Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"
методическая разработка по теме
Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике дисграфии, а также упражнения по коррекции уже выявленных недостатков письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_trudnosti_formirovniya_processa_pisma.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей обучающихся 1-2 классов
«Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления».
Цели:
1.Оказание помощи родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, а также коррекции уже выявленных ошибок в письменной речи в домашних условиях.
2.Обозначение проблем, возникающих при письме у младших школьников.
3.Разъяснение причин нарушений письменной речи, оказание конкретных рекомендаций.
Оборудование:
Квадраты синего, зелёного, красного, жёлтого цвета; бархатная бумага и нитки; салфетки; тексты со скороговорками; тетради обследований; сборники Е.В.Мазановой; материалы кабинета по дифференциации букв; презентация.
Ход семинара:
1.Орг.момент. Родителям предлагается выбрать квадрат любого из указанных цветов, чтоб разделиться на группы.
2.Логопед:
Уважаемые родители, разрешите вас поприветствовать на нашем семинаре «Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления». Сегодня вы услышите ответы на вопросы: «Что такое письмо?», «Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи?», «Что делать, если эти ошибки уже есть?»
Многие ваши дети на вопрос: «Какой предмет в школе самый трудный?» отвечают: «Письмо, а позднее – русский язык».
Так ли это на самом деле? Проведём эксперимент: возьмите ручку в левую руку(правши)и напишите: «Я учусь писать красиво и грамотно».
Попрошу вас высказать те ощущения, которые вы испытали.
Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.
Что же такое письмо?
Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде, чем говорить о помощи, давайте минимально вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь:
-как формируется;
-что управляет процессами письма;
-куда ведут все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое. Слайд 2 (что такое письмо, анализаторы).
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушения письма.
Первый анализатор, отвечающий за письмо, речеслуховой. Слайд3.
Ребёнок 6-7 лет может:
-повторять слоговые цепочки разной степени сложности;
-отбирать картинки на заданный звук;
-выделять первый и последний звуки в словах;
-определять последовательность и количество звуков в словах;
-синтезировать звуки в целое слово.
На этой основе строится диагностика фонематического слуха и восприятия.
Сейчас предлагаю поработать в группах:
рассмотрите диктанты – слайд 4- и определите ошибки, свидетельствующие о нарушениях фонематического слуха и восприятия.
Таким образом, к данным ошибкам относятся:
-замены звонких и глухих согласных;
-замены твёрдых и мягких согласных;
-пропуски букв, слогов;
-перестановки букв, слогов;
-недописывание слов;
-несоблюдение границ предложений.
Что нужно делать, чтобы избежать данных ошибок и что делать, ЕС ли такие ошибки есть? ответ –слайд 5.
Очень важен при формировании навыка письма двигательный анализатор –слайд 6.
Осваиваем упражнения по развитию двигательного анализатора:
1.Пальчиковые упр.
Ручку пальчиками взяли и кружок нарисовали.
Раз кружок, два – кружок, сосчитай-ка их, дружок. (Рекомендовать книгу Парамоновой).
2.Упражнения на межполушарное взаимодействие.
3.Упражнения с бумагой:
возьмите салфетки и методом «обрывания» сконструируйте письменную строчную букву О.
4.Выкладывание букв из подручного материала:
возьмите бархатную бумагу, нитки, выложите заглавную букву Л, превратите её в А.
5.Работа в группах. (Время работы – 5 мин.)
Подумайте и назовите упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики детей в домашних условиях.
Афиширование.
Речедвигательный анализатор – слайд 8.
Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения звуков в устной речи устранены. Причина – не происходит при внутреннем проговаривании опоры на правильную артикуляцию.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора –слайд 9.
С целью предупреждения вышеперечисленного следует обращать внимание детей на произнесение того или иного звука. Образец видите на слайде.
Поэтому сейчас предлагаю вам практическую работу: прочтите текст скороговорок, определите, какой звук повторяется и проанализируйте звук по предложенному плану.
Для формирования напора выдыхаемой струи целесообразно проводить такие упражнения, как: «Загони мяч в ворота», «Болтушка», надувание воздушных шаров, «Фокус», дуть через соломинку.
Все упражнения должны следовать в строгом порядке: услышали – произнесли – отличили – написали. Чем больше жестов будет включено в упражнение, тем скорее будет достигнут результат!
Зрительный анализатор, виды ошибок – слайды 10,11.
Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза – слайд12.
Хорошие результаты даёт использование «Зеркальных рисунков».
Для игры нужен листок бумаги в клетку. Ребёнок и родитель сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Родитель на своём поле рисует, например, домик с дверью, с трубой и окном. Задача ребёнка – воспроизвести картинку на своём поле так, чтоб она полностью соответствовала исходной. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали и прописывая буквы.
Если ребёнок путает буквы по оптическому сходству – обязательно предложить прописывать буквы, сопровождая их рисунками – «Б» - рядом бабушка, белка, «д» - дедушка, дятел.. «ш» - нарисуйте широкую шубу, а «и» - тонкую иголку. Напишите «волшебный диктант», где будут только проблемные буквы, а все остальные – обозначьте чёрточками.
Если ребёнок трудно запоминает буквы – смело вырезайте алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Можно написать буквы в воздухе, на ладошке, на спине. Чем больше телесных упражнений при запоминании букв – тем лучше!
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужны терпение, терпение и систематические занятия.
Слайд 13 – заключительный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная неуспеваемость и пути её преодоления
в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....
Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии
В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...
Реферат на тему "Сопротивление персонала и пути его преодоления"
СодержаниеВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Сущность кадровых инноваций…………………………………51.1 Понятие и классификация кадровых инноваций……………………101.2 Управление кадровыми инновациями………………………………...
Трудности, возникающие в процессе одновременного изучения языков различных языковых групп (романо-германской и азиатской) и пути их преодоления.
Изучая иностранный язык, очень часто родной язык оказывает сильное влияние на учащегося, и ему трудно свыкнуться с иноязычным произношением, порядком слов или системой времен. Такое явление назы...
Доклад на тему: «Пути формирования правильного артикуляционного уклада для преодоления дефектов звукопроизношения у глухих учащихся».
В докладе описаны виды работ по формированию правильного артикуляционного уклада у детей с нарушениями слуха...
Трудности при обучении учащихся письму и пути их преодоления на уроках английского языка
Трудности при обучении учащихся письму и пути их преодоления на уроках английского языка...
Проблемные ситуации в педагогическом процессе и пути их преодоления
Презентация раскрывает наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми могут столкнуться педагоги дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ, а также приводит актуальные пути решения....