти боятся. А искатель этот остановился – как человека на смерть оставить? Поднял его, раны его омыл, на себе понёс… Так он и нашёл свою совесть, грязную, окровавленную, измученную…

     Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.

    Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля  «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». СЛАЙД 21  Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами.

    Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

"Совесть - внутренний судья человека"

Помочь детям в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть....

Воспитательское занятие "Совесть - внутренний судья человека".

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия – совесть.Воспитательная задача: воспитание этических норм поведения.Коррекционная задача: коррекция речи во время ответов.Обучающая...

Открытый классный час-диспут "Совесть-внутренний судья человека!"

Открытый классный час "Совесть-внутренний судья человека!" На мероприятии составляли различные пословицы и поговорки о совести,какая должа быть совесть у человека.Составляли пирамиду совести...

Совесть-это наш внутренний судья

Воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию...