Профилактическая программа клуба "Вместе"
план-конспект по теме

Шерманова Ольга Юрьевна

Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gordeevoy_o.yu_..doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                        Директор МОУ Краснопоймская СОШ

                                                                      ___________Л.В. Седова

                                                             1 сентября 2010г.

Профилактическая программа

 Клуба «Вместе»

для подростков 10-14 лет группы  риска,

по социальной дезадаптации,

направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.

Составила:

социальный педагог: Гордеева О.Ю.

I. Пояснительная записка

        Сегодняшнее время требует гуманистических подходов в обучении и воспитании, которые ориентированы на личность ребенка, на развитие его природных задатков, на создание социальной защищенности и отношений содружества.

        Данная программа предполагает гуманистическую направленность на основании классических подходов, научных теорий русской и зарубежной педагогики и психологии. Каждый человек стремится реализовать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, найти свое место в жизни.

        В центре проблема личности: активность и креативность, автономность и актуализация, свобода выбора и стремление к самосовершенствованию. Человек изначально добр, в крайнем случае, нейтрален и все отклонения возникают в связи с нежелательным окружением, то есть – девиантность – проявление влияния извне.

        Настоящий этап развития нашей страны характеризуется тем, что происходящие общественные изменения обусловливают социальные, психологические, медико-экологические последствия, которые, несомненно, меняют условия развития и жизнедеятельности всех людей, а детей в особенности, так как новые условия существования угрожают их выживанию, здоровью основам социальной защиты.

        Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейно воспитания и в целом не здоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как:  асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; недостаточность духовно-нравственных ценностей.

        Выше изложенные факторы нашли свое изложение в способах поведения детей.

        Первичным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:

  1. поведение несоответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологической);
  2. антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).        

Дети, склонные при определенных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».

Ориентируясь на наблюдения и исследования, мы можем выделить следующие виды таких групп:

  1. дети из неблагополучных семей;
  2. педагогически запущенные дети;
  3. дети с отклонениями в поведении;
  4. дети, испытывающие дефицит общения.


 II. Нормативно-правовые основания для разработки программы:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Семейный кодекс;
  • ФЗ от 24 июля 1998года № 124 – ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федирации»
  • ФЗ от 24 июня 1999года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

III. Цели программы:

  • Сформировать у подростков мотивы на позитивные изменения в личностном развитии, разрешении трудностей саморазвития и трудностей в общении с одноклассниками, окружением, родителями;

IV. Задачи:

  • Знакомство подростка с новыми формами поведения.
  • Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности.
  • Обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения.
  • Знакомство подростка с самим собой.
  • Формирование ответственного отношения к личностным выборам.

V. Целевая группа занятий:

Дети школьного возраста 10-13 лет, не имеющие отклонений в интеллектуальном развитии, находящиеся в социально опасном положении.

 

VI. Организация проведения занятий:

Продолжительность курса занятий - 32 занятия (60 часов)

Количество часов и занятий в неделю - 2 занятия (1 час)

Занятие проводится 2 раза в неделю по вторникам и четвергам.

Включает в себя годовой курс занятий по 45 минут.

Количество детей в группе не более 8-и.

VII. Программа предназначена для развития коммуникативных навыков подростков с девиантным поведением, имеющих проблемы в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Программа направлена на формирование у детей умения устанавливать личностные контакты, поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, а также на снижение


уровня агрессивности, тревожности и способствует поддержанию эмоционального комфорта подростков.

 VIII. Идея программы.

        МОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа способно:

- Оказывать социально-педагогическую помощь несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в социально опасном положении;

- Принимать участие в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

-  Осуществлять меры по реализации программы и методик, направленных на становление и самореализацию личности социально дезадаптированых подростков

IX. Этапы реализации.

этап

Действия

Принципы

I Подготовительный

/сентябрь-ноябрь 2010 года/

  • выявление семей               « группы риска»
  • составление списка неблагополучных семей.

