История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста. Тема "Музеи родного города"
консультация

Зюзина Юлия Вячеславовна

Выступление на конференции педагогического салона г. Пенза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.89 КБ
Файл презентация1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Музеи родного города

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

Василий Александрович  Сухомлинский.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

 Основываясь на патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО  и парциальную образовательную программу «История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста» под редакцией  Елены Федоровны Купецковой, мною был разработан проект «Музеи родного города»  для старшей группы. Данный проект помог наглядно познакомить детей с культурой и историей  г. Никольска. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие

ЦЕЛЬ данного ПРОЕКТА                                                                                 Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия города Никольска в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного никольчанина, становления его личности, приобщения к культуре родного города.

К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств, изучению истории родного края. Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует развитию личности ребенка, целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

-Воспитание  у дошкольников патриотических чувств на основе ознакомления с историей родного города

- Формирование « образа музея» как храма  искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно- исторического значения

- Приобщение ребенка к  истории родного края через социокультурную среду музея

- Организация предметно-пространственной среды- выставка,  мини-музея

- Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

В ходе реализации проекта «Музеи родного города» была предложена, система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Никольским краем, включающая разнообразные формы организации совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Представление о Родине начинается у детей с картинки,  окружающей его природы, жизни знакомых улиц родного города. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.

Краеведение является одним из направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, благодаря которому дети получают первичные знания об истории, культуре, развитии своего города, области.

 История родного края  в детском саду является одним из способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию патриотических чувств. Оно позволяет понять связи родного города  с Родиной, осознать, что твой город — это часть великой страны.  В нашем городе есть 2 музея: краеведческий музей и музей стекла и хрусталя, который является старейшим музеем России. Собрание Никольского музея стекла и хрусталя — одно из уникальных и крупнейших в стране, оно признаётся искусствоведами как лучшая коллекция стекла в России.  Весь комплекс запланированных мероприятий направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения своей малой родиной, неповторимостью её облика, красотой улиц, музеев.

В данном  проекте были реализованы следующие направления:

Познавательное направление:

Патриотическое направление 

Взаимодействие с социумом 

Художественно – творческое направление

Игровая деятельность

План работы по проекту «Музеи родного города» состоит из 5 тематических разделов: Мой современный город.  Дети с интересом узнавали о современных стеклянных скульптурах, которые находятся на улицах города. Стеклянные фигуры, выполненных мастерами  в рамках V Международного  симпозиума по художественному стеклу

Краеведческий музей : на экскурсии детям рассказали об истории родного города., познакомились с бытом людей, живших в разные времена.

Музей стекла и хрусталя: детей зантересовали хрустальные изделия такие как  животные, шахматы, большие вазы, с интересом рассматривали другие экспонаты

Виртуальная экскурсия воспитанники просматривали серию видеороликов о  производстве хрусталя  

Были организованы с помощью родителей  Мини- музей в группе и на участке  детского сада.

 Все разделы познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы.

 В работе были использованы  тематические альбомы, макеты,  сделанные родителями воспитанников,  о  родном городе и его истории.

 Все это обеспечивает знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. Ценность этих форм определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе этого знакомства у ребят легче формируются знания о родном городе.

Дети с интересом рисовали архитектуру зданий музеев, делали аппликацию хрустальных сервизов из мраморной бумаги

Данный проект  позволил моим детям расширить представление детей о городе, крае, в котором они живут, осознать, что у них есть родина, сформировать нравственные понятия о дружбе, трудолюбии, стремление к красоте, положительное отношение к семье, развить эстетический вкус, потребность общения с природой.

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №7» г. Никольск «Музеи родного города » Подготовила: воспитатель Зюзина Ю.В.

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия города Никольска в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного никольчанина , становления его личности, приобщения к культуре родного города.

Слайд 4

Актуальность данного проекта : - нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств, изучению истории родного края. концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует развитию личности ребенка. - через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков.

Слайд 5

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА : Воспитание у дошкольников патриотических чувств на основе ознакомления с историей родного города Формирование « образа музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно- исторического значения Приобщение ребенка к истории родного края через социокультурную среду музея Организация предметно-пространственной среды- выставка, мини-музея Привлечение родителей в воспитательно -образовательный процесс

Слайд 6

ДОМ Бахметьевых-Оболенских.

Слайд 8

Музей стекла и хрусталя Краеведческий музей

Слайд 9

Реализация проекта: Познавательное направление Патриотическое направление Взаимодействие с социумом Художественно – творческое направление Игровая деятельность

Слайд 10

Мой современный город

Слайд 11

Посещение краеведческого музея

Слайд 12

Музей стекла и хрусталя.

Слайд 13

Вртуальная экскурвия . Производство стекла и хрусталя.

Слайд 14

Мини-музей

Слайд 15

Изготовление ледяных скульптур ( экпериментальная мастерская)

Слайд 16

Работы родителей

Слайд 17

Художественное творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особ-ти развития мышления ребенка дошкольного возраст

В презентации описаны:•степень разработанности проблемы развития мышления в дошкольном возрасте в современной психологии;• специфика подходов к развитию детей в рамках зарубежной и отечественной психо...

Методическая разработка по теме "Развитие личности ребёнка дошкольного возраста"

Данная работа применяется в образовательном процессе с учащимися  музыкально-хоровго центра "Лель"....

Открытое занятие по развитию речи. Старший дошкольный возраст. Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края»

Открытое занятие по развитию речи.  Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края». Старший дошкольный возраст.Цель: Приобщать детей к богатствам крутинской литературы, пр...

Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...

«Интегрированная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре в развитии личности ребенка дошкольного возраста через двигательную активность»

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например в...