«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»
консультация

Морозова Маргарита Викторовна

          Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  задержкой  психического  развития  составляет  25%  от  детской  популяции. Кроме  того, эти  дети  отстают  в  речевом  развитии (недостатки  произношения, аграмматизмы, ограниченность  словаря), для  них  также  характерна  неполноценность  слухового  восприятия. Этот  факт  определил  необходимость  логопедической  коррекции  звукопроизношения  у  данных  детей  до  поступления  их  в  школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

«Формирование звукопроизношения у  старших дошкольников  с  задержкой  психического развития,

имеющих  общее  недоразвитие  речи через

театрализованную деятельность».

1.Актуальность и перспективность опыта.
          Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  задержкой  психического  развития  составляет  25%  от  детской  популяции. Кроме  того, эти  дети  отстают  в  речевом  развитии (недостатки  произношения, аграмматизмы, ограниченность  словаря), для  них  также  характерна  неполноценность  слухового  восприятия. Этот  факт  определил  необходимость  логопедической  коррекции  звукопроизношения  у  данных  детей  до  поступления  их  в  школу.  

               Большинство  дошкольников  с  ЗПР  имеют  системное  недоразвитие  всех  сторон  речи  и  чаще  всего  находятся  на  втором – третьем  уровне  речевого  развития  при  общем  недоразвитии  речи (ОНР)  в  зависимости  от  степени  задержки  психического  развития.

2.Условия формирования опыта.

           Данный  педагогический  опыт  разрабатывался  мною  в  течение  двенадцати лет работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. На  его  формирование  оказала  влияние  работа  с  детьми  с  задержкой  психического  развития. При  анализе  диагностических  данных  я  выявила  наличие  вторичного  дефекта  (общее  недоразвитие  речи) у  всех  воспитанников  детского сада. Кроме  того, самостоятельно  проводя  диагностику  со  старшими  дошкольниками  указанной  категории,  я  выявила  нарушения звукопроизношения  у  значительно  большей  части  диагностируемых  детей.

            С  учётом  специфики  сада  я  начала  строить  свою  логопедическую  работу, посещала  логопедические  методические  объединения, семинары, курсы и занималась  самообразованием, долго искала пути успешной коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, изучала методическую литературу по данному вопросу. Использовала разные методы логопедического воздействия в своей работе, но желаемого результата не получала.

              Начав использовать на индивидуальных  и фронтальных занятиях элементы театрализованной деятельности, я отметила лучшую динамику в культуре звукопроизношения детей.
3. Теоретическая база опыта.

            Работа  многих учёных  позволила  выделить  общие  особенности  речевой  деятельности  детей  с  ЗПР, имеющих  недоразвитие  речи:

  • при  ЗПР  имеют  место  все  виды  нарушений  речи, наблюдающиеся  у  детей  с  нормальным  интеллектом;
  • характерным  признаком  клинической  картины  нарушений  у  большей  части  детей  с  ЗПР, по  мнению  Р.И.Лалаевой, является  сложность  речевой  патологии, наличие  комплекса  речевых  нарушений, сочетание  различных  дефектов  речи;
  • большинство  старших  дошкольников  указанной  категории  имеют  системное  недоразвитие  всех  сторон  речи  и  чаще  всего  находятся  на  2-3  уровне  речевого  развития  при  общем  недоразвитии  речи (ОНР)  в  зависимости  от  степени  задержки  психического  развития.

4.Технология опыта.

           Во время педагогической деятельности театрализованная игра включается, как игровой приём и форму обучения детей. Вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные занятия, умения и навыки. Игровые приёмы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жёсткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. К ребёнку приходят гусь и жук, которые соревнуются: лучше шипеть или жужжать?

         Игровая форма способствуют раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы и игры. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует, тренирует и совершенствует речь.

          ВАЖНО ежедневно включать элементы театрализованной деятельности в ход коррекции звукопроизношения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

          Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
5.Анализ результативности опыта.

           В процессе целенаправленной работы с детьми с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи, можно добиться достаточно высоких результатов по формированию и развитию звукопроизношения с использованием элементов театрализованной деятельности. Однако, для достижения результата требуется большее количество времени, чем у нормально развивающихся сверстников.

           В процессе своей работы я сочетала наглядные и словесные методы обучения. В моей работе применение изолированных словесных методов недопустимо, т.к. у детей с ЗПР, особенно на 1-2 году обучения, внимание рассеяно, не сформирована долговременная память, дети забывают инструкцию в процессе выполнения заданий. Для достижения наилучших результатов я применяла образец (действия по образцу), подражания и совместные действия., включала в свою работу ИКТ параллельно с использованием театрализованной деятельности.

            Элементы театрализованной деятельности использовались мною на индивидуальных и фронтальных логопедических занятиях. Эта методика может быть адресована ребёнку с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи  до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

           В процессе работы я поняла, что моя речь играет ряд функций в процессе обучения детей. Речь ставит перед ребёнком задачу «Делай, как я». И после выполнения упражнений я обязательно делала оценку. При этом в оценке я повторяла верный ответ ребёнка.

           Целенаправленная, систематическая работа учителя-логопеда позволяет качественно улучшить показатели развития звукопроизношения воспитанников.

          Обследование звукопроизношения у детей 5-7 лет в 2014-2015 учебном году проводилось по методике Коненковой И.Д. «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития» 2009г. Изучалось произношение согласных (если есть необходимость, то и гласных) звуков изолированно и на материале слогов, слов, фразовой речи. Ребёнку предлагают назвать картинки, повторить за экспериментатором слова и фразы, используют и результаты наблюдения за инициативными высказываниями ребёнка.

           В сентябре 2014 года была проведена диагностика звукопроизношения детей старшей группы (16чел.), подготовительной группы А (15 чел.), подготовительной  группы Б (15 чел.) и подготовительной к школе группы В(15 чел.).  Всего 61 ребёнок.  Из этих детей были выявлены 50 детей логопатов. С этими детьми проводилась индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения в соответствии с составленной сеткой логопедических занятий (15-20минут).

          В мае 2015 года была проведена итоговая диагностика звукопроизношения детей тех же групп (количественный состав изменился – 58 человек). Из этих детей было выявлено 28 детей логопатов.

          Ознакомившись с результатами проводимых обследований            

 (см. прилагаемую таблицу) можно увидеть положительную динамику в развитии звукопроизношения у детей, хотя сравнение этих показателей весьма приблизительно из-за изменения количественного состава детей.

сентябрь 2014 года

май 2015 года

количество обследованных

дошкольников

количество детей с нарушениями звукопроизношения

количество обследованных

дошкольников

количество детей с нарушениями звукопроизношения

61

50

58

28

       Анализируя характер нарушений звукопроизношения в начале учебного года и в конце, можно отметить:

  • в начале учебного года отмечается нарушение произношения 2-3 групп звуков, но не более 10;
  • в конце учебного года отмечено нарушение произношения  одной группы звуков, но не более 5.

6. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный методический материал доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по развитию коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников в коллективной творческой деятельности:
– воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений;
– родителям, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Наиболее приемлемыми формами использования опыта работы, считаю:
–информационный материал;
– консультации, педагогические советы;
–дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– мастер-классы, мероприятия для педагогов района;
– сайт ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.

Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрал...

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

План самообразования Родионовой В.И. на 2015 -2016 учебный год «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

План самообразования Родионовой В.И. на 2015 -2016 учебный год«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»...

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Развитие речи детей через театрализованную деятельность...