* Ранний возраст *« Особенности построения коррекционной логопедической работы с использованием методики Монтессори на базе детской городской поликлиники ». Адаптация метода.
рабочая программа на тему

 

                                           *   Ранний возраст   *

« Построение коррекционной логопедической работы  с использованием  методики Монтессори  на базе детской городской поликлиники ». Адаптация метода.Особенности использования.

Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем современной логопедии. Детская поликлиника, то важное звено в цепи логопедических учреждений, на базе которого возможна коррекционная работа с детьми раннего возраста Логопедические задачи можут решаться силами логопеда с прямым , непосредственным участием родителей.   Логопед может творчески использовать государственные и вариативные обучающие и коррекционные  программы, не противоречащие потребностям и возможностям детей раннего возраста.

 

Здесьпредставлен и обоснован опыт организации работы с детьми в возрасте 1,5 – 3 гг. в условиях детской поликлиники. Мной разработаны и адаптированы  приемы и методы работы«День за днем говорим и растем» для детей раннего возраста, работающей с использованием программы «Истоки» и методики М. Монтессори.

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального, речевогоразвития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам — в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности, разнообразные речевые возможности.Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Основной вид деятельности ребенка раннего возраста — предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода — произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.

Мышлениев раннем возрасте наглядно-действенное. Мыслить для ребенка — значит действовать здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.

Памятьпроявляется только при активном восприятии, когда ребенок узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия.

Вниманиетакже тренируется лучше всего в предметной деятельности, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершая с ним различные манипуляции.

Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — эторечь. К 3 годам в ос­новном заканчивается анатомическое созревание речевых об­ластей мозга, ребенок овладевает главными грамматически­ми формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 — 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, что­бы наверстать упущенное.

Речь не является функцией органов артикуляции, это прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.

В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и особенно при его отставании.

М.М. Кольцова и М.С. Рудина отмечают, что совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени тренировки движений пальцев ребенка [3]:

— в возрасте около 5 мес. ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, а сам захват осуществляется уже не всей ладонью, а пальцами;

— в 6 мес. движения схватывания становятся более точными, уверенными, а в 7 — появляется артикуляция слогов;

— в 8—9 мес. ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами, осуществляя так называемый пинцетный захват и показывает пальцем на привлекающий его предмет.

И только вслед за развитием таких тонких дифференцированных  движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.

Однако приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними, когда ребенок начинает понимать, что ложкой едят, расческой расчесываются, мячик катают. Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают ребенка, побуждают действовать и совершенствовать умения, придают ему уверенность.

Сотрудничество, как утверждают педагоги, психологи,, становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста. Таким образом, чтобы ребенок полноценно развивался, был активным и самостоятельным ,речевые возможности формировались в соответствии с онтогенетическими нормами,ему необходимы правильно организованная предметно-пространственная среда и присутствие взрослого, который будет не только рядом, но и вместе с ним.

В этом плане большую актуальность приобрела методика, которая была разработана еще в ХIХ в. врачом-психиатром, педагогом, первой в истории человечества женщиной — доктором наук Марией Монтессори.

Создавая свою педагогическую систему, она исходила из ведущей роли ребенка в собственном развитии, которая определяется потребностями, побуждающими его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими их реализовать.

М. Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания. Она считала, что с самого рождения ребенок как губка впитывает все, что его окружает. А это так и есть, как показывают многочисленные исследования, наблюдения и личный опыт работы логопедомСенсомоторика (зрение, слух, осязание, обоняние) служит тем устройством, посредством которого происходит развитие человеческого разума, овладение навыками речи, социального поведения.Необходимо только соответственно обустроить пространство, окружающее ребенка, и профессионально поддержать его. Главные предпосылки, которые имеются у малыша для строительства самого себя — это впитывающее мышление и возрастные сензитивные периоды.

Под воспитанием в Монтессори-педагогике понимается помощь психическому, интеллектуальному, речевому  развитию ребенка с самого рождения. Одним из необходимых условий ее осуществления является взрослый (педагог, близкий родственник). При этом его прямое воздействие должно быть ограничено, поскольку любая ненужная помощь становится препятствием в развитии ребенка. «Помоги мне это сделать самому» — вот принцип, который лежит в основе совместной деятельности взрослого и ребенка.

Другое условие — это правильно организованная предметно-пространственная среда. Огромное значение Монтессори придавала развитию чувств, воспитанию сенсорной культуры. Она считала, что, начиная с упражнения по формированию сенсомоторики, ребенок движется к становлению интеллекта.к формированию речи.Поэтому Монтессори уделяла такое большое внимание разработке и систематизации дидактического материала, в занятиях с которым у ребенка формируются восприятие, память, наблюдательность, сосредоточенность, запас понятий, настойчивость, усидчивость, умение доводить работу до конца, аккуратность.