-открытость,

-доброжелательность

-объективность

II Практический

/декабрь-июнь  2011 года/

  • составление плана работы
  • осуществление социального патроната
  • включение детей в социально-педагогическую реабилитацию

-индивидуальность

-дифференцированность

-доброжелательность сторон

III Заключительный

/июнь - июль 2011 года/

  • завершение работы
  • анализ результатов
  • практическая реализация
  • формулирование выводов по работе.

-объективность

-критичность

-открытость


X. Прогнозируемые  результаты:

  • снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних;
  •  стабилизация  семьи  как  основного социального института общества;
  • повышение уровня мотивации в стремлении к социально-значимым ценностям всех членов семьи;
  • изменение эмоционального баланса в пользу положительных чувств и переживаний;
  • укрепление физического, психического и духовного здоровья молодого поколения;
  • снижение деструктивных конфликтов в семьях.

XI. Актуальность темы.

        Современный период характеризуется значительным ростом преступности среди несовершеннолетних. За последние пять лет число правонарушений этой категории увеличилось в пять раз. Большая часть преступлений совершается несовершеннолетними, чаще всего в группах (около 75% от всех совершаемых правонарушений). Преступность несовершеннолетних—это групповое преступление.

        Учитывая психосоциальные возрастные особенности подростка, следует отметить, что референтной группой для него является группа сверстников. Референтной группой и референтно значимой деятельностью для подростка становится та предпочитаемая среда общения, где у него возникает возможность самоутвердиться,  завоевать среди сверстников достаточно высокий авторитет, престиж. Утратив фактически внутреннюю связь с коллективом, подросток стремится реализовать свою потребность самоутверждения в асоциальных формах поведения: выпивках, дерзких, хулиганских выходках, пренебрежении к запретам взрослых, нормам морали, права.

        Семья изначально является авторитетом для благополучных, положительно характеризующихся подростков. По мере появления и увеличения степени дезадаптированности,  роль семьи снижается; в конечном итоге она полностью теряет свой референтный статус. Усугубляющим моментом становится неблагополучие семьи. Что же касается роли школы для детей, испытывающих недостаток общения, отсутствие внимания, невозможность проявить себя как личность, то она становится источником недоверия, отрицательных эмоций, агрессии. Это приводит к  отчуждению от основных институтов социализации: семьи и школы. В этом случае единственным местом реализации потребности в общении и признании становится неформальная группа, как правило, с асоциальной направленностью. Эти группы являются благоприятной основой для развития криминальной среды. Поэтому особенно важно предотвратить переход от асоциальных групп к криминальным группировкам. Для этого необходимо применение профилактических и превентивных мероприятий,


способ реализации которых предложен в виде программного проекта.

XII. Содержание программы

Тема занятия

Цель занятия

Методы

Название тестов, игр, упражнений

1

Психодиагностика подростков

Диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Тестирование беседа,

Социометрия, опросник А.Е.Личко (ПДО), опросник выявления акцентуаций у подростков Шмишека, цветовой тест Люшера, Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша

2

Знакомство

Создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки.

Беседа, игротерапия, рефлексия

Нетрадиционное приветствие

Измерим друг друга

   3

Наше общение

Развитие навыков коммуникации, доверия в группе Занятие направленно на сплочение группы

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Карусель.

 Копия.

Скала.

Сквозь игольное ушко. Признаки.

Взаимопонимание.

 Карусель.

   4

Нужно ли человеку учиться познавать себя?

Развитие позитивного самопознания, тренировка работать в команде

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Вам послание.

 Я это..

Массаж.

 Цвета радуги.

Релаксация.

   5

Я и группа

Развивать умение работать в команде

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Пин!

Ролик.

Скованы одной цепью. Шестерка.

  6

Эмоции

Осознание множественных своих чувственных проявлений. Развитие способности жить в негативных переживаниях  

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Ваши эмоции.

Что я думаю об эмоциях и чувствах.

Комок.

  7

Польза и вред от эмоций

Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Разминка.

Конфликт эмоций.

Польза и вред эмоций. Создание шедевра

  8

Эмоции правят мною или я ими

Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Дискуссия.

Эмоциональный термометр. ЗАТО,

Хочу ли я быть хозяином своих чувств,управлять своими эмоциями?

