Методическая рекомендация «Игра как средство личностного развития детей с нарушениями интеллекта».
материал

Методическая рекомендация для учителей как с помощью игровых ситуаций социализировать детей с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_lich_razvitiya.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска

Консультация (рекомендации) 

для учителей  младшего звена

на тему: «Игра как средство личностного развития детей с нарушениями интеллекта».

Разработала:

педагог дополнительного образования

Брюхова Н.Л.

Актуальность проблемы заключается в том, что игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Она позволяет ребенку проникнуть в мир социальных отношений, стимулирует развитие предметной деятельности, познавательной, изобразительной, конструктивной, трудовой, учебной деятельности, обеспечивая, таким образом, всестороннее развитие личности.

Личность умственно отсталых школьников характеризуется рядом специфических особенностей, обусловленных как биологической патологией головного мозга, так и особой социальной ситуацией их развития. Выявлена зависимость проявления эмоций у умственно отсталых детей от принадлежности их к клинической группе. У детей с неосложненной формой олигофрении эмоциональное состояние характеризуется определенной уравновешенностью; им присуща эмоциональная инертность, склонность к "застреванию" на определенных переживаниях. Наиболее неустойчивый эмоциональный фон отмечается в группе детей-олигофренов с психопатоподобными формами поведения. Они эмоционально возбуждены, временами отмечается приподнятое настроение, которое сменяется плаксивостью, подавленностью и склонностью к резким аффективным вспышкам. В целом для всех умственно отсталых детей свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости и огорчения. В ряде случаев возникающие у ребенка эмоции неадекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Дети реактивны и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. Часты агрессивные проявления. Выражена потребность в чувствах одобрения и признания окружающими. Поведение умственно отсталых школьников во многом определяется их непосредственными желаниями; его волевая регуляция ослаблена. Им трудно длительное время удерживать цель действий, доводить начатое дело до конца. Для них характерны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, повышенная внушаемость, сниженная мотивация (не только в учебной, но и в игровой и других видах деятельности). Они не могут преодолевать препятствия и неудачи, противостоять возникающим желаниям. При усложнении заданий у них в значительной степени проявляется возбуждение и неуверенность в своих силах, что ведет к снижению волевых усилий . Поэтому умственно отсталые дети нуждаются в постоянном руководстве взрослого, привлечении внешних дополнительных стимулов для успешного завершения начатого действия.

С целью оказания практической помощи педагогам  в решении проблемы развития личности предлагаю известные психологические игры, приемы, упражнения. Главными критериями их отбора явились:

1) доступность для учащихся с нарушением интеллекта ;

2) достижение коррекционно-развивающего эффекта при использовании в учебно-воспитательном процессе.

Игровые средства коррекции и развития личности учащихся с нарушением интеллекта игры на создание положительного эмоционального фона «Кошки, собаки, медведи и зайцы»

 Цель: преодоление чувства одиночества, реализация потребности в теплых дружеских отношениях, эмоциональном комфорте. Материалы: четыре мягкие игрушки - кошка, собака, медведь и заяц, чтобы предоставить детям некоторое разнообразие возможных идентификаций.

 Инструкция: Я принесла вам четыре мягкие игрушки и оставляю их здесь, в классе. Чтобы они чувствовали себя счастливыми, им необходимо как минимум десять крепких объятий в день. В магазине, в котором я их купила, продавцы не могли обнимать их так часто, и от этого игрушкам было плохо. Теперь они довольны, что оказались здесь, потому что от вас они могут получить то, что им так нужно. Вы готовы позаботиться о них? Сейчас я разложу игрушки на ковре. Подойдите к той игрушке, которую вы хотели бы немного поласкать. Теперь пусть каждый из вас по очереди возьмет эту игрушку, приласкает ее и скажет ей что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен будет передать игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушку и сказать ей ласковые слова. Таким образом, игрушка проходит по кругу и получает все ваше тепло и нежность. В завершение можно предложить детям небольшое творческое задание. Младшие дети могут нарисовать игрушку, которой они отдавали свое тепло. Дети более старшего возраста могут придумать историю о том, как эта мягкая игрушка жила в магазине в ожидании того часа, когда она окажется, наконец, среди детей, которые так хорошо к ней относятся. Эти игрушки должны постоянно находиться в классе. Время от времени можно предлагать детям брать эти игрушки, держать их в руках и прижимать к себе. Если Вы заметите, что кто-то из детей испытывает выраженное чувство одиночества, Вы можете сказать ему, что одна из игрушек очень хочет забраться ему на руки. Вы можете спросить ребенка, в состоянии ли он в данный момент дать этой игрушке немного тепла и нежности.

«Крошечные друзья»

 Цель: сосредоточение внимания детей перед занятием; обеспечение эмоциональной вовлеченности.

