Комплекс упражнений по преодолению дисграфии (для учителей начальных классов.)
консультация

Кучер Марина Александровна

Практический материал. 

Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс переписывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodalenie_disgrafii.docx129.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

G:\ashruti-clinic-for-speech-and-hearing-bangalore-1466602036-576a9234c2f47.jpg

Красноярский край, г. Ачинск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 8" 

(МБОУ «Школа № 8»)

Комплекс упражнений по преодолению дисграфии для учителей начальных классов.

G:\53f37c745687627e41dfd0399dc5b7da.jpg

                                                          Учитель – логопед:                    

                                                                                Кучер Марина Александровна


г. Ачинск, 2020 г.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с

фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" —

"д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет

несколько слов слитно.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и

генетики до запущенности воспитания.  

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, педагоги  и врачи должны

объединиться и договориться о своих действиях.

Существуют такие виды дисграфии у младших школьников:  

- Артикуляторно - акустический вид. Ребенок часто пишет буквы так, как их произносит.

Такие дети имеют неправильное произношение звуков. Поэтому для начала нужно

откорректировать речь ребенка, а затем исправлять его письмо.

-Акустический вид. При данном виде дисграфии ребенок заменяет буквы на близкие, по звучанию.

его мнению. На письме звонкие звуки заменяются глухими, свистящие – шипящими и так

далее. Кроме того, при этом виде встречаются проблемы с мягкостью согласных.

 - Нарушение языкового анализа и синтеза. Данный вид дисграфии наиболее часто

встречается у детей, они нередко при письме пропускают как определенные буквы, так и

слоги, могут переставлять буквы местами, не дописывать слова, приписывать лишние

буквы к словам.

 - Аграмматический вид. В этом случае ребенок пишет вопреки правилам, к примеру –

«чудесные день». Данный вид наблюдается у тех младших школьников,  которые

овладели грамотой  и стараются овладеть  грамотой. Но происходит  так, что они не могут

изменять слова согласно падежам, родам и числам. Поэтому они и пишут неправильные

окончания к словам.

- Оптический вид дисграфии приводит к тому, что ребенок не замечает различий между схожих по написанию элементов букв.

буквами, поэтому и неправильно отображает их при письме....

Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс переписывания.

процесс написания или переписывания. Опытные педагоги обеспечивают разнообразную

речевую практику учащихся и предлагают  упражнения, которые выполняются и в устной

форме с четко организованной системой обратной связи (карточки, символы, игры с

мячами, хлопками и т.д.) Занимательный речевой материал также способствует снятию

тревоги у детей и создает положительный эмоциональный настрой.

Предлагаем некоторые упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии.

1) Работа со слоговыми таблицами. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах

проводится в разнообразных позициях.

1. да - та                2.  да - та - да                3. ста - сда               4.  уда - ута

    до - то                    до - то - до                    сто - сдо                   удо - уто

    ду - ту                    ду - ту - ду                    сту - сду                   оду - оту    

    ди - ты                   ди - ты - ди                   сти - сди                   оти - оди  

 

1) "Корректурная правка" - в течении 3-5 минут ребенок зачеркивает в тексте заданные буквы начать можно с одной. Через несколько занятий можно добавить ещё одну, которая будет подчёркиваться.

буквы. Начать можно с одной. Через несколько занятий добавить еще одну,  которая будет

подчеркиваться.

2) Назовите первый звук в словах.  

Даша, Тоня, тополь, домик, тачка, дождь, тина, тапки. Дина, деньги, тени, тянет,

теплый, день, дюны.

3) Выборочный диктант слов.

4) Выборочный диктант слов.

   а) Устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук.

   б) Письменный - запись слов (слогов), содержащих определенный звук.

       Например: Прослушайте звукосочетания, запишите только согласный.  

                          ада, ата, ода, ота, угу, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

 

4) Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков [д], [т] в названиях этих картинок. Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела и т.д.

Дети записывают: д, т, д, т. и т.д.

Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела, ведро, ворота.

Дети записывают: д, т, д, т, т, т, д, т.

После проверки можно выполнить обратное задание: перемешанные картинки ученик

должен расставить согласно готовой записи: т, т, д, т, ....

Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела, ведро, ворота.

Дети записывают: д, т, д, т, т, т, д, т.

