Консультация для родителей «Как заставить ребенка слушаться, или лучше не заставлять?»
консультация

Мурка Елена Николаевна

Сразу важно согласиться с мыслью, что заставлять ребенка выполнять какие-то действия нельзя и не нужно. Само слово «заставлять» связано с понятием «насилие», которое, кроме вреда, ничего развитию личности принести не может. Родители старше, умнее, опытнее ребенка, и они могут им манипулировать, но манипуляция — не самое эффективное средство для достижения родительских целей. А цель простая и заключается в том, чтобы ребенок слышал родителей и выполнял то, что они хотят, ради его же благополучия.

Проблему можно сформулировать по-другому: как научить ребенка слушаться, как наладить с ним отношения, чтобы он исполнял родительские требования?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zastavit_rebenka_slushatsya.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

Консультация для родителей

«Как заставить ребенка слушаться, или лучше не заставлять?»

Подготовил: социальный педагог Мурка Е.Н.

Сразу важно согласиться с мыслью, что заставлять ребенка выполнять какие-то действия нельзя и не нужно. Само слово «заставлять» связано с понятием «насилие», которое, кроме вреда, ничего развитию личности принести не может. Родители старше, умнее, опытнее ребенка, и они могут им манипулировать, но манипуляция — не самое эффективное средство для достижения родительских целей. А цель простая и заключается в том, чтобы ребенок слышал родителей и выполнял то, что они хотят, ради его же благополучия.

Проблему можно сформулировать по-другому: как научить ребенка слушаться, как наладить с ним отношения, чтобы он исполнял родительские требования?

Полезные приемы

1. Начинаем с себя. В выстраивании отношений очень большое значение имеет уважение, поэтому личным примером постоянно показываем, как уважать старших и младших.

2. Применяем метод последовательности. Например, учим ребенка переодеваться и складывать одежду в шкаф. Сначала в течение какого-то времени делаем это вместе с ребенком, то есть проходим все этапы вместе с ним. Затем ребенок пытается проделывать процедуру сам. Для этого вместе с ним нужно создать четкую инструкцию. Ее можно творчески обыграть и нарисовать небольшой плакатик, который с помощью символов будет напоминать ребенку последовательность действий, потому что малыш пока еще не умеет удерживать ее в памяти. На третьем этапе ребенок уже переходит к самостоятельному выполнению этой последовательности действий, а мы можем только контролировать. Такой сценарий можно применять для выполнения абсолютно любых задач.

3. Действуем сообща. Если рассказывать ребенку о пользе утренней зарядки, но никогда вместе с ним не делать никаких физических упражнений, толку не будет. Можно повесить дома турник и устроить с ребенком соревнование: кто сделает больше подтягиваний. Соревновательный момент обязательно привлечет внимание ребенка.

4. Играем. Игра — естественная потребность ребенка, поэтому лучше уборку не делать, а играть в нее. Причем необходимо поощрять детскую инициативу и не отказывать малышу в том, что он хочет поучаствовать в домашних делах. Ведь часто родителю проще и быстрее все сделать самому, но пользы от плохо вымытой посуды (малыш только учится!) будет гораздо больше, чем от отказа ребенку в совместной деятельности, когда родитель делает все сам.

5. Четко формулируем и не сдаем своих позиций. Просьба должна быть твердой и понятной, высказанной спокойным тоном: «Если не умоешься, за стол не сядешь». И так всегда! Если у ребенка останутся лазейки, он обязательно ими воспользуется. У родителей должно быть четкое убеждение в том, что что-то сделать необходимо и ребенок не может этого не сделать. При этом важно ему объяснить, зачем и для чего нужно выполнять то или иное действие. Наделенное смыслом требование выполнять гораздо легче.

6. Предпочитаем внутреннюю мотивацию внешней. Внешний стимул (например, вознаграждение за выполненную просьбу) гораздо менее эффективен в долгосрочной перспективе. Им можно ребенка завлечь на первоначальном этапе, но затем нужно развивать внутреннюю заинтересованность. Если ребенок будет понимать и осознавать, зачем ему это нужно, он будет выполнять необходимые действия без принуждения.

7. Развиваем в себе гибкость и делим всю деятельность ребенка на четыре категории: зеленую, желтую, оранжевую и красную зоны.