 Материалы: Две-три небольшие игрушечные фигурки в коробке. Инструкция: Прежде, чем я вам что-то расскажу, я хочу представить вам моих маленьких друзей. Они очень, очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как мы шепчемся, и слышат даже, как мы дышим. А если мы говорим слишком громко — они пугаются. Поэтому я прошу вас вести себя очень тихо, чтобы я могла вам их показать. (Когда дети успокоятся, педагог достает фигурки из коробки). Мои крошечные друзья хотят остаться с вами и послушать то, что я вам буду рассказывать. Поэтому давайте вместе подумаем, как мы их будем называть, какие имена дадим. (Дайте детям возможность подобрать имя для каждой фигурки.) Пусть теперь они с нами тоже познакомятся. Мы будем передавать по кругу наших новых друзей. И каждый из вас, взяв маленького друга в руку, должен сказать ему шепотом на ушко свое имя и пообещать, что будет сидеть тихо, потому что не хочет причинить боль его нежным ушкам. После того, как дети «познакомятся» с фигурками, Вы можете начинать занятие. По окончании его дайте детям возможность попрощаться с «крошечными друзьями» и положите их обратно в коробку. Можно превратить присутствие этих фигурок на занятии в некий ритуал, которого Вы постоянно придерживаетесь. Чтобы дети более серьезно относились к «маленьким крошечным друзьям», можно придумать историю об их происхождении и о приключениях, которые они пережили. Если дети во время занятий будут шуметь, напомните им о присутствии в классе особенных участников: «Подумайте о наших маленьких друзьях. Мы не должны причинять боль их ушкам!».

 Игры на мышечную релаксацию (расслабление) «Волшебный сон»

 Цель: помочь детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение. Дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, глаза закрыты. Педагог дает следующую установку: «Начинается игра „Волшебный сон". Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон. Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем (2 раза) Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают, засыпают... (2 раза) Шея не напряжена, А расслаблена... Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется... (2 раза) Дышится легко... ровно... глубоко... Напряжение улетело... И расслаблено все тело (2 раза) Будто мы лежим на травке, На зеленой, мягкой травке... Грёет солнышко сейчас... Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно... глубоко. Губы теплые и вялые И нисколько не усталые. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

«Дождь в лесу»

 Цель: достижение мышечной релаксации, развитие чувства эмпатии. Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Педагог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Игры на эмоциональную разрядку «Волшебный клубочек»

 Цель: снятие психоэмоциональной возбудимости Материалы: клубки яркой пряжи «спокойных» цветов (синего, зеленого, фиолетового). Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

«Победа над страхом»

Цель: снятие страхов, повышение уверенности в себе. Материалы: бумага, наборы цветных карандашей или фломастеров. Вначале ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. Обратите внимание на то, какие цвета использует ребенок для рисования своего страха (вероятнее всего это будут темные, холодные краски, символизирующие тревогу). После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх». Можно помочь ребенку сделать это. Когда «страх» будет разрезан на мелкие кусочки, покажите ребенку, что собрать их вместе уже невозможно. Заверните эти кусочки в бумагу и предложите выкинуть ее в мусорное ведро, а затем вместе вынесите мусор на улицу: «Страх нам не нужен, мы его выбросим, а потом его увезут и сожгут, и больше его уже никогда не будет». Через некоторое время предложите ребенку снова нарисовать свой страх. Посмотрите, как изменились цвет и композиция рисунка (постепенное изменение цветового решения символизирует о снижении негативного отношения к объекту страха), обсудите это с ребенком. Затем снова разорвите и выбросьте нарисованный «страх».

В заключении еще раз хочу обратить внимание на то, что дети с нарушениями интеллекта редко выступают с инициативой поиграть. Игра планируется только под руководством педагога, который разъясняет порядок её протекания. Этот порядок полностью и безоговорочно принимается и почти в точности исполняется. В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями, на которых строится логики развития сюжета в игре.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

«Дидактическая игра как средство коррекции у детей с нарушением умственного развития».

          Основной  формой воздействия на ребенка в  специальных учреждениях являются организованные занятия, в которых...

Методические рекомендации по реализации дифференцированного подхода к обучающимся с нарушениями интеллекта с учётом трудовых возможностей.

Данные методические рекомендации помогут учителям трудового обучения при реализации дифференцированного подхода  на уроках в коррекционной школе VIII вида. Методические рекомендации сгруппированы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Актуальность. Выбранная тема исследования достаточно актуальна, так как количество детей с отклонениями в умственном развитии в России остаётся неутешительным.По словам Е. М. Мастюковой «Из-за о...

Статья «Дидактическая игра как средство коррекции у детей с нарушением умственного развития»

Основной  формой воздействия на ребенка в  специальных учреждениях являются организованные занятия, в которых  ведущая роль принадлежит взрослым. Заня...

Методическая рекомендация "Игра как средство личностного развития детей с нарушениями интеллекта"

Рекомендация педагогам, как с помощью игры адаптировать и социализировать детей с нарушениями интеллекта....