  9

Представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении

Формирование умения различать, квалифицировать уверенное, неуверенное и грубое поведение

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Куклы,

 10

Мой дневник. Невербальные формы уверенного, неуверенного, грубого поведения.

Формирование умения различать проявления уверенности-неуверенности, грубости или желание нагрубить

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Футболка с надписью.

Сила слова.

Зеркало.


11

Как наша уверенность и неуверенность зависят от других людей. Мы очень разные и этим интересны друг другу. Чувство собственного достоинства.

Формирование умения различать, квалифицировать уверенное, неуверенное и грубое поведение

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Хвалить или ругать?

Я не такой как все, и все мы разные.

Мой портрет в лучах солнца.

 12

Чувство собственного достоинства(продолжение). Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства. Обратная связь

Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние. Знакомство с положением «обратная связь»

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Положение об обратных связях.

Скульптура.

 13

Я в своих глазах и в глазах других людей

Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Игра в мяч.

Ассоциация.

 14

Я для себя, я для других. Обида.

Формировать умение анализировать собственное эмоциональное состояние.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Послание самому себе.

Детские обиды.

 15

Обида

Научить детей определять достоинства и недостатки свои и других людей, понимать причины их поступков

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Как выразить обиду или досаду.

Пересядьте все те, кто…

 16

Обида (окончание)

Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Как выразить обиду или досаду.

Копилка обид.

 17

Как справиться с раздражением, плохим настроением

Формирование умения регулирования собственного эмоционального состояния

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Чувствую себя хорошо.

Аукцион.

Вверх по радуге.

 18

Наши чувства, желания, настроения

Формирование умения регулирования собственного эмоционального состояния

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Волшебный ящик.

Стоп! Подумай! Действуй!

 19

Мой мир

Помочь определиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Подари улыбку.

Зеркало.

Ты мне нравишься, потому что…

Колокол.

 20

Я сам строю свою жизнь. Человек свободного общества.

Рассмотреть и уточнить основные понятия «свобода» «ответственность», «выбор», «свободное общество»

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Дай определение.

Афоризмы с высказываниями.

Знакомство с правами обязанностями и ответственностью.

Определение.

 21

Я сам строю свою жизнь. Еще раз о свободе

Вырабатывать умение в различных жизненных ситуациях правильно делать свой выбор, осознавать границы свободы и ответственности.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Точка зрения.

Ситуации.

На что похоже мое настроение.


 22

Я сам строю свою жизнь. Свобода от.. свобода для…

Познакомить с оттенками понятия «свобода»: «свобода от…и свобода для…»

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Оттенки понятий.

Пословицы.

Цитаты - объясни смысл.

 23

Я сам строю свою жизнь. Я выбираю.

Уточнить понятия «выбор», «личностный выбор». Определить основные факторы, влияющие на осуществление выбора.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Описание ситуации когда делается выбор.

Сферы выбора.

Потерпевшие караблекрушение.

Конфликтная ситуация и выход из нее.

 24

Все люди отличаются друг от друга своими качествами

Закрепить знания о положительных и отрицательных качествах характера человека

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

На что похоже мое настроение.

Неоконченные предложения.

Психологическая загадка.

Мы похожи – мы отличаемся

 25

Я в мире людей. Люди, которые рядом.

Помочь определиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Разыгрывание сценок.

Трехглавый змей.

Составление самохарактеристик.

 26

Развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе

Развитие базовых коммуникативных навыков и умений

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Назови свое имя.

Чемпионат борьбы на пальцах.

Колпак.

Маски-шоу.

 27

Развитие коммуникативных навыков и умение раскрываться

Развитие межличностного доверия; навыков невербального выражения и восприятия; умения раскрываться.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Унисон.

Комплимент.

Общий язык.

Подарки.

 28

Невербальные средства общения – основа успешного публичного выступления.

Знакомство с невербальными средствами общения; развитие умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения высказываний в соответствии с целями и условиями общения, обеспечивающих выступление в коммуникацию с целью быть понятым

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Работа с эпиграфом.

Рассказ об ораторе Древней Греции Демосфене.

