Консультация для педагогов на тему: "Использование наглядного материала по развитию речи"
консультация

Чирухина Марина Леонидовна

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету», говорил Ушинский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Составитель: Чирухина М.Л. воспитатель

Использование наглядного материала по развитию речи.

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету», говорил Ушинский.

В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Что такое наглядность?

Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям.

Методы развития речи бывают двух видов:

  1. Непосредственные (Метод наблюдения. В основном мы его используем на прогулке)
  2. Опосредованные. Метод используем на занятиях по развитию речи.

К нему относятся:

  1. Объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты)
  2. Графические наглядные пособия (мнемотаблицы, таблицы, планы). Описание животного для старших групп, для младших описание овощей.
  1. Натуральные наглядные пособия. Предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель, животные, растения, овощи, фрукты и т. д., т. е.)
  2. Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т. д.).
  3. Показ изображений с использованием информационно – коммуникационных технологий.

В случае применения ИКТ нужно выполнять следующий ряд требований:

-при использовании панели на занятиях с детьми старшего возраста необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия.

-после завершения занятия с детьми необходимо проводить гимнастика для глаз.

-продолжительность непрерывной работы с панелью на занятиях: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.

-положение экрана должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.

-ребенок, который носит очки, должен находиться в них.

  1. Образная — иллюстративная наглядность, отображающая предметы и явления (картины, фотографии, рисунки).

В процессе подготовки к занятию необходимо учитывать уровень знаний и речевых навыков детей, их интересы и склонности, особенности характера.

Приведем примеры:

• Вова чаще других ошибается в использовании существительных множественного числа,

Начать игру с него, чтобы была возможность спросить его 2–3 раза;

• утром, до занятия предложить Олегу составить рассказ по картине. Это поможет ему

спокойнее держаться у мольберта и рассказывать увереннее;

• Олю пока спрашивать с места;

• Егора и Машу посадить сегодня ближе, чтобы можно было видеть, как они артикулируют.

Условия эффективности использования наглядности в обучении детей:

1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т. е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям должно предоставляться достаточно времени. Иногда рекомендуется размещать наглядность до занятия, чтобы у детей была возможность посмотреть подойти.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.

4. При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествам. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

5. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста.

6. Для детей младшего возраста используем простые картины, на которых изображены большие, яркие предметы (люди, животные) с небольшим количеством деталей.

Например: картина «Дети играют в кубики»

7. Чем старше ребенок, тем больше на картине должно быть предметов, деталей. Например: картина «Лето»

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объясняется малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой.

Какие же главные задачи по наглядности выделяет ФОП:

  1. 1 Младшая группа

Педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке.

  1. 2 младшая группа

Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины.

  1. Средняя группа.

Составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию

сюжетной картины.

  1. Старшая группа

Формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок, составлять письма (педагогу, другу).

  1. Подготовительная группа

Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала.

Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».

Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....

Наглядный материал для развития связной речи и памяти на уроках естесствознания и биологии. 5-7 классы

На уроках географии и биологии на этапах огранизационного момента используется логопедический материал (скороговорки, четверостишья) по закреплению различных звуков с опорой на зрительные анализаторы....

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...

Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста с ЗРР»

Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Использование высокомотивационных, многофункциональных игр для развития инициативы у детей с первичной и непервичной речевой патологией».    ...

Консультация для педагогов "Использование технологии "синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных методов по развитию речи дошкольников является нерифмованное стихотворение...