Главные вкладки

    План-конспект по теме:
    Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)

     

    Конспект открытого занятия

     по лексической теме «Транспорт»

    с использованием методов ТРИЗ

    (подготовительная группа)

     

    Коррекционно - образовательные цели.

        Систематизировать представления детей о разных видах транспорта. Активизировать  словарь по данной теме.

    Учить  составлять сказки по схемам.

    Учить  устанавливать между любыми вещами, на первый взгляд далёкими друг от друга по внешним  свойствам, какую-либо связь.

    Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление существительных творительного падежа.)

    Совершенствовать синтаксический строй речи (сложноподчинённые предложения с союзом - потому что).

    Коррекционно - развивающие цели.

       Развивать связную речь, навыки речевого общения,  добиваться полных ответов на вопросы. Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию, находчивость путём использования методов ТРИЗ.  Развивать общеречевые навыки, координацию речи с движением.

       Формировать независимость мышления, т. е. умение находить собственное решение, оригинальные ответы, доказывать свою точку зрения.

    Коррекционно воспитательные цели.

       Формировать     навыки сотрудничества  на   занятии.   Создавать  положительный   эмоциональный   фон. Воспитывать   самостоятельность,   активность,   культуру   общения   и   чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    Оборудование.

    1.Картинки с изображением акулы, самовара.

    2.Видео письмо от Герды.

    3.Схема сказки.

    4.Льдинки, блюдо.

    5.Замок Снежной королевы.

    6.Запись воя ветра.

    7.Экран для показа замка (проектор).

    8.Ионика.

    Предварительная работа.

    - Чтение Башкирских сказок.

    - Составление сказок по схемам.

    - Игры и задания по обучению графической аналогии, умение обозначать каким либо символом реальный образ или нескольких образов (игры «Что в круге?», «На что похожа?).

    - Придумывание чего-то нового, видоизменяя или улучшая привычный, реальный объект. (Метод фокальных объектов.)

    - Игра «Цепочка ассоциаций».

    - Игра «Хорошо - плохо».

    - Игра «Назови отличия и общие признаки».

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I.Организационный момент.

      Дети входят в группу и здороваются с гостями. Педагог предлагает ребяткам улыбнуться друг другу и гостям, и мысленно пожелать всем здоровья, удачи, хорошего настроения.

    Педагог.Ребятки, сегодня я получила видео письмо от Герды. Давайте его посмотрим и послушаем. (Педагог включает видеозапись. Герда обращается к детям за помощью. Она просит ребят помочь ей найти Кая, которого увезла Снежная королева.)

    Педагог.Вы готовы помочь Герде?

    Дети.Да готовы?

    II. Основная часть.

    Педагог. Дорога предстоит длинная и опасная, поэтому на выручку Кая могут отправиться только смелые, находчивые и сообразительные ребята. А чтобы выяснить, есть ли среди вас такие молодцы, мы проведём игры. Первая игра  называется «Цепочка ассоциаций».             

    (Педагог называет первое слово, затем дети продолжают цепочку, например: самолёт, небо, туча, дождь, зонтик, пляж, море, лодка и т. д.)

    Педагог.  А сейчас посмотрим, какие вы находчивые и сообразительные.

    Игра «Четвертый лишний».       

                         Лодка, вертолёт, автомобиль, ступа.

                        Автобус, троллейбус, трамвай, грузовик.

                        Пароход, катер, лодка, поезд.

                        Автобус, грузовик, автомобиль, самолёт.      

    Педагог. Молодцы, и с этим заданием вы справились. Я уверена, вы не испугаетесь трудностей, которые ожидают нас в пути, и освободите Кая. Вы все зачисляетесь в команду спасателей.                 

    Педагог. Только, как же нам добраться до царства Снежной королевы? Она узнала о том, что мы готовы помочь Герде и превратила весь транспорт в льдинки. Но вы можете его расколдовать, если назовёте как - можно больше разных видов транспортных средств, пока эти льдинки не растают. (Педагог  показывает льдинку и задаёт вопрос: «Как вы думаете, каким  видом транспорта может быть эта льдинка?»)

     Дети. Я думаю, эта льдинка может быть автобусом, грузовиком и т.д.

    Педагог. Как вы думаете, чем может быть это блюдо, для наземных видов транспорта?

    Дети. Я думаю, это блюдо для наземных видов транспорта, может быть гаражом, стоянкой для машин и т. д…

    Педагог. Молодцы ребята, вам удалось расколдовать все виды транспорта. Но на наших современных видах транспорта в сказочную страну не попасть. Мы должны сконструировать и собрать сказочный, фантастический самолёт. И так, команда спасателей, займите места в конструкторском бюро. А помогут нам в конструировании волшебного самолёта следующие картинки. (Акула, самовар.)

    Педагог. Как вы думаете, акула какая?

    Дети. Я думаю, акула зубастая, умная, большая, сильная, быстро плавающая и т.д.

    Педагог. Как вы думаете, самовар какой?

    Дети. Я думаю, самовар золотой, горячий, блестящий и т.д.

    Педагог.   Переходим      к   сборке   волшебного   самолёта. 

     Перенесём   все перечисленные вами   качества к слову самолёт. Что значит, самолёт зубастый, умный? 

    Что значит, самолёт  блестящий, золотой, горячий?

    Педагог. Как вы думаете, чем хорош наш волшебный самолёт?

