Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.
презентация к уроку

Бабанина Нина Алексеевна

Цель:

- учить детей передавать интонацией различные чувства

( радость, безразличие, огорчение)

Воспитатель называет предложени : « Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны ,их это огорчает и т.п.

-Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение.

Воспитатель предлагает детям сказать что то о весне или о зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что то красивое ,интересное(Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен

(Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ детский сад № 30 Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников. Учитель-логопед:Бабанина Н.А.

Слайд 2

Актуальность. 2 Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Очень часто речь детей неэмоциональна и невыразительна. Многие дети заучивают тексты стихотворений или роли к сказкам-драматизациям, но не умеют передать характер героев, их настроение. Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма ухудшают их адаптацию в обществе. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию. По мнению специалистов именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения данных задач.

Слайд 3

Цель : - учить детей передавать интонацией различные чувства ( радость, безразличие, огорчение) Воспитатель называет предложени : « Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны ,их это огорчает и т.п . Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение. Воспитатель предлагает детям сказать что то о весне или о зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что то красивое ,интересное(Весна пришла! Трава зеленеет!) Но весной что то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Слайд 4

Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: мелодика, темп, ритм, ударение, сила, тембр. - мелодика ( Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи). - Темп ( Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками). - Ритм (Равномерное чередование ударных и безударных слогов( долготы и краткости, повышения и понижения голоса). - Фразовое и логическое ударение (Выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов или отдельных слов в зависимости от смысла высказывания) - Тембр голоса (звуковая окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ( «грустный», «веселый», «мрачный» тембр и т.п.).

Слайд 5

Тембр голоса Звуковая окраска , отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ( «грустный», «веселый», «мрачный» тембр и т.п.).

Слайд 6

При помощи этих средств выразительности: В процессе общения осуществляется уточнение мыслей, выражений, эмоционально-волевых отношений . Мысль приобретает законченный характер, выражается полно и закончено. Речь становится живой, эмоциональной и насыщенной .

Слайд 7

Цель: Способствовать развитию выразительной интонационной стороны речи дошкольников.

Слайд 8

«Дети-слушатели, а не читатели.» Работа над развитием интонационной выразительности речи дошкольников ведется в основном путем подражания. При заучивании стихотворений, при пересказах воспитатель сам пользуется выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи детей. Постепенно дети, слыша правильную выразительную речь воспитателя, уже по своей инициативе начинают использовать нужные интонации.

Слайд 9

Направления работы: Развитие речевого слуха (восприятие изменения силы голоса , высоты голоса, темпа и тембра). Развитие речевого дыхания. Развитие мимики, выразительности движений. Координация дыхания, артикуляции. Развитие способностей понимать и передавать различные эмоции. Формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных, восклицательных высказываний .

Слайд 10

Задачи: Обучение детей интонационно выразительной речи с помощью мелодики, темпа, ритма, тембра. Формирование интереса к худ.произведениям . Развитие эмоциональной сферы ребенка. Применение детьми выразительных средств театра: мимики, жестов. Способствовать развитию речи, памяти, воображения. Развитие творческих способностей, артистизма. Организация безопасной, комфортной предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов, направленную на активизацию речи и речевого общения. Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, творческой, самостоятельной). Работа над собственной речью.

Слайд 11

Этапы работы: Развитие восприятия интонации. Формирование навыков ее использования в собственной речи.

Слайд 12

Виды деятельности: Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая ). Упражнения для эмоционального развития детей . Лого-ритмические упражнения. Упражнения на развитие выразительности, мимики, жестов, пантомимы. Речевые игры. Игры- драматизации. Инсценировки.

Слайд 13

Совместная подготовка к выступлениям детей. Участие в праздниках и конкурсах ДОУ. Помощь в пополнении развив.среды, изготовление костюмов и атрибутов для театр. деят. Родительские собрания. Беседы, консультации. Работа с родителями .

Слайд 14

Содержание развивающей среды, направленной на речевое развитие детей: -Различные виды театра. -Набор масок. -Наборы для сюжетно-ролевых игр. -Набор «Эмоции». -Костюмы и атрибуты. -Игры для речевого дыхания. -Дидактические игры. -Книги, открытки, книги-самоделки. -Аудиокассеты, диски с записью музыки, сказок.

Слайд 15

Результаты такой работы: - Значительно возрастает интерес к интонационной стороне речи . - Дети начинают использовать различные средства выразительности. - Повышается игровая и творческая активность. - Игры для детей становятся разнообразными и интересными. - У детей появляется огромное желание общаться, выступать, импровизировать.

Слайд 16

«Куклы-матрешки»

Слайд 17

Кукольный театр « Русские народные сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие связной речи дошкольников

ПРедставлены задания-игры, направленные на развитие связной речи детей от 3 лет....

Развитие связной речи дошкольников

Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию связной речи дошкольников является мнемотехника. Представляю вам "Рекомендации для родителей" по работе с мнемо-таблицами....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей по развитию связной речи дошкольников с ОНР

Методический материал адресован логопедам, воспитателям ДОУ, родителям дошкольников. В нем рассматривается целесообразность и некоторые формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по развит...

Развитие связной речи дошкольников

Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне, и создаёт базу для успешного обучения в школе....

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Театрализованная деятельность...

Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ средствами мнемотехник

 Для детей с ОВЗ необходимы дополнительные приемы развития речи. Опираясь на традиционный подход к обучению детей связной речи, эффективную помощь педагогам может оказать использование мне...