Главным результатом воспитания и обучения детей по методу Монтессори можно назвать нормализацию, т.е. изменение  поведения ребенка от девиантного к нормальному. Нормализованный ребенок развивается в оптимальном для себя темпе, он активен, уравновешен, способен длительное время сосредоточенно работать, любознателен и социален.

В 2000 г. ассоциацией Монтессори-педагогов России была создана программа  «Вместе с мамой» для детей от 1,5до 3 лет, работающей по методике Монтессори. .                                                                               

Сталкиваюсь с тем, что ежедневно на приеме у логопеда  дети с проблемами раннего речевого развития .Многие родители не в состоянии организовать грамотную и квалифицированную помощь своему ребенку. Используя  методы Монтессори педагогики, коррекционные и обучающие программы, я разработала  здоровьесберегающую  программу  для реализации в рамках работы  логопеда в детской поликлинике» День за днем говорим и растем»

Основные цели работы этойМонтессори- коррекционной программы

—обеспечение  психофизического ,речевого, личностного и интеллектуального  развития ребенка ,подготовкаребенка к  адаптация в коллективе.

— формирование,у детей адекватных возрасту способов и средств общения совзрослыми и сверстниками;

— взаимодействие с родителями, для развития у них педагогической компетентности (обучение приемам работы с ребенком, вовлечение в процесс обучения и воспитания);

— ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии;

— подготовка ребенка к поступлению в детский сад.

В качестве средств образования и источников развития ребенка выступают:

— специально подготовленная среда ( элементы, зоны)

— логопедкак создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения;

— мама (  или близкий родственник), непосредственно  участвующая в коррекционном процессе

Для того чтобы малыш мог полноценно развиваться, ему необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребность в спонтанной деятельности, даст пищу разуму и не скует движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным  возможностям и потребностям ребенка. Для ее создания используется Монтессори-материал и другие, специально подобранные предметы и пособия. Этот материал с успехом может быть использован как в  дидактическом , так и в  коррекционном направлении. Существуют и определенные требования к материалу:

— должен быть автодидактичен;

— иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля;

— отвечать эстетическим и экологическим требованиям.

У логопеда и мамыесть свои роли и свои задачи. Кроме безусловной любви и приятия ребенка таким, как он есть, взрослый должен стать посредником между ребенком и окружающей средой.

Здесь в роли учителя выступает не только логопед , но и близкий родственник. Его присутствие помогает устранить психотравмирующий фактор, позволяет ребенку быстрее адаптироваться в окружающей среде.

Главной формой деятельности ребенка  на занятииявляется работа, основанная на свободе выбора:

— материала;

— времени и продолжительности работы с ним;

— места для работы с переносным материалом;

— партнера или партнеров;

— общения со взрослыми и детьми.

Кроме того соблюдаются следующие принципы:

— «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим»;

— «После работы с материалом — поставь его на место».

 Методика – Монтессори предусматривает специально подготовленнуюпредметнуюсреду, состоящую изсемизон.

1. Развития крупной моторики.

2. Для упражнений в установлении причинно-следственных связей и перехода от действий к деятельности.

3. Сенсорного развития.

4. Развития мелкой моторики.

5. Упражнений с водой.

6. Продуктивной и изобразительной деятельности.

7. Развития речи   

Исходя из специфики организации работы логопеда в поликлинике, предметно – пространственная среда  организована небольшими мобильными блоками .

Зона развития крупной моторикипредназначена для формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Здесь ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.

В зоне сенсорного развития находятся материалы, способствующие становлению зрительного, тактильного, слухового восприятия. Здесь ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь. В этой зоне, как и в других, ребенок сам выбирает материал для работы. Взрослый должен показать, как с этим материалом следует обращаться, а потом помочь убрать его на место.

В зоне развития мелкой моторики ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом). В результате не только формируется мелкая моторика пальцев рук, но и осуществляется пинцетный захват, координируется работа руки и глаза, обеих рук.

Зона упражнений с водойпредставляет собой часть зоны по развитию мелкой моторики и выполняет те же задачи. Кроме этого, ее материалы имеют выраженный, терапевтический эффект. Работа с водой снимает повышенную возбужденность и успокаивает. Здесь формируются навыки переливания, наливания, отжимания. Ребенок учится вытирать пол, стол, поднос, взбивать пену, пользоваться грушей, пипеткой, губкой, ситом.

Взоне продуктивной и изобразительной деятельности ребенок имеет возможность рисовать пальцем по манке, рассыпанной на подносе, мелом на доске, фломастером на прозрачном органическом стекле, повторяя рисунок, подложенный снизу. Может работать с бумагой и ножницами, соленым тестом, пластилином. Все это, конечно, делается под руководством логопеда.

