конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное"
план-конспект урока (6 класс) по теме

конспект урока в 6 классе школы 2 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-смотр по теме "Имя прилагательное"

Цели: закрепить и проверить знания по теме;

         развивать речь, внимание;

         воспитывать положительный мотив к учению;

                             Ход урока:

I. Орг момент

II. Объявление темы урока.

-Сегодня мы закрепим знания по теме "Имя прилагательное".

III. Фонетическая зарядка  

Р-Л

прилагательное - часть речи

родительный  

предложный падеж

склонение прилагательных

просклонять прилагательного

Что такое склонение прилагательного?

IV. Основная часть урока

{Какую тему мы изучали?}

{Что такое прилагательное?}

  1. Игра «Во всех падежах»

-Послушайте стихотворение «Приключения зеленого листа» и с помощью часов покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист:

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром,

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа.

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу,

Лапой – хвать зеленый лист

Дескать, поиграем.

«Не хочу»,- парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун-листок упал.  

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.

-Давайте вспомним: сколько падежей в русском языке? Назовите их.

  1. Работа по карточкам:
  1. Определите род, падеж прилагательного:

 В син__ море, со старш__ братом, за дальн __ озером,в зимн__ стужу, по родн__ стороне.

  1. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род.

доска для класса –

вечер в субботу-

поля для хоккея-

мячи для тенниса-

  1. Работа с классом

- Посмотрите внимательно на все, что окружает нас в классе , составьте словосочетания «прилагательное + существительное2 м.р, ж.р, ср,р, мн.ч.

  1. Проверка индивидуальных заданий.
  1. чтение выполненных заданий;
  2. задавание дополнительных вопросов
  1. Работа в тетрадях.
  1. Что такое {склонение прилагательных}?

Просклоняйте письменно: зеленая ветка, зеленое дерево, синее небо, синий шар

  1. Взаимопроверка

Физкультинутка

Руки на пояс,

Голову выше.

Раз наклон

Два наклон

Ноги на пятки,

Теперь на носок

Хлопнем в ладоши

Продолжим урок.

  1. Работа по развитию речи.

- Что это? Что изображено на картине? ( Какое время года?)

- Внимательно посмотрите на нее, составьте предложения, в которых были бы имена прилагательные. Давайте разберем первое предложение по членам предложения.

  1. Игра «Когда это бывает»

Угадайте по признакам времена года и выберите картинки:

Голубые, синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые пушистые

В небе облака.

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Лес и поле белые

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Какие признаки помогли узнать времена года?

V.Итог урока.

 Урок – исследование по теме : « Имя прилагательное».

 Цели: систематизировать знания по теме « Имя прилагательное»;

        развивать речь, мышление, слуховое восприятие;

        воспитывать положительный мотив к учению.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Фонетическая зарядка

                 З-С  

Иса иса       описание

Изна изна     признак

Про про      на вопросы

Асти асти   для точности и красоты

Слу слу       служат

Для описания предметов мы используем прилагательные.     

  1.  Объявление темы урока.

-Тему нашего урока вы узнаете, если угадаете, что здесь зашифровано:

10, 14,33     17,18,10,13,1,20,6,13,30,15,16,6.

(имя прилагательное)

- Сегодня на уроке мы должны ответить, что обозначает им. прилагательное, на какие вопросы отвечает и для чего служит.

IV. Повторение пройденного.

-Я буду диктовать слова, а вы будете записывать их в столбики по частям речи.

Белка, рыжие,  галка,  дом, красивый, небо, лисички, голубое, пушистая, серая.

- Сколько столбиков получилось?  (2) К какой части речи относятся слова в первом столбике? Почему? Докажите.

- Что вы еще можете рассказать об имени существительном?

V.  Изучение нового материала.

1. анализ языкового материала;

-Посмотрите на слова 2-го столбика. К какой части речи относятся? На какие вопросы отвечают эти слова?  (какие? какая? какой? какой?).

- теперь ответим для чего служат прилагательные.

Послушайте текст №1, текст №2

А).  Наступила  весна. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

 

 

Б). Наступила ранняя весна. Тает

последний снег. Журчат звонкие ручьи. Светит ласковое  солнце. Летят голосистые птицы.

 

- О чем был первый текст? О чем был второй текст?  Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Почему? Чем отличается второй текст от первого?

( во втором тексте есть прилагательные, с ними текст становиться красивее; вывод – красота описания)

- Посмотрите, во втором тексте используется словосочетание последний снег. Как вы его понимаете?  Это прилагательное не такое уж красивое. А можно было взять прилагательные пушистый или серебристый. Почему?

