Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
план-конспект по теме

Левина Евгения Владимировна

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет на рисунках недостающие детали, выполняет зрителную гимнастику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://moi-mummi.ru/load/pedagogicheskaja_dejatelnost_v_korrekcionnykh_ou/logopedicheskie_zanjatija/avtomatizacija_zvuka_zh_na_ehtapakh_zvuk_slog_slovo_slovosochetanie_predlozhenie_puteshestvie_zhuka_zhuzhzhi/146-1-0-1193



Предварительный просмотр:

ГУСО РС (Я) «Республиканский реабилитационный

центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Нерюнгри».

учитель-дефектолог, логопед  Левина Евгения Владимировна

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: автоматизация звука [Ж]. «Путешествие жука Жужжи».

Класс: подготовительная к школе группа.

Технологии: компьютерная презентация Microsoft Office Power Point.

Цель: автоматизация звука [Ж]  на этапах «слог, слово, словосочетание, предложение.

Задачи:

  1. Повторение буквы Ж. Закрепление навыка чтения прямых слогов, одно и двусложных слов. Закрепление навыка ответа полным предложением.
  2. Автоматизация  правильного произношения звука [Ж] -  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Развитие лексического запаса, путем введения новых слов. Развитие фонематического восприятия и языкового анализа на основе выполнения заданий по звукобуквенному и слоговому анализу слов. Коррекция нарушений грамматического строя речи в упражнениях на согласование существительных и числительных, употребления в предложениях существительных в Р.п. Развитие мышления на основе упражнений в классификации. Развитие слухового внимания при подборе слов похожих по звучанию. Коррекция нарушений зрительного восприятия на основе упражнений в нахождении недостающих деталей в рисунках. Формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
  3. Воспитание мотивации высказывания, закрепление коммуникативных навыков.

Оснащение: фланелеграф, цветные фишки для звукового анализа слов, предметные картинки (жук, жужелица, журавль, божья коровка), плоскостное изображение жука Жужжи, счетные палочки, указка, компьютер, компьютерная презентация « Путешествие жука Жужжи».

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Логопед предлагает ребенку назвать картинки и определить одну лишнюю: жук, жужелица, журавль, бражник. Ребенок выделяет журавля, объясняет свой выбор. Закрепляется обобщающее понятие «насекомые». Далее, логопед предлагает по  схеме слова, представленной на фланенлеграфе, () определить, с кем они отправятся в путешествие - с жуком, жужелицей или бражником. Ребенок считает общее количество звуков в схеме слова, количество гласных звуков, повторяется правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Затем определяется количество слогов в словах «жужелица», «бражник» - 2 слога,  в слове «жук» - 1 слог. Ребенок приходит к выводу о том, что на схеме – слово «жук», значит и в путешествие он отправится вместе с жуком. Логопед показывает плоскостное изображение жука Жужжи:

-  Познакомься –это жук Жужжа.

Слайд № 2. Логопед:

- Однажды Жужжа решил отправиться в путешествие.

  1.  Введение в тему.

Слайд № 3. Логопед:

- На лесной полянке Жужжа встретил жужелицу. Кто такая жужелица? (Одна из представителей самых больших и многочисленных семейств жуков). Они стали весело жужжать, перелетая с листа на листок. Послушай - как они жужжали.  Как ты думаешь, какой звук на занятии мы будем стараться произносить четко и правильно? (Звук [ж]).

Слайд № 4. Логопед:

- Давай послушаем, как жужжат жук и жужелица, и пожужжим вместе с ними.

Слайд №5. Логопед:

- Потом жужелица улетела, а Жужжа отправился дальше, напевая свою любимую песенку: «ЖЖЖЖЖ….». (Логопед стимулирует ребенка произносить звук [ж]).

3. Повторение.

Слайд №6. Логопед:

- Шел Жужжа шел, и пришел в Лесную школу. Давай вспомним, какой буквой обозначается звук [ж]? (Буквой Ж). На что похожа эта буква? Сложи букву из палочек.