В процессе реализации программы  «День за днем говорим и растем» вся работа направлена на создание предпосылок своевременного возникновения речи и базы для ее полноценного формирования.

 Зона развития речи содержит материал, способствующий становлению пассивного и активного словаря. Это карточки по различным темам (одежда, обувь, игрушки, посуда, животные), объемные фигурки животных, объемные наборы по темам, посуда, мебель и т.д. Кроме того, имеются материалы для соотнесения предмета с его изображением, для усвоения названий не только предметов, но и их частей, действий, признаков.

Главным методом обучения в речевой зоне является трехступенчатый урок.

1. Взрослый показывает и называет предмет: Это собака. Это кошка. Это корова. Здесь вовлекаются в работу, если возможно, не только слуховое, но и зрительное, тактильное, стереогностическое восприятие ребенка.

2. Взрослый просит показать предмет: Где собака? Где кошка? Где корова? Здесь ребенок не пассивно созерцает предметы, но и активно действует с ними, ища соответствия.

3. Взрослый задает вопрос, показывая предмет: Что это?

Первые две ступени урока служат для обогащения пассивного словаря.

На этой ступени новые термины переходят из пассивного словаря в активный. Ребенок называет термины, отвечая на вопросы логопеда. На какой ступени урока остановится в конкретном случае логопед — зависит от ребенка, уровня его речевого развития.

Активизации речевого развития также способствуют пальчиковая гимнастика и специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением .Очень актуальна работа над формированием речевого дыхания., логоритмические упражнения под и без музыкального сопровождения.

Очень важна работа с фланелеграфом: с его помощью закрепляются понятия, усвоенные ребенком при работе в зонах сенсорного развития и развития мелкой моторики: большой — маленький, длинный — короткий, цвета, формы и др. С опорой на фланелеграф даются звукоподражания, названия предметов, действий, признаков, иллюстрируются и заучиваются маленькие стихотворения, потешки и народные сказки. Работа с фланелеграфом дает возможность, с одной стороны, вводить новые понятия, а с другой — закреплять уже имеющиеся знания, развивать память и увеличивать запас необходимых слов.                                                                                                                                                                                        Аналогично фланелеграфу , логопедом используется магнитная доска.

Мойопыт работы с детьми раннего возраста позволяет сделать вывод, что занятия по программе«День за днем говорим и растем» способствуют своевременному появлению речи и предупреждению задержки речевого развития. Это происходит потому, что ребенок, находясь в специально подготовленной предметно-пространственной среде, в процессе свободной работы, в присутствии мамы (или другого родственника) получает возможность полноценно развиваться,. Ребенок внимательно смотрит на логопеда, подражает его мимике, артикуляции, приобретает новые речевые навыки путем исследования пространства, а не механически прорабатывая те или иные упражнения.А соответственно, вслед за нормализацией общего психического здоровья происходит качественное улучшение речевых возможностей .

Благодаря таким занятиям, мама приобретает необходимые педагогические и коррекционные логопедическиезнания, учится сотрудничать с ребенком и логопедом, видеть проблемы ребенка и помогать ему их преодолевать, а логопед г получает возможность1.вести наблюдения за ребенком и 2.заниматься диагностикой, 3.планировать коррекционную работу с ребенком  4.обучать маму основам выстраивания коррекцонной работы со своим малышом.

 

 

Литература :

 

  1. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 1997 - 64 с.
  2. Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори. - Л.:Гос.изд., 1924. - 120c. Сумнитекльный К.Е. Ребенок строит себя сам// «Аистенок» №4(87) 2007
  3. Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш №9, 2004.
  4. Хилтунен Елена. Признать право ребенка быть самим собой - легко. Гораздо труднее дать ему это право. //Первое сентября. №15. 1998.
  5. Логопедия. Преодоление ОНР у  дошкольников Жукова Н.С. и др. Екатеринбург.
  6. Воспитание у детей правильного произношения Фомичева М.Ф. 1997 г.
  7. Лечебная педагогика(ранний и дошкольный возраст) Мастюкова Е. М. - Владос,1997

 

 

 

 

 

 Учитель-логопед Устич Е.В., детская поликлиника №69, ЮЗАО , г. Москва

                                   2011 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста в период адаптации"

Одной из самых распостраненных проблем в дошкольном учреждении является адаптация детей к условиях детского сада. Мне, как музыкальному руководителю, на помощь приходят собственные разработки занятий,...

сообщение по теме "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"

сообщение по теме "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"...

Картотека игр с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Материалы для проведения игр с детьтми раннего возраста...

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду...

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...

Статья: "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики".

В ряду методик коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР логопедическая ритмика рассматривается как средство неспецифического воздействия на речевые и неречевые нарушения....