( прилагательное последний более точно описывает снег;  вывод- прилагательные нужны для точности описания )

2.первоначальное закрепление.

-Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.

-С помощью прилагательных можно описать у предмета его форму, величину, вкус, цвет. Все это называется одним словом – признаки. Сейчас я опишу предмет с помощью признаков, а назовете этот предмет:

бурый             ветвистая             серый            

косолапый         зеленая              зубастый    

неуклюжий         колючая             голодный

- А теперь попробуйте сами.

VI. Итог урока.

 Урок - игра по литературе «Внимательно ли вы читали?»

Цели:  обобщить и проверить знания учащихся;

         развивать речь, мышление;

         воспитывать любовь к чтению;

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Фонетическая зарядка.

       В

Произведения авторов

Литературоведческие термины

Команда называется

  1. Предварительная беседа.

- Произведения,  каких авторов мы читали? Назовите их?

- С какими  литературоведческими терминами мы познакомились?

( сказка, рассказ, пьеса)

- Сегодня мы поиграем в игру и проверим  « Внимательно ли вы читали?

  В игре принимают участие команды: «Книголюбы», «Знатоки», «Книгочеи»

VI. Игра.

О литературе серьезно!

Литература в лицах

  По страницам книг!

В мире детства!

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

  1. О литературе серьезно!

  1. В каком городе, и в какой семье родился Владимир Галактионович Короленко? (10 б.)
  2. Автором каких детских журналов был К.Г. Паустовский?
  3. Дайте определение рассказа, сказки. В чем разница?
  4. Дайте определение пьесы. Приведите пример.
  5. Что сделал Л.Н. Толстой в Ясной поляне для своих крепостных?

  1. Литература в лицах.

-Нужно узнать портреты писателей.

 

Л.Н. Толстой; С.Я. Маршак; В.Г.Короленко; К.Г.Паустовский; А.П. Платонов. 

  1. По страницам книг.

  1. «Теплый хлеб»:

  1. Что послужило причиной сильного мороза?
  2. Что сделали люди для своего спасения?
  3. Почему все радовались примирению Фильки и коня?

  1. « Кавказский  пленник»

  1. Как вели себя Жилин и Костылин  во время нападения татар?
  2. О чем говорят фамилии героев?
  3. Какие качества проявляют герои в одинаково тяжелых условиях?

  1. « В дурном обществе»

  1. Почему Вася с отцом друг друга не понимали?
  2. Символом чего является «серый камень»?
  3. Противопоставьте жизнь Васи и Сони и жизнь Валека и Маруси. Подтвердите текстом.

  1. «Никита»

  1. Почему все окружающие предметы кажутся Никите враждебными?
  2. Как изменилось отношение Никиты к миру после возвращения отца?
  3. Что проявлялось в характере Никиты, какие черты преобладали?

  1. « В мире детства».

  1. В какой РНС решаются проблемы жилья?
  2. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
  3. Какой приказ издала королева в сказке «Двенадцать месяцев»?
  4. Из какой сказки  эти слова:  «Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу. Пустил стрелу Иван-царевич–полетела его стрела прямо  в топкое болото.

 

  1. Итог урока

Открытый урок по теме « Имя числительное»

  Цели: повторить изученное об имени числительном; его правописание и склонение в  письменной и форме;

          развивать речь, внимание, мышление;

          воспитывать положительный мотив к учению.

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Фонетическая зарядка.

                    Р- Рь

  1. Основная часть урока.
  1. Игра « Четвертый лишний»:

                Десять, двадцать, десяток, тринадцать

- Что здесь лишнее, почему?

     

 2.Работа со стихотворениями.

- Я прочитаю отрывки, а вы назовите авторов и названия произведений, из которых взяты отрывки.

а)  И на пир тот

    Царь одиннадцать зовет

    Чародеек молодых;

    Было ж всех двенадцать их,

    Но двенадцатой одной,

    Хромоногой, старой, злой

    Царь на праздник не позвал.

б)  Там лес и дол видений полны;

    Там на заре прихлынут волны

    На брег песчаный и пустой,

    И тридцать витязей прекрасных

    Чредой из вод выходят ясных,

    И сними дядька их морской.

- Найдите числительные. Расскажите, что вы знаете о числительных?

Когда мы будем писать мягкий знак на конце и в середине числительных? Когда не пишем ь?

