Особенности работы воспитателя группы для детей с нарушениями речи
консультация

Васютенко Оксана Сергеевна

В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_vospitatelya_gruppy_dlya_detey_s_nr.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы

воспитателя группы для детей с НР.

        В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создаётся основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребёнка.

         Компенсация речевого недоразвития ребёнка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

         В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления.

Задачи воспитателя в области развития речи.

Задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

  1. расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
  2. развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  3. автоматизация в свободной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредотачивает своё внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребёнка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребёнку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать свои ошибки и исправлять их самостоятельно. Если диалог воспитателя с ребёнком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребёнка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».

Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть чёткой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, поворотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.

Воспитателю необходимо уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, игрушек и т.д.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающем в соответствии с намеченной

логопедом тематикой.        

Развитие речи в процессе формирования элементарных

математических представлений.

        В процессе усвоения количества и счёта дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, образовывать существительные в единственном и множественном числе. Усвоить выражения: больше, меньше, поровну. Вопросы: Сколько? Который? Какой?

         При знакомстве с величиной дети должны усвоить понятия:

 шире – уже, самое широкое – самое узкое, выше – ниже; усвоить геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб;  понимать смысл пространственных и временных отношений, затем использовать эти понятия в активном словаре: слева, справа, вверху, внизу,  спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра, сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Развитие речи на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности.

        Характер организации учебной деятельности и отбор лексического материала на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности позволяет воспитателю активизировать и обогащать словарь приставочным глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.

        Для детей, плохо владеющих необходимыми навыками, целесообразно в начале обучения придерживаться требований, предъявляемых к средней группе.

Развитие речи в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов труда.

        При формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, и элементов труда целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и одновременно прочному закреплению соответствующей предметной и глагольной лексики (вода, мыло, щётка, полотенце, одежда, умываться, мылить, вытирать, надевать, завязывать – развязывать, грязный – чистый, мокрый – сухой). Воспитатель даёт детям представления о понятиях «нижнее бельё», «верхняя одежда» и т.д., закрепляя при этом в активной речи необходимый словарный минимум.

        Не менее важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий. Так в процессе трудовой деятельности воспитатель вводит в речь детей новые слова и словосочетания. Следует включать задания на преобразование слов с помощью суффикса (сахар – сахарница, хлеб – хлебница). Кроме того, воспитатель вводит в лексику детей слова-антонимы: застелил – расстелил, быстро – медленно, хорошо – плохо и т.д.

         Одно из основных мест в развитии речи детей занимает ручной труд в детском саду. В процессе работы воспитатель в непринуждённой обстановке побуждает детей пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине.

Развитие речи в связи с экологическим воспитанием.

        Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире является хорошей базой для развития речи и мышления.

         Так при наблюдении и уходе за комнатными растениями закрепляются понятия (садовые растения, комнатные, стебель, лист, цветок, поливать, ухаживать и другие).

        При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных, притяжательных прилагательных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системное планирование работы в группах компенсирующей направленности с нарушением речи

   Данный материал позволит организовать в ДОО единое коррекционно-образовательное пространство. В плане представлена работа различных педагогов учреждения (воспитателя, муз. руководи...

«Особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи, на логопедическом пункте»

В презентации по теме: «Особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи, на логопедическом пункте» представлен теоретический материал для учителей начальных классов по...

Особенности формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи

Фонематические процессы формируются у ребенка с раннего возраста, с момента появления реакций на голосовые раздражители, первичного становления фонематического слуха, до момента поступления ребенка в ...

Особенности работы над ошибками у детей с нарушением письма

Этапы работы над ошибками прикоррекции нарушений письма у младших школьников...