Значение слова «оратор».

Знакомство с психологическими законами публичного выступления.

Разминка.

Установление контакта с аудиторией.

Итоги.

 29

Умеем ли мы общаться

Познакомить с основными приемами по обмену информацией, сформировать умения обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Поведение в разных ситуациях (конфликтная личность).

Приятные слова.

Кучер.

Речевой этикет.

 30

Освоение приемами активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи

Познакомить с основными приемами по обмену информацией, формировать умения обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Построится по росту.

Здравствуй, ты…

Телеграмма.

Мгновенная характеристика.

Передача ритма.

Аплодисменты по кругу

 31

Способствовать углублению процессов самораскрытия.

Способствовать более раскрытому самораскрытию

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Какого я цвета?

Откровенный разговор.

Отражение.

Вопросы ведущему.

Завершите предложение.

Общий круг.


 32

Обучение способности высказывать свою точку зрения

Умение контактировать с новыми людьми

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

Большие шаги.

Направленное интервью.

Представление с чужих слов.

Сверхновая звезда.

Учимся ценить индивидуальность.

Аплодисменты по кругу

 33

Контрольная диагностика детей. Анализ и оценка эффективности работы с детьми находящимися в социально опасном положении.

Диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции

Тестирование беседа,

Социометрия, опросник А.Е.Личко (ПДО), опросник выявления акцентуаций у подростков Шмишека, цветовой тест Люшера, Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша

 34

Закрепление дружеских отношений между членами группы. Завершение группового процесса. Подведение итогов работы группы

Закрепить навыки, полученные участниками во время занятий; подвести итоги.

Беседа, ролевая игра, игротерапия, рефлексия

БИНГО.

Привлекательная группа.

Прекрасно, что ты здесь.

Комментарии.

Чемодан в дорогу.

Пожелание.

Аплодисменты по кругу

  1. Список рекомендуемой литературы

  1. Абрамян Л.А. Эмоциональное неблагополучие ребенка как основопологающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Часть 2. – Одесса, 1990.
  2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.,
  3. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы  подростков-правонарушителей. - СПб.,1972.
  4. Захаров А.И. Детские неврозы.- СПб., 1995.
  5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – Тверь., 1998.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. – М.. 1983.Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: учебно практическое пособие. – М.,2000.
  7. Холличер В. Человек и агрессия. – М., 1995.


Приложение

Занятие № 1

Тема: Знакомство.

Цель:

  • создать атмосферу взаимопонимания и взаимной поддержки.
  • Развитие навыков правильного общения.

Ведущий представляется. На наших занятиях мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях друг с другом и другими людьми. О целях, которые вы перед собой ставите..Мы поможем, раскрыть свои сильные и слабые стороны, научимся лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете  так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Я не буду давать вам рецепты, как правильно себя вести или решать конфликтные ситуации. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы.

 Рефлексия. Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.

Варианты

  • Каждый проговаривает свое состояние: «я чувствую…, я осознаю…»
  • Представляет свое состояние в невербальной форме;
  • Описывает происходящее с участником и в группе на листе бумаги

Для ведущего

  • Стимулировать обсуждение, задавая участникам вопросы: «Как ты себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что на тебя произвело впечатление? Что тебе снилось?»
  • Процедура по времени занимает 10-15 мин. Молчание более 10 с. Приводит к передаче слова следующему участнику.
  • Ведущий анализирует свое состояние последним.

 Упражнение № 1

Оформление визиток с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.

Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам. За 5 минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы  все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т.п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.


После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий. Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека. Нужно учиться запоминать полученную информацию, проявляя внимание не только к внешности индивида, но к смыслу его слов. Основной принцип помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.

 Нетрадиционное приветствие. (разминка).

Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

  1. Ладонями, но только их тыльной стороной.
  2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).
  3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).
  4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).
  5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать. Следует установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Участники делятся друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

 Упражнение 2

Выявление знаний участников.

Как и для чего люди знакомятся между собой?

  • В первобытные времена, когда еще не умели разговаривать?
  • В древности, во времена рыцарей и первооткрывателей, только научившись разговаривать, читать, писать.
  • В наше время?