  1. Распределите  числительные в два столбика:

простые

составные

Пять,  одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, триста, девяносто восемь, три, двадцать четыре, двести два.

- Как называется 1-й столбик? 2-й?

- Какие числительные называются простыми, составными?

  1. Мы знаем, что значение числа, кроме числительных могут иметь и другие части речи. Как правильно отличить числительные от других частей речи?

Задание: Определите части речи (у доски 1- ученик, конверт №1)

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, десяток, трехчасовой, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятиэтажный, сто, одиннадцать.

(проверка по сигнальным карточкам)

- Немного внимания культуре речи. Собирательные числительные могут употребляться не со всеми существительными, есть правила их употребления. Назовите их.( конверт №1)

Задание : Найдите ошибку. Запишите правильно.  (для остальных учащихся)

Трое мальчиков, четверо суток, двоих девочек, семеро козлят, троим подругам.

( проверка по контрольной  карточке)

  1. Доклады учащихся.

- Назовите  меры длины. Это современные меры длины, но и наши предки сталкивались с необходимостью определять расстояния, измерять длину предметов. Как же раньше назывались меры длины?

А)  Локоть – расстояние от конца пальцев до локтевого сустава. На Руси долгое время использовали аршин ( 71 см). Эта мера возникла при торговле с восточными странами. Для измерения меньших длин применяли пядь- расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.

Б) Очень распространенной единицей была сажень. Впервые упоминание о ней встречается в 11 веке. С 1554 года сажень равна 2,13 метра и называется царской.

Маховая сажень – размах рук- равна 2,5 аршинам

Косая сажень – расстояние от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги.

В) В странах Западной Европы издавна применяли в качестве единиц длины дюйм ( 2,54 см) – длина сустава большого пальца и фут(30 см) – средняя длина ступни человека.

- Давайте измерим длину парты с помощью пяди. Что получилось? У всех разные значения. Локоть, пядь, сажень очень удобны, они всегда «под рукой». Но они обладают большим минусом: у каждого человека пальцы, ступни разного размера, поэтому постепенно эти единицы измерения выходят из употребления.

. 

  1. Самостоятельная работа учащихся.

 Конверт №2

   I    уровень

  1. уровень
  2. уровень

 

  1. Итог урока.

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему: "Словообразование наречий". 7-й класс

 

  .

Цели урока:

Образовательные цели: 

  1. познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
  2. учить определять способы образования наречий;
  3. учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда;
  4. учить морфемному разбору наречий;
  5. учить образовывать наречия разными способами.

Развивающие цели: 

  1. развивать познавательные способности учащихся через развивающие вопросы, умения обобщать, делать выводы;
  2. развивать мыслительные и творческие возможности учащихся.

Ход урока

I. Определение темы и целей урока (самостоятельно).

1. Работа со схемами, записанными на доске:

2. Определите, какая часть речи зашифрована в схемах(наречие).

- Что помогло вам определить? (Отсутствие окончания.)

- Какие ещё части речи могут иметь такой состав? (Деепричастие, инфинитив.)

3. Беседа по вопросам.

- Попробуйте теперь определить тему нашего урока. (Словообразование наречий.)

- Какова задача нашего урока? (См. цели урока.)

II. Анализ языкового материала.

1. Работа по тексту, записанному на доске.

- Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно.

- Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?

- Определите стиль текста (публицистический).

- Докажите это (составьте речевую ситуацию)

2. Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? (Много наречий.)

- Зачем автор использует их? (Помогают “живописать” глаголы.)

- Назовите все наречия в предложениях.

- Способ определения части речи. (Надо задать вопрос.)

- А как вы определили, что это наречия?

3. Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы. Выстроите словообразовательные цепочки.

На доске: Умственно умственный

Вдали даль

(У доски работают 2 человека)

- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?

Вывод:

а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;

б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

4. От исходных слов каких частей речи ещё могут образовываться наречия?

5. Распределительный диктант.

(У доски работают 2 человека, выбирают наречия, образованные от числительных и местоимений.)

- Распределите наречия по исходному слову: по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.

От существительных: вверх, снизу.

От прилагательных: заново, по-испански.

От местоимений: по-моему, затем.

От числительных: однажды, во-вторых.

- Определите способы образования наречий. Выделите словообразовательные морфемы. Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?

Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.

III. Систематизация полученных знаний.

Составление опорной схемы образования наречий. Работа в парах. (Альбомный лист, фломастер.)

- Какие два вопроса должны быть отражены в таблице? (Исходное слово, способы образования.)