    Дети. Я думаю, самолёт хорош тем, что он может нас защитить, потому что он зубастый. И т.д.

    (Ответы детей.)

    Педагог. А чем плох наш самолёт?

    Дети. Я думаю, наш самолёт плох тем, что в нём может быть очень жарко и у нас может заболеть голова.  И т.д.

    (Ответы детей.)

    Педагог.  Наш волшебный самолёт готов к полёту. В царстве Снежной Королевы очень холодно, необходимо теплее одеться. (Дети изображают, как они надевают комбинезоны).

    Команда спасателей займите места в самолёте. Внимание, прошу пристегнуть ремни.

    (Дети имитируют движение, произнося: «Чи-и-и-к, чи-и-и-к».)

    Раз, заводим мы моторы,   (Дети произносят звук [р].)

    Быстро мчимся через горы,   (Дети произносят звук [л].)

    Вправо, влево завернём,   (Бегут друг за другом по кругу.)

    На посадку мы пойдём.    (Приседают.)

    Педагог. Вот мы и прилетели. Отстегните ремни.

    (Дети имитируют движение, протяжно произнося: «Чи-и-и-к, чи-и-и-к».)

    Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, только очень холодно. (Слышится вой ветра. Дети мимикой и жестами изображают, как им холодно. Выходит Снежная королева.)

    Снежная королева.   Вы нарушили' мой покой и без приглашения явились в моё царство. За это я вас всех заморожу.

    Педагог. Нет, Снежная королева, наши ребята, смелые, находчивые, вряд ли тебе удастся их заморозить.

    Снежная королева. А это мы сейчас проверим, какие они ловкие, да смелые. (Проводится музыкальная игра «Снежная королева и дети». Дети исполняют песню и выполняют соответствующие движения.)

     К.     В моём царстве зимы студёные,

             Отдыхали лучше бы дома вы.

    Д.     А нам дома некогда отдыхать,

             Кая  прилетели мы  выручать.

     К.    А я ветром северным засвищу,

             Вас я в льдинки разные превращу.

     Д.      А мы все ребята удаленьки,

              Мы наденем шубки да валенки.

     К.     А я снегу сыпаться повелю!

              Все пути, дороженьки завалю.

    Д.    А мы снег лопатами разгребём

            И дорожки метлами разметём.

    К.     А я встречусь вам на дороженьке,

            Заморожу рученьки, ноженьки!

     Д.    Мы костры высокие разожжём,

             И во круг костра танцевать пойдём.

    Снежная королева.Вы действительно смелые и находчивые ребята. Я отпущу Кая и не стану превращать вас в льдинки, если вы выполните мои задания. А если не справитесь, навсегда останетесь в моём царстве. Согласны?

     Дети. Согласны.

    Снежная королева.  Первое задание.    Чем мои сани    отличаются от вашего самолёта? 

    Дети. Я думаю, сани отличаются от самолёта тем, что у самолета есть крылья, а у саней нет. И т.д.

     Снежная королева. А чем они похожи?

    Дети. Я думаю, сани и самолёт похожи тем, что сани Снежной королевы волшебные и наш самолёт волшебный. И т.д.

    (Ответы детей.)

    Снежная  королева.   С  этим  заданием   вы  справились.  Откуда же вы прилетели, такие умные и сообразительные?

    Педагог.В каком городе мы живём?

    Дети. В городе Белебее.

    Педагог.  А в какой республике мы живём?

    Дети. Мы живём в республике Башкортостан.

    Снежная королева.  Ну что же, если вы прилетели из Башкирии,  придумайте и расскажите мне Башкирскую сказку вот по этой схеме.  (Показывает схему сказки.)

       (Дети придумывают и рассказывают сказку .)

    Снежная королева. Мне понравилась ваша сказка. Я  отпущу Кая и помогу вам быстро вернуться домой.

    Закройте глаза и громко, а затем шёпотом повторите волшебные слова.

                               Ветры, вьюги и метели-разыграйтесь,

                              А ребята все домой – возвращайтесь.

    III. Итог занятия.

    Педагог. Вот мы и в группе. Молодцы ребята. Вы проявили находчивость, сообразительность, смелость и освободили Кая. (Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит посылку.)

    Педагог. Ребята, эту посылку прислали Кай и Герда. Они благодарят вас за помощь и прислали вам угощение.

     

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт

    конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических ...

    Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: "Путешествие в цирк"

    В данном конспекте представлено использование на логопедическом занятии компьютерной программы "Игры для Тигры"...

    Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые»

     Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять слов...

    Имя прилагательное ( урок с использованием ТРИЗ и РКМ технологии )

     Имя прилагательное »( урок русского языка с использованием ТРИЗ и РМК технологии, 6 класс ) Цель: систематиза...

    Урок "Витамины" с использованием активных методов обучения

    Урок в 10 классе по теме "Витамины" создан с использованием технологии модерации. Применение активных методов обучения н...

    Конспекты занятий по ФЗК с использованием методов и приемов нетрадиционного обучения

    Уроки ФЗК в нетрадиционной форме.Для детей часто пропускающих занятия по болезни...

    Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"

    В основе методической разработки  - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения  личностно...

    Конспект открытого урока в 5 классе по швейному делу с использованием игровых технологий

     Конспект открытого урока в  5 классе по швейному делус использованием игровых технологийна тему:«Пришивание п...