Зеленая — зона абсолютного дозволения. В ней находится все то, что ребенок может делать сам, не советуясь с родителями: выбирать, во что играть, какую майку из предложенных надеть, какое блюдо из приготовленных съесть и т. п.

В желтой зоне находятся действия, которые разрешены, но с условиями: например, ты можешь погулять, если сделаешь уроки. Тут главное — придерживаться сказанного и не сбиваться с намеченного пути. Если вы установили такое правило, то нельзя его нарушать. Постоянные нарушения правил, непоследовательные и несогласованные действия родителей могут нанести ребенку психологическую травму.

В оранжевой зоне разрешено то или иное действие только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться вовремя спать во время праздника.

Красная зона — зона абсолютно нерушимых запретов. Причем эти запреты должны быть понятны не только родителям, но и ребенку. Ему необходимо обязательно объяснить, почему что-то запрещено. Осознанность в этом процессе играет большое значение.

8. Придерживаемся последовательности и согласованности. Всем взрослым членам семьи необходимо договориться между собой, согласовать семейные требования и выполнять их. Единая линия воспитания придаст уверенности ребенку и принесет много пользы.

9. Вырабатываем соразмерность своих требований. Если предъявлять к ребенку требования, с которыми он не в состоянии справиться в силу возраста, своего физического или эмоционального развития, то в дальнейшем у него разовьется нетерпимость к критике и тревожность.

10. Забываем фразу «Хватит мне перечить!» Она не дает ребенку возможности отстоять свою позицию, а родителю — объяснить, почему так, а не иначе. Поэтому лучше выбирать правильный тон, спокойно, дружелюбно, твердо обсуждать с ребенком смысл просьб и требований. Недопустимы оскорбления и запугивание. От угроз (например, бабайки и злого дяди) тоже следует отказаться, ведь они ничего, кроме тревоги и страха, в душе ребенка не вызывают.

11. Воспитываем доверие и становимся знаковой фигурой. А для этого постоянно с ребенком разговариваем. Причем это должна быть обязательно беседа, диалог, а не монолог взрослого. Ребенку постоянно требуется обратная связь от родителя. Одно из самых страшных наказаний для детей — игнорирование со стороны значимого взрослого. Если же родителям удастся установить доверительные отношения с ребенком, он будет выполнять все, что ему говорят, потому что знает, что это всегда идет ему во благо.

12. Учимся правильно переключать внимание ребенка. Если малыш в истерике, нужно его отвлечь. И лучше ребенка не обманывать в этот момент («Ой, смотри, розовые слоники полетели!»), а привлечь его внимание к чему-то реальному поблизости: «Погляди, какая букашка ползет!»

13. Заботимся о чувствах своих и ребенка. В острый момент лучше дать остыть себе и ребенку и сказать: «Мы сейчас злимся, давай сделаем паузу, чтобы немного остыть, и потом мы с тобой поговорим». Проговаривание чувств помогает ребенку развить эмоциональный интеллект и научиться чуткости.

14. Помним, что немного непослушания — это очень даже хорошо. Конечно, нужно учить ребенка соблюдать рамки и границы, слушать родителей, доверять их решению, быть ответственным за свои поступки, но не стоит стремиться к тому, чтобы он стал идеальным. Иначе он превратится в «робота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Наказывать ли ребенка?Как и зачем?"

Уважаемые родители! Наши дети растут очень быстро и все меньше слушают взрослых. Надеюсь данная информация будет полезна и интересна многим из вас....

Консультация для родителей "Как помочь ребенку заговорить"

Советы логопеда  родителям,  имеющим   детей с   задержкой речевого развития....

Консультация для родителей "Как заставить ребёнка слушать и прислушиваться".

Создание благоприятной среды для общения с ребёнком без криков и скандалов....

Консультация для родителей "Ваш ребёнок не слушается?"

Вопрос, что делать, когда ваш ребёнок совсем не слушается, не редкость....

Консультация для родителей «Основные тактики воспитания. Как выбрать лучшую для себя?»

Редко можно встретить родителей, которые придерживаются строго какой-то одной тактики. Как правило, тактики смешиваются, но все-таки преобладающие тенденции можно выделить. Тут все, как и в военном де...