У доски работает 1 человек по схеме.

Исходное слово

Имя существительное

 

 

 

Имя прилагательное

 

 

 

Местоимение

 

 

 

Имя числительное

 

 

 

(таблицы, схемы прокомментировать)

1. От данных слов образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.

2. Толкование слова еле. Составление предложений с данным словом.

- Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.)

-Почему? Что нужно сделать? (Дополнить таблицу.)

IV. Работа с формулировкой грамматического понятия.

1. Чтение выводов учебника параграфа 11.

2. Анализ прочитанного материала.

- Какими способами могут образовываться наречия? (Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.)

- От каких частей речи могут образовываться наречия?

V. Упражнение на закрепление материала.

1. Заменить указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий (дети записывают только наречия).

2. Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый…- быстрее – побыстрее.

Тонкий… - тоньше – потоньше.

Строгий… - … - … - построже.

VI. Выводы по уроку. Чему учились на уроке? Какие виды работ на уроке вам особенно понравились?

VII. Домашнее задание. Параграф 11 (теория), найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.

 

Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Категория состояния как часть речи"

 

Цели:

  1. Дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи, сопоставить категорию состояния с другими частями речи.
  2. Вырабатывать умение отличать слова категории состояния от других частей речи.
  3. Формировать умение определять роль слов категории состояния в тексте.

Эпиграф к уроку: «На почве сложного грамматического переплетения свойств и функций имени, глагола и наречия складывается и развивается категория состояния как новая для русского языка, но очень активно развивающаяся часть речи» (В.В. Виноградов)

Ход урока 

I. Организация класса.

П. Беседа.

  1. Изучая морфологию, мы с вами знакомились с разными частями речи. Перечислите, какие части речи вам известны и приведите примеры.
  2. На каком основании мы можем то или иное слово отнести к определенной части речи?
  3. Сегодня мы знакомимся с новой частью речи – категорией состояния. Интересно, что вопрос о выделении категории состояния в особую часть речи долгое время в языкознании носил дискуссионный характер. Не все лингвисты признавали за категорией состояния права на выделение в самостоятельную часть речи. Выдающиеся русские ученые-лингвисты Лев Владимирович Щерба и Виктор Владимирович Виноградов высказывали в своих трудах мнение о необходимости выделения слов категории состояния в особую часть речи.

(Сообщения учащихся о деятельности Л.В. Щербы и В.В. Виноградова)

  1. Давайте познакомимся с фрагментами работ Л.В. Щербы и В.В. Виноградова о словах категории состояния и сделаем вывод: почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?

Лев Владимирович Щерба

Статья «О частях речи в русском языке»

Сейчас формально категорию состояния можно определить так: это слова в соединении со связкой, не являющиеся однако ни полными прилагательными, ни именительным падежом существительного; они выражаются или неизменяемой формой, или формой существительного с предлогом.

Если не признавать наличия в русском языке категории состояния, то такие слова, как пора, холодно, навеселе и т.п., все же нельзя считать наречиями, и они просто остаются вне категорий слов.

Есть слова (нельзя, можно, надо, жаль и т.п.), которые чаще всего по формальному признаку неизменяемости, зачисляют в наречия… Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что указанные слова не подводятся под категорию наречий, так как не относятся ни к глаголу, ни к прилагательному, ни к другому наречию.

Виктор Владимирович Виноградов

«Русский язык (Грамматическое учение о слове)»

Под категорию состояния подводятся несклоняемо-именные и наречные слова, которые имеют формы времени и употребляются только в функции сказуемого. Многие из слов, подводимых под категорию состояния, могут сочетаться и с другими вспомогательными глаголами, кроме быть ( стало жаль, становится больно; делается досадно и т. д.)

Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.

Ш. Анализ примеров.

– Запишите предложения.

  1. Лицо старика красиво и спокойно.
  2. На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.
  3. Сегодня в отделении было спокойно.

– Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?

(По ходу работы заполняется таблица).

 

Прилагательное

Наречие

Категория состояния

Вопрос

 

 

 

Значение

 

 

 

Изменяемость

 

 

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Морфемный состав

 

 

 

Образование

 

 

 

– Сделайте вывод, чем категория состояния отличается от прилагательных и наречий. Сформулируйте определение категории состояния как части речи. Сравните ваше определение с определением, данным в учебнике.

IV. Анализ текста.

– Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства переданы в отрывке из рассказа А.П. Чехова. Передайте их при чтении вслух.