Предложить участникам привести примеры, когда и почему бывает трудно познакомиться друг с другом, обсудить как это можно преодолеть;

Вспомнить, как это делали в разные времена, как это происходит у разных народов.

Упражнение 3 «Измерим друг друга»

Цель: упражнение дает возможность участникам хорошо познакомиться и сблизиться, координируя свои действия в команде.

Микро группы выстраиваются в ряд по следующим критериям:

  • По количеству братьев и сестер у каждого;
  • По числу видимых пуговиц на одежде;
  • По ширине улыбки;
  • По размеру обуви;
  • По длине волос;
  • По росту; и др.

1.поделить участников на две группы.

2.объяснить правила.

3.когда команда решит, что стоит правильно. Ее участники должны встать руки по швам и крикнуть: «сделано!» прежде чем объявить новый критерий построения, надо дать возможность построиться оставшейся команде. Проверить, действительно ли первая команда построилась правильно.

Упражнение 4

Предложить участникам группы зарисовать «как и для чего люди знакомятся»

Рефлексия.

Участники сидят в кругу и по очереди делятся своими впечатлениями о занятии. Предложить участникам группы выразить свое состояние на момент окончания работы в группе. Узнать, что понравилось, что не понравилось участникам. На что направить упражнения в дальнейшем.

Домашнее задание

Обдумать правила и нормы работы группы.

Представить себе, что необходимо познакомиться : с иностранцем, человеком, который намного старше тебя, с твоим кумиром(артистом, певцом, известным спортсменом). Расскажи о своих размышлениях, чувствах, предполагаемых действиях.

        


Правила.

1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы ее члены максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на “ТЫ”. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.

2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Многие стремятся не говорить о том, что они чувствуют, думают, так как боятся показаться смешным. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми, - срабатывает “механизм психологической защиты”. Основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из участников смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что их волнует именно сейчас, и обсуждают то, что происходит в группе.

3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий стоит отказаться от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому нужно заменить высказывания типа: “Большинство людей считает, что…” на: “Я считаю, что…”, “Некоторые из нас думают…” на: “Я думаю…” и т.п. Отказаться от безадресных суждений о других, заменяя фразу типа: “Многие меня не поняли” на конкретную реплику: “Оля и Соня не поняли меня”.

4. Искренность в общении. Во время работы группы участники должны говорить только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на замечания, все испытывают только чувство признательности и благодарности за искренность и откровенность.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Участники должны быть уверенны в том, что никто не расскажет об их переживаниях, о том, что они поделились во время. Занятия. Это помогает быть искренними, способствует самораскрытию.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым


работает вместе. Члены группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе оценивают не участника, а только его действия и поведение. Поэтому вместо высказывания типа: “Ты мне не нравишься” используется: “Мне не нравится твоя манера общения”.

8. Как можно больше контактов и общения с разными людьми. У каждого человека есть определенные симпатии, но общаться во время занятий мы стремимся со всеми членами группы, особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту участники реально включены в работу группы. Они активно слушают, чувствуя себя, партнера и группу в целом. Они не замыкаются в себе, даже если узнают о себе что-то не очень приятное. Это происходит потому, что каждый, получив много положительных эмоций, думает не только о себе, но и о других.

10. Уважение к говорящему. Когда кто-то высказывается, другие не только внимательно слушают, давая ему возможность сказать то, что он хочет, но и помогают говорящему, показывая всем своим видом, что слушают его, что рады за него, что им интересны его мнение, его внутренний мир. Никто не перебивает говорящего, все молчат до тех пор, пока он не закончит. И лишь после этого задают вопросы, благодарят его или спорят с ним.

11. Постоянный самоанализ (рефлексия). В конце каждого упражнения и этюда, а тем более после завершения очередного раздела тренинга, проводится процедура осмысления тех трудностей, с которыми столкнулись участники. Каждый из них имеет право поделиться своими впечатлениями, ощущениями, мыслями, которые возникли во время работы. Режим самоанализа должен войти в привычку.


