Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
консультация

Вяткина Алла Владимировна

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

А.С. Макаренко

      Одним из направлений деятельности детского сада - является социализация личности ребенка посредством игры. Основным видом деятельности дошкольников является игра. Игра на занятиях и в режимных моментах очень необходима  для снижения психических и физических упражнений. Также важно своевременно исправлять недостатки речи, так как это будет труднее сделать позже, когда они станут сильнее. Ведь дошкольный возраст - это период бурного речевого развития и, в частности, овладения правильным произношением звука. Невмешательство в процесс формирования речи у детей вызывает задержку в развитии ребенка. Во время игры развиваются психологические функции, среди которых большое место занимает речь. В игре ребенок свободно выражает свои чувства, мысли, развивает языковые навыки в игре. Основное место в игре должно быть уделено работе со звуками, буквами, фразами. Опыт показывает, что необходимо уделить достаточное время звуковому восприятию слова, формируя у ребенка фонетическое и словесное слушание. У многих детей есть недостатки в произношении. Наличие даже незначительных дефектов в фонемном развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения ребенком материала для чтения и письма в программе, поскольку практические обобщения о твердой композиции слова не сформированы в достаточной степени. Проблемой многих детей, пришедших из дома в детский сад, заключается в недостаточно развитой речи.

     Дидактическая игра является одной из форм обучаемого воздействия на ребенка. В то же время игра — это основной вид деятельности детей. С помощью дидактической игры дети самостоятельно решают мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия и т. д.

       Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй  речи и т.д.

       Дидактические задания многих игр направлены на то, чтобы научить детей писать самостоятельные рассказы об объектах, явлениях в природе и общественной жизни.

В процессе многих игр развитие мышления и речи неразрывно связано. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

      Дидактическая игра - отличный инструмент для обучения и развития, используемого для усвоения любого материала программы. Специально подобранные игры и упражнения позволяют положительно влиять на все элементы речи. В игре ребенок имеет возможность пополнять и закреплять словарный запас, создавать грамматические категории, развивать связную речь, расширять познания мира, развивать словесное творчество и развивать коммуникативные навыки.

Все типы игр по развитию речи должны основываться на двух требованиях: дети должны слышать речь, адресованную им, и должны говорить сами за себя. Но есть дети, которые еще не разговаривают. Игры и занятия с такими детьми способствуют последовательному накоплению пассивной лексики и проводятся правильно. Дополнение пассивной лексики перевешивает активный рост, даже когда дети освоили речевой механизм. Это делается с помощью речи, которую ребенок слышит. Развивающие игры отличаются тем, что они создаются взрослыми для обучения и воспитания детей. Однако, созданные в образовательных целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх в основном привлекает ситуация в игре, и игра, незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Развивающие игры служат средством воспитания всей личности ребенка. Благодаря этим играм достигается умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Имеет значительную роль дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звуковое произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи во многих играх составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

      В домашней обстановке в игровой форме можно расширить бытовой словарь ребенка. Ребенок с удовольствием поиграет с вами в такие игры: «Уложим куклу спать», «Научимся заваривать чай" и др., в которых показаны реальные действия на реальных предметах. Добиться необходимых результатов помогут наши с вами, уважаемые родители, совместная деятельность.  

     Дети дошкольного возраста подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, построения фраз, но и те неправильные произношения в речи, которые также встречаются у взрослых. Культура детской речи зависит от культуры речи воспитателя.

      Речь воспитателя, которая постоянно общается с детьми, является основным источником, из которого дети получают образец своего родного языка. Речь взрослого человека должна поддерживаться в определенном темпе, объеме, должна быть интонационно выразительной, грамматически продуманной, последовательной, понятной, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

     Задача педагога состоит в том, чтобы пробудить у детей интерес к игре, выбрать такие варианты игры, в которых дети могли бы активно пополнять свой словарный запас. Дидактическая игра - распространенный метод словарной работы с дошкольниками.               

       Несомненно, дидактические игры являются мощным инструментом для развития речи у детей и потому, что они могут быть рекомендованы для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует специальных знаний в области педагогических наук и больших затрат на подготовку игры.

       Особое внимание следует уделить дидактической игре, поскольку она имеет большое значение для образования. Помимо развития речи в игре осуществляется когнитивное развитие, поскольку дидактическая игра помогает расширить представления об окружающей реальности, улучшить внимание, память, наблюдение и мышление.          

      Структура дидактических игр для  развития речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой  стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Такое сочетание разных речевых задач создает условия для наиболее эффективного приобретения речевых навыков. Каждая игра также решает образовательные задачи. Дети развивают культуру словесного общения в широком смысле понятия, нравственных качеств. Знание звуковой стороны слова стимулирует интерес к родному языку. Важно, чтобы дети школьного возраста охотно изучали свой родной язык как предмет.

      Систематическое ведение игр помогает в решении проблем умственного развития детей, таких как улучшение качества ценной памяти, такой как запоминание, значительное улучшение добровольного внимания и развитие быстрого мышления. Детская речь становится чище, правильнее и выразительнее. Хочу предложить вам некоторые дидактические игры для совместной игровой деятельности со своим ребенком.

 1.’’Волшебный кубик’’

Игровой материал: кубик с картинками на каждой грани

Правила: ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани и произнести соответствующий звук.

Ход:

ребенок вместе с родителем произносит: ’’Вертись, крутись, на бочок ложись’’, - и кидает кубик. На верхней грани, например, изображена ворона. Взрослый спрашивает: ’’Кто это? ’’ и просит имитировать, как она кричит.

2.’’Что внутри? ’’

Игровой материал: предметные картинки

Правила: родитель показывает карточку, а ребенок отвечает, что или кто может быть внутри показанного предмета.

Можно прибегнуть к помощи компьютера, т. е. сделать презентацию.

/показ презентации/

3.’’Загадки-обманки’’

-Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый… слон /медведь/

-Быстрее всех от страха несется… черепаха /заяц/

-В теплой лужице своей громко квакал… муравей /лягушонок/

-Длиннее шеи не найдешь. Сорвет любую ветку… еж/жираф/

-Под луною песню петь сел на веточку… медведь /соловей/

-На заборе поутру кукарекал… кенгуру /петух/

-Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… лисица /белка/

      Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вам  родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 - Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 - В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 -Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

 -Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 -Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 -Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

       Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

     В игре активируется речевая активность ребенка, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выразить свои мысли, тем шире его способность познавать окружающую реальность, поэтому так важно позаботиться о своевременном формировании детской речи.     Совместная игровая деятельность родителей и ребенка является уникальным типом сотрудничества, в ходе которого ребенок приобретает огромные коммуникативные навыки - способность слышать друг друга. Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует легкому и успешному дальнейшему обучению ребенка в школе.

      Систематически проводя дидактические игры с детьми, можно не только развивать у детей умственные способности и хорошую речь, но и развивать в них нравственные качества и приучать их к более быстрым темпам умственной деятельности.

Список использованных источников

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «Игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация треб...


 

Комментарии

Ларкина Марина Викторовна

Спасибо за консультацию, материал полезен. Буду использовать дидактические игры как средство развития речи.