Речевая готовность детей к школе
консультация

Татьяна Николаевна Эртель (Матвеева)

Для родителей и педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР д /с №85 Татьяна Николаевна Эртель Речевая готовность детей к школе

Слайд 2

Д ошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

Слайд 3

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс. 1 . Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит. 2 . Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

Слайд 4

4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова. 5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмение: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Слайд 5

Формирование грамматического строя речи -это путь совершенствования мышления дошкольников, ибо именно грамматические основы родного языка являются «материальной основой мышления» (Л. П. Федоренко). Формирование грамматических навыков положительно влияет и на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи. Дети, у которых недостаточно развит грамматический строй речи, затрудняются устанавливать связи и отношения на основе операций сравнения, сопоставления, анализа, обобщения и т. д., слабо овладевает грамматическими умениями. Их затрудняет фонетический анализ, осознание звуковой культуры слов, обобщенное восприятие значения каждого из звуков и букв. Овладение синтезом звукослияния при чтении, понимание прочитанного.

Слайд 6

5 . Словарь. Словарь ребенка до 3500 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных. Р ебёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного. 6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Слайд 8

Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступать с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы. Полезными будут речевые игры дома, например игры на кухне:

Слайд 9

Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с]. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [ р ]. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с]. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам……. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

Слайд 10

В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе. Так как родители являются главными воспитателями дошкольника, то сейчас на базе детских садов и школ созданы консультативные пункты. Целью этих пунктов является помощь семье в обеспечении стартовых возможностей при поступлении в школу «домашних» детей. Посетить эти пункты и получить консультацию интересующим его вопросам может любой желающий.

Слайд 11

Желаем успехов Вам и Вашим детям! Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.

Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

Речевая готовность детей при поступлении в школу.

Речь - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умствен...

Справка по результатам диагностики «Готовность детей к школе» (по речевым картам)

В справке сделан подробный анализ речевой готовности  к школе детей выпускных групп....

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

В данной консультации для внимания родителей истолковывается понятие "Речевая готовность детей к школе" и анализируются ее основные компоненты....

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей.Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепен...

Консультация для родителей детей 6-7 лет. "Речевая готовность ребёнка к школе"

Данный материал предназначен для родителей. Может быть использован на родительских собраниях, наконсультациях для воспитателей....