Занятие № 2

Тема:  «Наше общение».

Цель:

  • развитие, навыков коммуникации, доверия в группе
  •  занятие направлено на сплочение группы.

1. Рефлексия. Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.

Упражнение 5   «Карусель»

Цель: настроить участников на работу, снять напряжение.

Большая группа делится на две подгруппы и встает «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например: улыбнуться каждому глазами, сказать комплимент или что-то приятное.

Упражнение 6 «Копия»

Цель: улучшение качеств общения в группе. Тренировка внимательности, умения слушать и тренировка точности передачи посланий.

В этом упражнении коммуникация односторонняя. Вероятность ошибки весьма велика, поскольку слушатели не могут переспрашивать говорящего.

  1. группа садится полукругом. Каждый берет себе карандаш и бумагу.
  2. предложить любому желающему взять на себя тяжелую роль – коммуникатора. Коммуникатор садится напротив остальной группы и получает материал к этому упражнению. Эго задача – так описать картину с листа, чтобы остальные участники могли нарисовать ее на своих листах идентично образцу. Каждый работает только для себя, переспрашивать коммуникатора запрещено. Если у коммуникатора сложилось впечатление, что он предоставил достаточно информации, он просто говорит о том, что закончил.
  3. участникам показывается оригинал, чтобы они смогли сравнить с ним свое произведение. Обращается внимание на то, что всем давалась одинаковая информация, но картины все равно различаются. Как можно это объяснить?
  4. во время подведения итогов участники могут пожаловаться на то, что коммуникатор дал им недостаточно информации. В этот момент хорошо поговорить об одно- и двусторонней коммуникации, об умении слушать и говорить:
  • что мне понравилось в манере донесения информации коммуникатора?
  • Какие были недочеты в его работе?
  • На что нужно обращать особое внимание при односторонней коммуникации?
  • Знаю ли я людей, которые склонны к такого рода коммуникации?
  • Как бы я оценил самого себя в этом отношении?
  • В чем преимущество двусторонней коммуникации?
  • Какие наблюдения я сделал в этом процессе?
  • У кого получилась самая точная картина? Как ему это удалось?

Комментарии: проследить за тем, чтобы группы не сильно обвиняли коммуникатора, если у него что-то не получилось. Попытаться сделать акцент на улучшение коммуникационных отношений.

Описать знаки словами с такой точностью, чтобы слушатели могли нарисовать картину, не видя ее.

Упражнение 7 «Скала»

Цель: упражнение на сплочение, на доверие.

Участники образуют скалу, встав в шеренгу. Каждый участник должен пройти по скале. При этом участники создают в скале ущелья, выступы и т.д.

Комментарии: после завершения участники могут обсудить следующие вопросы: что показалось трудным при выполнении упражнения? Почему было трудно проходить «препятствия»? почему одни участники предпочитали держаться за «скалу» а другие нет.

Упражнение 8  «Сквозь игольное ушко»

Цель: воспитать у членов группы доверие к себе и другим, действовать внимательно по отношению к окружающим.

  1. Попросить участников равномерно разойтись по комнате. Скажите, что вы хотели бы предложить им несложный эксперимент, который, тем не менее, способен резко поменять их отношение кому-либо из группы. Участники должны закрыть глаза.
  2. Скажите группе, что вы будете видеть, каждого из них и будете следить за тем, чтобы соблюдали правила. Пусть игроки примут «позу безопасности»: руки на уровне груди, ладонями наружу.
  3. С закрытыми глазами игроки начинают медленно ходить по комнате, и пытаются определить, что происходит вокруг: приближаются ли они к другим игрокам, идут к стене, к столам, стульям и т.д.
  4. Теперь просим игроков открыть глаза и определить, соответствует ли их реальное местоположение в комнате тому, которое они представляли себе с закрытыми глазами.
  5. Группа становится в круг. Каждый снова закрывает глаза и ставит руки перед собой, принимая защитную позу. Задание состоит в том, чтобы все участники одновременно попытались достичь противоположной им стороны круга. Задача каждого пройти через толпу, не наступив никому на ноги, и ни с кем не сталкиваясь. Тот, кто достигает противоположной стороны круга, останавливается там, повернувшись лицом к центру круга, и открыв глаза.
  6. В конце упражнения задаются вопросы:
  1. что вы чувствовали во время упражнения?
  2. насколько вы могли доверять другим членам группы?
  3. выросло ли доверие членов группы друг к другу после выполнения этого задания?
  4. как вы ориентировались в пространстве?
  5. были ли критические ситуации во время выполнения задания?


