Основные направление деятельности школьного психолого – медико -педагогического консилиума.
статья

Бабиева Лейла Гивиевна

Главная идея психолого-медико-педагогического консультирования - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей  ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бабиева Л.Г.

учитель-дефектолог, сурдопедагог КПН

Статья.

Основные направление деятельности школьного психолого – медико -педагогического консилиума.

Важнейшим показателем благополучия общества и государства  является состояние здоровья подрастающего поколения. Наблюдающаяся тенденция к его  значительному ухудшению, особенно у детей, стало общегосударственной проблемой и отражает не только настоящую ситуацию, но и дает неутешительный прогноз на будущее.

Согласно данным Института Возрастной физиологии РАО, у 90% школьников есть отклонения  в  физическом или психическом здоровье. Категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является наиболее уязвимой в системе  влияния школы на здоровье детей, а в условиях набирающей темпы интеграции и инклюзии овладение здоровьесберегающими технологиями является особо значимым и приоритетеным.  Годы обучения для каждого ребенка - период интенсивного развития, формирования организма, когда любые неблагоприятные факторы, тем более действующие длительно и непрерывно, систематически и комплексно, оказывают наибольшее воздействие,  увеличивая риски  на порядки.

Дети этой категории нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи, щадящей здоровье и душу организации образовательного процесса. Одним из необходимых факторов достижения нового, современного качества общего образования является создание в образовательных  учреждениях  условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Исходя из данного Всемирной организацией здравоохранения определения, о том, что здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» очевидно, что процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер.

Определение основных позиций и мониторинг применения здоровьесберегающих технологий может стать перспективным направлением деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Главная идея психолого-медико-педагогического консультирования - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей  ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Психолого-медико-педагогический консилиум в отличие от ПМПК (комиссии или консультации), работая по тем же принципам, имеет другие задачи и организацию. Консилиум работает на базе определенного учебного заведения и его деятельность прописана в ряде нормативных документов и отражена в общешкольном плане учебно-воспитательной работы.

Достоверную информацию о здоровьесберегающей активности школы, учебной и внеучебной нагрузке и состоянии здоровья учащихся практически за весь учебный год позволяет собрать мониторинг,  проводимый специалистами ПМПк 1–2 раза  в течение учебного года( как правило, осенью и весной). Полученные данные, свидетельствуют  о том, что:

  • нарушения осанки выявляются у 40-80% школьников (причиной является гиподинамия, тяжелые школьные ранцы, несоответствующая возрасту школьная мебель),
  • количество близоруких детей к моменту окончания школы увеличивается в 5 раз ( причина - длительное перенапряжение глаз, часто недостаточная освещенность рабочего места),
  • заболевания пищеварительной системы ( причина - несистематичное, неправильное питание, длительные перерывы между приемами пищи, отсутствие горячего питания, поглощение «фаст-фуда»),
  • неврозы ( причина – школьные перегрузки, хроническое недосыпание, переутомление, неправильная организация учебного процесса, психологически некомфортная среда в школе).

Как мы видим, остро встает проблема комплексного подхода  к здоровьесбережению и включению  целого ряда необходимых компонентов таких как:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;
  • проведение физкультурно-оздоровительной работы;
  • соблюдение рационального режима для школьников;
  • организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся;
  • организация работы по формированию ценности здоровья и
    здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

Именно эти направления реализует в своей деятельности школьный ПМПк. В составе консилиума на постоянной основе работают: педагоги, представители медицинской, психологической, социально-педагогической служб учреждения, также осуществляется стратегия сотрудничества невропатолога, дефектолога,  психолога, социального педагога и других специалистов, которые при необходимости приглашаются из территориальных детских медицинских учреждений. В результате чего обеспечивается целостный взгляд на личность ребенка, его возможности, проблемы определяются основные аспекты применения здоровьесберегающих технологий, которые носят более конкретный и индивидуализированный характер.

 Наиболее слабые места в системе здоровьесбережения определяются специалистами школьного ПМПк  в ходе анкетирования учителей, учащихся, родителей, системной оценки оздоровительного потенциала образовательного учреждения. При правильной организации и соблюдении принципа распределения обязанностей вся работа по сбору информации в процессе проведения мониторинга в образовательном учреждении занимает не более одной недели.

По итогам аналитической работы специалисты школьного ПМПк проводят  беседы с педагогами  школы, в ходе которых  знакомят их с принципами и педагогическими технологиями здоровьесбережения. В частности, школьный психолог   разъясняет важность  создания атмосферы психологического комфорта на уроке,  внешней мотивации учащихся, чередования видов  преподавания для поддержания работоспособности учащихся. Учет возрастных особенностей обучающихся и  состояния здоровья детей данного класса.

Для сохранения и укрепления здоровья учащихся,  неоценимое значение значения имеют  динамические паузы (физкультминутки), которые проводятся  по мере утомляемости детей. Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики. Ежедневное использование ,например, пальчиковой гимнастики,  пальчиковые игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи,развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. Упражнения должны быть направлены  и на активизацию позных мышц (наклоны туловища, вращение головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп); последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза.

Школьный врач рекомендует проведение дыхательной гимнастики, т.к. ритмичные и шумные вдохи и выдохи, характерные для дыхательной гимнастики, способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса.  Артикуляционная гимнастика, осуществляемая в процессе непосредственно образовательной деятельности способствует выработке качественных полноценных движений органов артикуляции, тренировке мышц речевого аппарата.

Как показывает практика, такие негативные моменты как: стрессовая тактика педагогических воздействий, обездвиженность учащихся, монотонность учебного процесса, эффект закрытых помещений и ограниченных пространств, несоответствующие санитарно-гигиенические условия можно качественно изменять при поддержке специалистов школьного психолого-педагогического консилиума.

Анализ урока с позиций здоровьесбережения проводимый в рамках мониторинга ,свидетельствует  о том, что в ходе деятельности в данном направлении улучшился психологический климат на уроке и отношение к учебе, снизился уровень тревожности и общая заболеваемость учащихся.

 Использование  вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий, осуществляемое под контролем специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума при проведении образовательной и коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка  среды, повышает результативность воспитательно - образовательного процесса. Отлаженная система психолого-медико-педагогического сопровождения способствует решению задач гармоничного развития школьников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Литература

1. Бабиева Л.Г. Педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей с особенностями в развитии.// Научные поблемы гуманитарных исследований.Вып.II. Пятигорск:ПГТУ, 2008. С.10-14. 3.

2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.М.:АПК ПРО.2002.

4. Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. - М.: Linka- press, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ

В данном материале описанв оОсновные принципы деятельности ПМПк,организация деятельности ПМПк,основные области деятельности специалистов ПМПк, формы организации ПМПк,порядок проведения ПМПк, э...

План психолого-медико-педагогического консилиума школы

В данном документе запланированы мероприятия по работе со слабоуспевающими учащимися и определению их дальнейшего образовательного маршрута....

Особенности организации школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вар...

Основные принципы работы специалистов психолого-медико-педагогического консилиума с проблемными детьми

В презентации рассматриваются задачи, принципы и функции ПМП консилиума образовательной организации. А также организация,  порядок проведения и ход заседания консилиума....

Сборник материалов по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

Методическое пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений и специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, посвящено взаимодействию специалистов разного профи...

презентация на тему Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-медико-педагогического консилиума

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого медико педагогического консилиумаФункциональные обязанности логопеда ПМПкПроводит диагностику детей с целью выявления речевых наруш...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...