После проверки можно выполнить обратное задание: перемешанные картинки ученик

должен расставить согласно готовой записи: т, т, д, т, ...

Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела, ведро, ворота.

Дети записывают: д, т, д, т, т, т, д, т.

После проверки можно выполнить обратное задание: перемешанные картинки ученик

должен расставить согласно готовой записи: т, т, д, т, ....

5) Вставьте в слова пропущенную букву Д синим карандашом, букву Т зеленым.

Трак...ор, ребя..а, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, о...уванчик, ве...ер, ве...ро, пого...а,

желу...и, моло...ок,  капус...а, пар...а. у...очка, ...евочка, с..ук, свис...ок

Трак.ор, ребя.а, боро.а, с.рела, воро.а,гра.усник,о.уванчик, ве.ер, и т.д.

Трак...ор, ребя..а, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, о...уванчик, ве...ер, ве...ро, пого...а,

желу...и, моло...ок,  капус...а, пар...а. у...очка, ...евочка, с..ук, свис...ок

6) Закончите слова,  добавив слог -да или -та.

Коф.., во.., ва.., ро.., ..бун, ..та, ..ры,..ют.

бе...                ...бун              горо...              приро...

коф...             ...та                воро...              порося...

во...               ...кой             боро...             свобо...

ва...               ...ры               гуся...              добро...

ро...               ...ют               утя...               полно...

7) Прочитайте слова с буквой Д, затем с Т. (или распредели на столбики).

Работа, город, росток, стебель и т.д.

Работа, город, росток, стебель, редиска, листок, вода, салат, картофель, помидор,

природа, борода, свобода, плот.

 

8) Игра "Перевертыши"  

Например: сос-на, на-сос; чай-ка,  ка-чай; кА-мыш, мы-шка; вес-на, на-вес.

Используя карточки со слогами дети составляют слова, затем переставив слоги местами

составляют другое слово.  

Например:      сос - на, на - сос;      чай - ка, ка - чай;     ка - мыш, мыш - ка;      

вес - на, на - вес;   бан - ка, ка - бан;      ра - но, но - ра       и т.д.

9) Игра "Какой звук чаще встречается?"

    а) Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

    б) Дятел на суку сидит,

        Дятел дерево долбит.

        День долбит, два долбит-

        Носом в небо угодит.

    в) Белые бараны били в барабаны.

    г) Кошка крошка на окошке

        Кашку кушала по крошке.

    д) Топали да топали, до топали до тополя,

        До тополя до топали, да ноги-то оттопали.

    е) Три сороки-тараторки тараторили на горке.

 

10)  Игра "Наоборот" с мячом.

Необходимо заменить звук Т на звук Д и перекинуть мяч.

Прудик - прутик; тень - день;  точка - дочка; туш - душ; тело - дело; трель - дрель; катушка

катушка- кадушка;  дачка - тачка  и т.д.

11) Прочитать слова и сравнить по звучанию и написанию.

Устно составить с ними словосочетания: стал – сталь, конь кон, цел –цель, кров-кровь.

12) Услышав твердый звук назови парный мягкий (перекидывая мяч)

12) Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними

словосочетания.

Стал - сталь                    кон - конь                 плакат - плакать                  был - быль

кров - кровь                    цел - цель                 вес - весь                              шест - шесть

13)  Услышав твердый звук, назови парный мягкий (перекидывая мяч)   в слогах   да - дя              ды - ди

                             до - дё              ту - тю

                             ру - рю                           и  т.д.

14)  Прочитать слова, записать слова обозначающие один предмет.

Кони - конь, лоси - ..., голуби - ..., двери - ..., гуси

12) Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними

словосочетания.

Стал - сталь                    кон - конь                 плакат - плакать                  был - быль

кров - кровь                    цел - цель                 вес - весь                              шест - шесть

13)  Услышав твердый звук, назови парный мягкий (перекидывая мяч)

            в слогах:   да - дя              ды - ди

                             до - дё              ту - тю

                             ру - рю                           и  т.д.

14)  Прочитать слова, записать слова обозначающие один предмет.

Кони - конь, лоси - ..., голуби - ..., двери - ..., гуси -

13) Прочитать слова и записать слова, обозначающие один предмет:

Конь-кони, лоси -, голуби - , двери - .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников

За основу  была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....

Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников

Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей об...

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....