Я отпер дверь и вошел в свою комнату. В моем скромном жилище было темно. В печи плакал ветер и, словно просясь в тепло, постукивал в дверцу отдушника.

Было темно… Я зажег спичку. Неистовый порыв ветра пробежал по кровле дома. Тихий плач обратился в злобный рев. Где-то внизу застучала наполовину сорванная ставня, а дверца моего отдушника жалобно провизжала о помощи…

Было темно… В оконной вентиляции тоскливо жужжал ветер. В печи монотонно насвистывал свою однообразную песню сверчок. Я поспешил зажечь спичку. Но свет не избавил меня от мрачного настроения, а напротив. Страшный, невыразимый ужас овладел мною вновь. Я вскрикнул, пошатнулся и, не чувствуя себя, выбежал вон.

А.П. Чехов

– Что помогает передать чувство страха, «невыразимого ужаса»? Какие изобразительно- выразительные средства использует автор? С какой целью?

– Какое предложение трижды повторяется в тексте? Как вы думаете, почему? Что дает этот троекратный повтор для понимания замысла автора? Какие части речи входят в состав этого предложения? Докажите.

– Сделайте вывод о значении слов категории состояния в текстах художественной литературы.

V. Подведение итогов урока.

– Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова В.В. Виноградова?

VI. Домашнее задание. Составить похвальное слово категории состояния как части речи или подготовить рассуждение о том, что категория состояния – «очень активно развивающаяся часть речи».

Основной этап

Цели и задачи урока: 

  1. получение ответов на наиболее сложные и наименее усвоенные вопросы, возникшие в ходе работы над двусоставными предложениями;
  2. обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами;
  3. развитие умения работать в группах;
  4. обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
  5. развитие языкового чутья;
  6. формирование навыка работы со специальной и справочной литературой.

Ход урока:

I.

1. Вступительное слово ведущего, объявление цели занятия.
2.
Объявление программы семинара (в отпечатанном виде программа роздана всем участникам занятия).
3.
Фронтальная работа, организуемая учителем.

-Все вопросы, включенные в программу семинарского занятия, связаны с темой “Двусоставные предложения”. Давайте вспомним ряд определений.

1) Какие предложения называются двусоставными?
2) Какие вы знаете главные и второстепенные члены предложения?

-Чтобы вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.

Выг…нять перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.

Выводы:

1) предложение является наглядным примером того, что глагол далеко не всегда выполняет роль сказуемого;
2) при классификации членов предложения важно уметь задавать к ним вопросы, это иногда вызывает затруднения, поскольку вопросов, задаваемых от главного слова к какому-либо члену предложения, может быть несколько:
выгонять (когда? перед чем?) перед вечером; праздник (для кого? какой?) для мальчиков.
Таким образом, наши сегодняшние размышления над сформулированными в программе семинара вопросами имеют четкую практическую направленность.

II. Выступления рабочих групп.

Предлагаемые далее упражнения, задания и выводы используются учителем в случае необходимости.

1. Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?

а) Первый ученик в роли учителя проводит фронтальную работу с классом, задает вопрос: “В предложении может встретиться совершенно особая глагольная форма – инфинитив. В чем ее особенность?”

Вывод: У инфинитива – неопределенной формы глагола – нельзя определить время, лицо, число, это неизменяемая форма.

б)

Упражнение 1. Произведите словообразовательный и морфемный разбор глаголов (вызываются ученики, работа оценивается): подумать, разрешить, подстричься.

Подумать < думать ; по / дум / а / ть. Разрешить < решить ; раз / реш / и / ть. Подстричься < подстричь < стричь ; под / стричь / ся.

Вывод: Инфинитив, как неизменяемая форма, не имеет окончания, образуется обыкновенно от глагола с помощью приставок и суффиксов. Показатель неопределенной формы глагола – суффиксы -ть, -ти, финаль –чь, которая является частью корня

в) Второй ученик проводит работу с классом с целью определения синтаксической роли инфинитива, он вызывает к доске ученика, ответ которого оценивается.

Упражнение 2. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.