Слайд №7. Логопед:

 - Посмотри, в Лесной школе тоже изучают букву Ж, послушай стихи про нее:

 Эта буква широка

 И похожа на жука.

 Да при этом, точно жук.

 Издает жужжащий звук:

 - Ж-ж-ж! (С. Маршак)

- Помоги нашему герою прочитать слоги и слова с буквой  Ж: ЖА, ЖУ, ЖИ, ЖЕ.

Слайд № 8. Логопед:

- А теперь прочитаем слова: ЖУК, ЖАБА, КОЖА, ЛЫЖА.

Слайды №№ 9,10,11. Логопед:

- Учительница дала Жужже новое задание – подобрать к словам рифму. Скажи, пожалуйста, что такое «рифма»? (Слова похожие по звучанию в конце строк стихотворения). Кто пишет стихотворения? (Поэты). Значит, сейчас мы все превращаемся в поэтов. Но у Жужжи не получается подобрать рифму к словам, помоги ему. Ребенок подбирает слова, имеющие сходное звучание: НОЖИК-ЁЖИК, МОРЖИ-УЖИ, ПИРОЖНОЕ – МОРОЖЕНОЕ.

Слайд № 12. Логопед:

- Ты и Жужжа хорошо потрудились, давай посмотрим какую отметку заслужили?  (5). Ты рад?

4. Физкультурная минутка с элементами зрительной гимнастики.

Слайд №13. Логопед:

- После уроков Жужжа решил заняться спортом и сделал несколько упражнений. Давай и мы не будем отставать. Логопед прикрепляет плоскостное изображение жука Жужжи к указке и предлагает ребенку проследить глазами, не поворачивая головы за движениями жука(движения выполняются в соответствии с текстом) :

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж,

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди и здесь немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок сел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно:

Хлоп — хлоп — хлоп,

Чтоб в окошко улететь

Он смог.

Поочередная фиксация на кончике носа и на горизонте (от 1 до 2 мин)

  1. Закрепление.

Слайд № 14. Логопед:

 Жужжа, пошел дальше. По дороге он что-то нашел. Давай посмотрим – что и кого. (Ребенок проговаривает словосочетания: шесть желудей, двух  жаб, четыре  ножа, одного ежа).

Слайд №15. Логопед:

- По дороге Жужжа  встретил художника. Когда он присмотрелся к рисункам, то заметил, что в них не хватает деталей.

Слайд №№ 16,17, 18, 19. Логопед:

- Жук помог художнику, давай и мы посмотрим – что забыл нарисовать художник. Ребенок рассматривает рисунок, находит недостающую его часть, составляет предложение: «У жирафа нет рожек. У жука нет ножек. У ежа нет живота. У лыжника нет лыжи».

Слайд № 20. Логопед:

- Художник поблагодарил Жужжу и нарисовал сразу два его портрета.

  1.  Рефлексия.

Слайд № 21. Логопед:

- Понравилось ли тебе путешествовать с Жужжей? Какой его любимый звук ты старался проговаривать четко и правильно? Выбери портрет Жужжи, который тебе больше понравился (ребенок выбирает жука с грустным или веселым настроением). Дома, ты можешь сам нарисовать портрет нашего героя.

                                                                                                                                                                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук и буква Т».

Учить различать звук и букву Т, определять их качественные характеристики; учить определять наличие звука в слове, его местоположение в слове; развитие внимания, слухового восприятия, мышления....

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [Л]

Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах.Задачи:Коррекционная:- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].Обучающая:- согласовывать имена существительны...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звук [с]

Цель:  автоматизация звука во фразах и предложениях .Задачи: Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] во фразах и предложениях;-закрепить навыки образования существительных с ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [С-Ш]

Цель: дифференциация звуков С и ШЗадачи:     1. Коррекционно-развивающие:Закрепление навыков правильного звукопроизношения.Дифференциация звуков [C] –[Ш] в изолированном виде, в с...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Ш-Ж]

Цель: дифференциация звуков ш – жЗадачи:Образовательные:- Развивать фонематические способности ребёнка: различать звуки по звонкости и глухости (Ж – Ш)Коррекционно-развивающие:• Автом...