Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"
методическая разработка по теме

Пищагина Нина Алексеевна

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике дисграфии, а также упражнения по коррекции уже выявленных недостатков письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_trudnosti_formirovniya_processa_pisma.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей обучающихся 1-2 классов

«Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления».

Цели:

1.Оказание помощи родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, а также коррекции уже выявленных ошибок в письменной речи в домашних условиях.

2.Обозначение проблем, возникающих при письме  у младших школьников.

3.Разъяснение причин нарушений письменной речи, оказание конкретных рекомендаций.

Оборудование:

Квадраты синего, зелёного, красного, жёлтого цвета; бархатная бумага и нитки; салфетки; тексты со скороговорками; тетради обследований; сборники  Е.В.Мазановой; материалы кабинета по дифференциации букв; презентация.

Ход семинара:

1.Орг.момент. Родителям предлагается выбрать квадрат любого из указанных цветов, чтоб разделиться на группы.

2.Логопед:

Уважаемые родители, разрешите вас поприветствовать на нашем семинаре «Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления». Сегодня вы услышите ответы на вопросы: «Что такое письмо?», «Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи?», «Что делать, если эти ошибки уже есть?»

Многие ваши дети  на вопрос: «Какой предмет в школе самый трудный?» отвечают: «Письмо, а позднее – русский язык».

Так ли это на самом деле? Проведём эксперимент: возьмите ручку в левую руку(правши)и напишите: «Я учусь писать красиво и грамотно».

Попрошу вас высказать те ощущения, которые вы испытали.

Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

Что же такое письмо?

Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде, чем говорить о помощи, давайте минимально вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь:

-как формируется;

-что управляет процессами письма;

-куда ведут все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое.         Слайд 2 (что такое письмо, анализаторы).

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушения письма.

Первый анализатор, отвечающий за письмо, речеслуховой. Слайд3.

Ребёнок 6-7 лет может:

-повторять слоговые цепочки разной степени сложности;

-отбирать картинки на заданный звук;

-выделять первый и последний звуки в словах;

-определять последовательность и количество звуков в словах;

-синтезировать звуки в целое слово.

На этой основе строится диагностика фонематического слуха и восприятия.

Сейчас предлагаю поработать в группах:

рассмотрите диктанты – слайд 4- и определите ошибки, свидетельствующие о нарушениях фонематического слуха и восприятия.

Таким образом, к данным ошибкам относятся:

-замены звонких и глухих согласных;

-замены твёрдых и мягких согласных;

-пропуски букв, слогов;

-перестановки букв, слогов;

-недописывание слов;

-несоблюдение границ предложений.

Что нужно делать, чтобы избежать данных ошибок и что делать, ЕС ли такие ошибки есть? ответ –слайд 5.

Очень важен при формировании навыка письма двигательный анализатор –слайд 6.

Осваиваем упражнения по развитию двигательного анализатора:

1.Пальчиковые упр.

Ручку пальчиками взяли и кружок нарисовали.

Раз кружок, два – кружок, сосчитай-ка их, дружок. (Рекомендовать книгу Парамоновой).

2.Упражнения на межполушарное взаимодействие.

3.Упражнения с бумагой:

возьмите салфетки и методом «обрывания» сконструируйте письменную строчную букву О.

4.Выкладывание букв из подручного материала:

возьмите бархатную бумагу, нитки, выложите заглавную букву Л, превратите её в А.

5.Работа в группах. (Время работы – 5 мин.)

Подумайте и назовите упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики детей в домашних условиях.

Афиширование.

Речедвигательный анализатор – слайд 8.

Недостатки произношения отражаются  на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения звуков в устной речи устранены. Причина – не происходит при внутреннем проговаривании опоры на правильную артикуляцию.

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора –слайд 9.

С целью предупреждения вышеперечисленного следует обращать внимание детей на произнесение того или иного звука. Образец видите на слайде.

Поэтому сейчас предлагаю вам практическую работу: прочтите текст скороговорок, определите, какой звук повторяется и проанализируйте звук по предложенному плану.

Для формирования напора выдыхаемой струи целесообразно проводить такие упражнения, как: «Загони мяч в ворота», «Болтушка», надувание воздушных шаров, «Фокус», дуть через соломинку.

Все упражнения должны следовать в строгом порядке: услышали – произнесли – отличили – написали. Чем больше жестов будет включено в упражнение, тем скорее будет достигнут результат!

Зрительный анализатор, виды ошибок – слайды 10,11.

Рекомендации  по формированию зрительного анализа и синтеза – слайд12.

Хорошие результаты даёт использование «Зеркальных рисунков».

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Ребёнок и родитель сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Родитель на своём поле рисует, например, домик с дверью, с трубой и окном. Задача ребёнка – воспроизвести картинку на своём поле так, чтоб она полностью соответствовала исходной. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали и прописывая буквы.

Если ребёнок путает буквы по оптическому сходству – обязательно предложить прописывать буквы, сопровождая их рисунками – «Б» - рядом бабушка, белка, «д» - дедушка, дятел..  «ш» - нарисуйте широкую шубу, а «и» - тонкую иголку. Напишите «волшебный диктант», где будут только проблемные буквы, а все остальные – обозначьте чёрточками.

Если ребёнок трудно запоминает буквы – смело вырезайте алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Можно написать буквы в воздухе, на ладошке, на спине. Чем больше телесных упражнений при запоминании букв – тем лучше!

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужны терпение, терпение и систематические занятия.

Слайд 13 – заключительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная неуспеваемость и пути её преодоления

в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....

Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии

В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...

Реферат на тему "Сопротивление персонала и пути его преодоления"

СодержаниеВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Сущность кадровых инноваций…………………………………51.1 Понятие и классификация кадровых инноваций……………………101.2 Управление кадровыми инновациями………………………………...

Трудности, возникающие в процессе одновременного изучения языков различных языковых групп (романо-германской и азиатской) и пути их преодоления.

Изучая иностранный язык, очень часто родной язык оказывает сильное влияние на учащегося, и ему трудно свыкнуться с иноязычным произношением, порядком слов или системой времен. Такое явление назы...

Доклад на тему: «Пути формирования правильного артикуляционного уклада для преодоления дефектов звукопроизношения у глухих учащихся».

В докладе описаны виды работ по формированию правильного артикуляционного уклада у детей с нарушениями слуха...

Трудности при обучении учащихся письму и пути их преодоления на уроках английского языка

Трудности при обучении учащихся письму и пути их преодоления на уроках английского языка...

Проблемные ситуации в педагогическом процессе и пути их преодоления

Презентация раскрывает наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми могут столкнуться педагоги дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ, а также приводит актуальные пути решения....