1. Клевать сразу перестало. (Неопределенная форма клевать обозначает предмет речи и является подлежащим; ее легко можно заменить существительным со значением “ действие как предмет” - клев.)
2.
Жить – Родине служить. (Инфинитив жить играет роль подлежащего. От него задаем вопрос к сказуемому: жить (это что такое?) –служить, таким образом, служить – сказуемое.)
3.
Состав, загнанный по ветке, начали разгружать. (Инфинитив разгружать входит в состав составного глагольного сказуемого.)
4.
Охота странствовать напала на него (Грибоедов). (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)
5.
Я советую тебе вернуться домой. (Советую (что?) вернуться. Вернуться – это дополнение.)
6.
У Мцыри было одно стремление – победить. (Стремление (какое?) победить. Перед нами инфинитив – определение.)
7.
Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу. (Расположились (с какой целью?) удить рыбу. Инфинитив – обстоятельство цели.)
8.
Не может судьба одни щедроты сыпать. (Судьба (что делает?) не может сыпать. Инфинитив – часть составного глагольного сказуемого.)
9.
Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии. (Зашли (с какой целью?) узнать, это обстоятельство.)
10.
Я получил возможность поближе узнать попутчика. (Получил возможность (какую?) узнать, инфинитив является определением.) Вывод: Инфинитив может выполнять разные синтаксические функции, мы видели его в роли подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства. Чтобы установить, каким членом предложения он является, следует найти определяемое слово и задать от него вопрос.

2. Как отличить инфинитив в составе составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?

а) Сообщение ученика – исследователя. Инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения, что мы видели, выполняя упражнения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами – второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет – часть составного глагольного сказуемого. Кроме того, в составе сказуемого неопределенная форма глагола имеет очень важное смысловое значение, поэтому ее нельзя убрать из предложения или заменить другим членом, так как в этом случае предложение потеряет смысл.

б) Работа второго ученика- исследователя. Проведем сравнение роли инфинитива в предложениях. Для этого:

1) уберем инфинитив из предложения;
2) постараемся произвести замену инфинитива другой конструкцией.

1.Туман начинает рассеиваться.
2. Старик часто останавливался, отдыхал, а затем вновь принимался толкать тележку, наполненную мешками.
3. Подруги прибежали вечером к Тане готовиться к выступлению.
4. Вы меня просили рассказать о моем проекте.

Вывод: Из первых двух предложений убрать инфинитив без потери смысла нельзя, так как при этом оставшиеся глаголы будут передавать значение начала действия, время, когда оно производится, его длительность, но сведения о самом действии (Что же происходит, происходило?) утрачиваются. В третьем предложении инфинитив, кроме значения действия, несет дополнительную информацию о его цели, он может быть заменен придаточным предложением цели (чтобы готовиться к выступлению) или целевым обстоятельством, выраженным существительным с предлогом (для подготовки). Таким образом, в первом и втором предложениях инфинитив входит в состав составного глагольного сказуемого, а в третьем является обстоятельством. На это указывают и вопросы: от первого глагола к инфинитиву можно задать вопрос что делать?, а от глагола- сказуемого к обстоятельству- смысловой вопрос с какой целью?. В четвертом предложении неопределенная форма глагола является дополнением (Просили (о чем?) рассказать.). Обратите внимание на то, что она обозначает действие, не относящееся к подлежащему (просили вы; рассказывать буду “я”).

в) Третий и четвертый ученики подбирают упражнения для закрепления.

Упражнение 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить роль инфинитива.

1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь. (Обстоятельство цели.)
2.
 Отправляйся проверить, а мы подождем. (Обстоятельство места.)
3.
Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ. (Несогласованное определение.)
4.
Иван Ефимович, что вы будете делать после войны? (Часть простого глагольного сказуемого.)
5.
Уточнить сведения помогли в архиве. (Дополнение.)
6.
 Дороги начинали раскисать буквально на глазах. (Составное глагольное сказуемое.)
7.
 Отказаться неудобно. (Подлежащее.)
8.
У командира была способность быстро принимать решения. (Несогласованное определение.)
9.
Дивизия продолжала двигаться вперед. (Составное глагольное сказуемое.)
10.
Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг. (Дополнение.)

Упражнение 2. Составьте предложение так, чтобы инфинитив был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения.

1 вариант. Рассказать, поторопиться, отгадать.
2 вариант. Выполнить, узнать, переделать.

3. Могут ли определения быть связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания?

а) Ученик-учитель проводит фронтальную работу с классом, задает вопросы.

1) Какой член предложения называется определением?
2) Могут ли определения быть связаны с главным словом по способу управления или примыкания?

Выслушав ответы (за связный ответ можно поставить оценку), группа предлагает упражнения.

б) Упражнение для наблюдений. Запишите предложения, объясните знаки препинания, подчеркните определения, подпишите части речи, которыми они выражены.

1. Бледно-голубые, навыкате глаза старика Городницкого наливались слезами и кровью, когда он хвастал Ильей, своим старшим сыном.
2. Небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на узеньких плечах мальчика.