Упражнение 9   «Признаки» 

Цель: снятие напряжения, тренировка умения работать в команде.

Группа делится на несколько команд. Ведущий задает два или более признака.

Например:

 1) инструмент,

 2) с отверстиями.

Задача каждой команды – придумать как можно больше предметов, одновременно обладающих данными признаками. Время выполнения 5 – 10 минут.

По окончании каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает команда, предложившая их большее количество.

Упражнение 10 «Взаимопонимание».

Цель: упражнение направлено на тренировку взаимопонимания.

Вариант 1 Упражнение выполняется в круге. Ведущий называет любое число (но не больше чем количество участников в группе). Одновременно с этим необходимо встать участникам в количестве, равном названному числу.

Вариант 2 Ведущий называет число не больше, чем количество участников, и, выдержав паузу (1-3 с.), подает команду: «встали». По этой команде необходимо встать участникам в количестве, равном названному числу

Условия:

  • участники должны встать точно по команде;
  • должно встать ровно столько участников, сколько заказывалось;
  • участникам нельзя разговаривать и соответственно вслух договариваться, кто именно будет выполнять задание.

Комментарии: если установить время, в течение которого члены группы могут каким-то образом сообщать свои намерения и угадывать намерения других, то упражнение наполняется дополнительным содержанием. В данных условиях участники пытаются договариваться при помощи мимики и жестов. Можно усложнить упражнение, запретив жестикуляцию. Но при этом у них остаются такие параметры для анализа, как мимика и позы друг друга.

Упражнение 11 «Карусель».

Цель: завершение занятия.

Большая группа делится на две подгруппы и встает «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например: улыбнуться каждому глазами, сказать комплимент или что-то приятное на неделю, поделиться  впечатлениями от занятия (что понравилось, что не понравилось).

Рефлексия.

Участники сидят в кругу и по очереди делятся своими впечатлениями о занятии. Предложить участникам группы выразить свое состояние на момент окончания работы в группе. Узнать, что понравилось, что не понравилось участникам. На что направить упражнения в дальнейшем.


Занятие 3.

Тема: «Нужно ли человеку учиться познавать себя?».

Цель: развитие позитивного самопознания, тренировка работать в команде.

  1. Рефлексия. Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.

Ребята по цепочке дают объяснение слова «самопознание».

Предложить ребятам проговорить те слова, которые можно отнести к понятию «самопознание».

К примеру: узнавание, прогнозирование, намерение, инсайт и другие слова.

Упражнение 12  «Вам послание».

Каждому участнику предлагается передать какую-либо приветственную фразу или другое приятное послание члену группы, сидящему в круге напротив него. Это сообщение он отправляет через участника, сидящего слева от него. Например, он говорит соседу: «Передай Свете, что я очень рад ее видеть». Этот участник в свою очередь сообщает своему соседу слева: «Александр передает Свете, что он рад ее видеть». Тот передают сообщение дальше по часовой стрелке. Когда послание доходит до участника, сидящего рядом со Светой, он сообщает ей:  «Тебе пришло сообщение от Александра, он очень рад тебя видеть». Света тем же образом отправляет короткое ответное сообщение Александру обратным курсом, то есть против часовой стрелки.

Через некоторое время в действие вовлекаются все участники, передавая сообщение другим участникам или ожидая, когда придет послание им.

После того как последние ответы дошли до адресата, а это заметно, ведущий спрашивает, кто не получил послания, и просит группу восстановить справедливость.

По окончании все участники хором говорят СПАСИБО.

