Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольника
консультация

Худякова Анжелика Александровна

Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_emotsionalnyy_intellekt.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ У ДОШКОЛЬНИКА

Сегодня как никогда стало модным раннее развитие ребенка. Обучение чтению с пеленок, напитывание малышей всевозможными знаниями, в том числе изучение иностранных языков. 

Развивающие центры для дошкольников растут, как грибы после дождя. Но, к сожалению, основной упор в большинстве из них делается на развитии познавательных способностей. А эмоциональный интеллект – умение понимать и выражать свои эмоции и распознавать переживания окружающих людей – развивается постольку поскольку. Целенаправленное развитие эмоциональной сферы – это залог успешной коммуникации ребенка в будущем, развитой эмпатии и адекватной самооценки. 

Дети на все реагируют очень бурно. От природы они не скрывают свои эмоции, выражают их открыто и непосредственно. Однако если у ребенка не развит эмоциональный интеллект, он затрудняется при ответе на вопрос, что он сейчас чувствует. У него возникают трудности в общении из-за того, что он не может выразить свои чувства, не замечает переживаний окружающих или интерпретирует их неправильно.

Какие могут быть проблемы у ребенка в связи с нарушением его эмоционального благополучия?

1.Неумение делиться своими переживаниями, неумение определить собственный чувства, эмоции, приводит к возникновению различных трудностей в поведении у детей.

2. Эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депресии.

 Как развить эмоциональный интеллект у дошкольника 

Умение распознавать эмоции, называть их, выражать отрицательные переживания в социально приемлемой форме можно и нужно развивать. 

В какой форме и как развивать эмоциональный интеллект у детей
1. Учите малыша проговаривать, что именно ему не нравится. Сначала, как правило, мама называет предполагаемую в данной ситуации эмоцию и предлагает конструктивный способ ее выражения (например, топать ногами от злости, рвать бумагу и т.д.). Взрослые делятся с ребенком своими переживаниями, называют их, объясняют причину. Видя такую модель поведения, малыш учится понимать свое эмоциональное состояние, называть его и выражать. Он говорит о том, что обидно, что злит, что страшит, что радует, что веселит и др. 

2. Разыгрывайте сказки и сюжеты из жизни и обсуждайте происходящее. Например, котик плачет, что случилось, как ему можно помочь и т.п. Попробуйте вместе с ребенком с помощью мимики показать, как плачет котик. Обсудите, почему он плачет ( ему грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и.т.д.). Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет ребенку научиться понимать чувства других людей.

3. Арт-терапия. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект ребенка можно при помощи рисования ( особенно красками) и музыкотерапии.

 4.Рассматривайте свои лица в зеркале и пробуйте изображать различные эмоциональные переживания, называя их. 

5.
Играйте с ребенком в «Угадай эмоцию». Родитель изображает какую-либо эмоцию с помощью мимики, ребенок угадывает ее, потом меняетесь ролями. 

Обсуждайте, на что похоже ваше и ребенка настроение в данный момент (на журчащий ручей, солнышко, дождик и др.), какого цвета настроение. 

6. смайлики, лепите эмоциональных колобков, делайте аппликации лиц – радостных, грустных, сердитых, испуганных и др. 

7. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции ( например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.

8. «На что похоже настроение». Предложите ребенку пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому ( например, мое настроение похоже на «журчащий ручеек» или мое настроение похоже на ураган)

9. «Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части ( глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и поросите ребенка «собрать заданную эмоцию»


Все вышеперечисленное развивает у дошкольников способность управлять своими чувствами, совершенствует коммуникативные навыки, а также воспитывает доброжелательность и эмпатию. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...

Развиваем эмоциональный интеллект ребенка с помощью игры

Эмоциональный интеллект, или EQ, - это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для ре...

мастер - класс "Формирование и развитие эмоционального интеллекта в музыкальной деятельности дошкольников"

В материале содержится определение понятия "Эмоциональный интеллект" и приёмы его формирования и развития у детей докшольного возраста....

"Эмоциональный интеллект: развиваем и используем"

Упражнения для работы с подростками...

Дополнительная Общеобразовательная (общеразвивающая) программа по развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников «Я, ты, мы»

  Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» имеет социально-педагогическую направленность. Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» - это курс разв...

Программа внеурочной деятельности социально-гуманитарного направления с элементами изучения английского языка "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект"

Интегрированная программа  «Давайте общаться или развиваем свой эмоциональный интеллект»  разработана на основе Авторской программа Шустова Л.А. «Введение в общение. Челове...

Методический материал по программе внеурочной деятельности "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект"

Поурочные разработки на английском языке по программе "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект" явлются дополнительным языковым материалом при организации внеур...