в) Сообщение ученика-исследователя.

Вывод: Определение может быть выражено как традиционным способом: прилагательным (бледно-голубые, небольшой, новый, узеньких), причастием, причастным оборотом (надетый внакидку), местоимением, порядковым числительным, - так и наречием, существительным. Такие определения связаны с главным словом по способу примыкание, управление. При поиске определения важно обращать внимание на контекст: если главная функция второстепенного члена – передать признак, качество, принадлежность, то его синтаксическая роль – определение (например: навыкате, старика, своим старшим сыном, мальчика); несогласованные определения, кстати, легко можно заменить согласованным (мальчика – мальчишеских).

4. Как отличить приложение от определяющего слова?

а) Ученик-исследователь. Если внимательно посмотреть на первое предложение из предыдущего задания, мы увидим еще одну синтаксическую трудность: как отличить главное слово от приложения. Приложения обозначают:

1) различные качества предмета (красавцы кони, злодейка судьба);
2) национальность (возница-киргиз);
3) возраст (сторож-старик);
4) профессию (женщина-штурман);
5) названия газет, журналов, книг, географических названий и др.

В Краткой грамматике (см. список рекомендуемой литературы, 4, стр. 352) сказано: “Существительные, выступающие в роли приложения, обозначают качества и свойства: старик-отец, поэт-новатор, механик-самоучка, народ-победитель; эмоциональные характеристики и оценки: молодец-удалец, девочка-малютка, старушка-золото…злодейка-тоска; функциональные признаки: брат-учитель, старик-крестьянин, женщина-врач…видовые признаки: месяц май, дерево сосна, ягода черника, рыба сом, птица ворон; город Москва, озеро Байкал, гора Эльбрус, река Дон, село Каменка…” Казалось бы, это противоречит теоретическим сведениям из учебника, где сказано, что в сочетании река Москва главным словом является Москва, а река – приложение ( Москва (какая?) река), а в сочетании врач Сергеева главное слово - Сергеева, а врач – приложение (Сергеева (какая?) врач). Дело в том, что “стоящие рядом имена собственные и нарицательные могут выполнять разные функции в зависимости от выражаемого значения. Например, в предложении Вошла его сестра Маша приложением является сестра; будучи логически выделенным, слово сестра может стать определяемым, и тогда собственное имя Маша приобретает функцию уточняющего приложения: Вошла его сестра, Маша”. (См. список рекомендуемой литературы, 2, стр. 189.)

б) Ученик в роли учителя.

Упражнение 1. Выпишите приложения с главными словами.

1. О подвигах Ильи Муромца, любимого русского богатыря, сохранилось много былин.
2. При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. (Чехов)
3. Звезды, живые цветы неба, горели над нами. (Горький)
4. Красавица-зорька в небе загорелась. (Кольцов)
5. Орлы, жители горных высот, пищу свою добывают на равнине.

в) Второй ученик в роли учителя. Упражнение 2. Самостоятельная работа. Введите в предложение определения и приложения, воспользовавшись словами для справок, запишите, объясните знаки препинания.

1. Но вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идет под дремлющие своды…(Пушкин)
2.
 И вот идет она…с востока, за нею синий мрак встает. На меркнущий закат… она задумчиво среди хлебов идет .(Бунин)
3.
Еще ее (Родины) чело в колючий терн одето, но славою сплетен ей лавровый венок. И в небесах над нею зарю победы вижу я(Кедрин)

Для справок:

1. ровесники самой природы;
2.
степная ночь; грустна и одинока;
3.
 сын моей страны и самой правды сын.

в) Третий ученик в роли учителя. Почему важно видеть приложения? От этого зависит постановка дефиса.

Упражнение 3. Определите, есть ли дефис при приложении. Поставьте цифру, обозначающую номер предложения, и рядом с ней +, если приложение выделяется дефисом, и - , если нет.

1. Идет человек незрячий, ведет его девочка-проводник.
2.
Здесь, за этой оградой близкой, на виду у притихших вод, жил когда-то поэт Багрицкий.
3.
Едут-едут на восток други-добровольцы.
4.
Не быстра река Тобол и не светла. 
5.
Откуда эта пушка-громобой?
6.
Цветастая панорама – наш стадион “Динамо”.
7.
Был толковый мост на двух кряжах-быках.
8.
Здесь вещею силой героя-народа ковалась великая наша Победа.
9. Над Москвой-рекой поднимались здания.
10.
 Вот я снова в городе Москве. (Ответ: нет дефиса 2, 4, 6, 10. Почему?)