В процессе обсуждения ведущий может попросить участников поделиться с группой наиболее приятными из полученных сообщений. Нередко у кого-то из участников появляется вопрос к автору послания: «что он имел в виду?» в этом случае автору послания следует ответить на данный вопрос.

Упражнение 13   «Я это».

Цель: упражнение помогает взглянуть на собственное мировоззрение, так и на понимание жизненных установок другого человека.

Материалы: Каждому участнику потребуется лист бумаги и карандаш.

  1. Каждый на листе бумаги записывает 10 предложений, которые начинаются одинаково «Я – это…», на это отводится 3 минуты.
  2. Три из этих предложений, которые, по мнению автора, содержат наиболее важные сведения о нем, помечаются крестиком. Листы не подписываются.

  1. Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются.
  2. Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание.
  3. Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение.
  4. После обсуждения и рассмотрения разных вариантов, автор текста должен признаться, что это именно его произведение, даже если группа не пришла к правильному ответу.
  5. Процедуру следует  завершить обсуждением:
  • сложно ли мне было формулировать про себя эти 10 предложений?
  • Какую информацию я выбрал для описания?
  • Какие описания я пометил крестиком и почему?
  • Насколько хорошо у меня получалось угадывать авторов других текстов описания?
  • Посмотрел ли я после этого упражнения на себя другими глазами?
  • Узнал ли я что-то новое о каком-нибудь участнике?
  • Были ли другие откровеннее, чем я?

Упражнение 14   «Массаж»

Цель: расслабляет и навивает приятные мысли.

Участники встают в круг друг за другом в затылок. Ведущий задает определенный рисунок, движение по спине впереди стоящего участника, участники по цепочке передают движения. Движения периодически меняются.

Упражнение 15   «Цвета радуги».

Цель: упражнение на кооперацию.

Чтобы оно было успешным, каждый участник должен целиком прочувствовать других, чтобы пусть медленно, но найти единый ритм и настроение.

  1. Участники делятся на небольшие подгруппы по 5-6 человек. Каждая подгруппа образует свой круг и выбирает ведущего, который будет считать до трех. Как только ведущий сказал «три», остальные хором выкрикивают название какого-нибудь цвета. Цель состоит в том, чтобы все члены команды без предварительной договоренности назвали один и тот же цвет. При этом следует соблюдать такое правило: игрок не может назвать один и тот же цвет два раза подряд.
  2. Упражнение заканчивается, когда игроки назовут один и тот же цвет.


Упражнение 16  «Релаксация».

Цель: отдых участников.

Участники садятся в круг и закрывают глаза. Пытаются запомнить все, что происходило вокруг него в аудитории, в здании, на улице (внимание распределяется строго по порядку, в обратном порядке). Затем открывают глаза и обсуждают услышанное.

Комментарии: при обсуждении стоит обратить внимание на то, что мешало концентрировать внимание, как долго удавалось удержать внимание, легко ли было переключить внимание.

 

Рефлексия.

Участники сидят в кругу и по очереди делятся своими впечатлениями о занятии. Предложить участникам группы выразить свое состояние на момент окончания работы в группе. Узнать, что понравилось, что не понравилось участникам. На что направить упражнения в дальнейшем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая профилактическая программа Скажи стрессу НЕТ

Прграмма предназнаена для занятий с педагогами и учителями. Профилактика профессионального выгорания....

Сценарий профилактической программы. ««ВИЧ-страховка» еще не дана».

Данный материал подготовлен для беседы ко Дню борьбы со СПИДом. Данную беседу желательно сопровождать слайд-шоу по данной тематике....

Целевая профилактическая программа "Здоровые ростки"

Программа «Здоровые ростки» является профилактической, через неё реализуется постепенное, поэтапное сопровождение становления личности ребёнка, формирование позитивного отношения к своему здоров...

Профилактическая программа "Пятый класс - это класс!"

Данная программа способствует успешной адаптации пятиклассников, создавая ситуацию для развития социальной компететности....

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

профилактическая программа "Система работы социального педагога"

в данной программе отражена система работы социального педагога в школе...

Профилактическая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или

Профилактическая программа«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или «Нам курить некогда»Цель программы: укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование психологии и культуры здоровья...