5. Как различать обстоятельства и дополнения?

а) Ученик в роли учителя. Рассмотрим предложения: Вода течет из трубы. Я ехал в лес. Мы сидим на ковре. Как, по-вашему, какими членами предложения являются из трубы, в лес, на ковре ?

При анализе словосочетаний мы должны вдумываться в смысловые отношения между главным и зависимым словом, например: идти ( где?) лесом (действие и место его совершения, значит лесом - обстоятельство) ; писать (чем?) ручкой (действие и предмет, с помощью которого оно совершается, ручкой - дополнение); петь (как?) тонким голосом (действие и способ его совершения, голосом-обстоятельство). Словосочетания имеют одинаковое строение, но разное грамматическое значение, именно оно важно при классификации члена предложения. Если к существительному можно поставить вопрос и обстоятельства, и дополнения, следует посмотреть, какой из них является более подходящим, обратив внимание на грамматическое значение зависимого слова. Если преимущество отдается вопросу обстоятельства, то перед нами член предложения – обстоятельство. Например: Я ехал (по чему? где?) по дороге. Зависимое слово указывает на место, по которому ехал говорящий. Значит, это обстоятельство. Надо обратить внимание и на то, что при дополнении, выраженном существительным, падежный вопрос совпадает со смысловым, а при обстоятельстве – нет. Более того, при обстоятельстве, выраженном существительным, падежный вопрос кажется искусственным (например: я ехал (куда? во что?) в лес). Сравните: Картина нарисована (чем? как?) кистью. Я охотился (где? в чем?) в лесу. Охотился (на кого?) на тигров. Таковы способы, позволяющие классифицировать дополнения и обстоятельства.

б) Ученик в роли учителя.

Упражнение 1. Выпишите и разберите словосочетания, в которых есть дополнения и обстоятельства (предложения представлены на доске или как раздаточный материал).

1. Давыдов работал с любопытством.
2. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (Пушкин)
3. От радости девочка запрыгала на месте.
4. При сильной засухе урожай может погибнуть.
5. Больной Мишка сидел на диване в мамином платке.
6. Как различать определения и дополнения?

а) Ученик в роли учителя. Как различать дополнения и определения в случаях типа кошелек с тремя рублями (с чем? или какой?), платье из шелка (из чего? или какое?)? Понаблюдаем. Мама сшила платье (из чего?) из шелка (материал). Мне нравится платье (какое?)из шелка (признак , шелковое). В первом предложении из шелка зависит от глагола и обозначает материал, это дополнение, во втором – зависит от существительного, отвечает на вопрос какое?, может быть заменено прилагательным шелковое, обозначает признак, это определение. Таким образом, член предложения в данном случае классифицируется в зависимости от контекста, от того, какое содержание говорящий вкладывает в слово или сочетание слов.

б) Ученик-исследователь. Чтобы отличить дополнение от определения, нужно посмотреть на логическое ударение и принять во внимание стилистические соображения. Дома вытянулись стройной линией вдоль берега реки. Вдоль берега (чего? какого?) реки. Существительное легко заменить прилагательным речного, значит, преимущество следует отдать вопросу определения. Если существительное в Р. п. относится к отглагольному существительному, предпочтение следует отдавать вопросу дополнения, в этом случае замена прилагательным невозможна (например, открытие (чего?) Америки, добыча (чего?) угля, исследование (чего?) Севера).

в) Ученик в роли учителя.

Упражнение 1. Используя в качестве главного слова существительное здание, постройте словосочетания, чтобы определить предмет а) по временному признаку (возможный ответ: старинное, ветхое, новое, современное, XX столетия, эпохи классицизма); б) по назначению, целевому признаку (университетское, для библиотеки, лицея); в) по отличающим деталям (с колоннами, с покатой крышей, в стиле барокко).

г) Ученик в роли учителя.

Упражнение 2. Выберите всем известное здание, опишите его, не называя, так, чтобы все догадались, что это.

Заключительный этап. Подведение итогов, выставление оценок, анализ работы групп.

Урок-соревнование в 7-м классе "Наречие"

 

 .

Цели урока:

  1. Обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Наречие».
  2. Развитие логического мышления.
  3. Воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.

Тип урока: повторение изученного по теме «Наречие».

Вид урока: урок-соревнование.

Технология: на игровой и групповой основе.

Оборудование:

  1. карточки с текстами;
  2. таблицы;
  3. цветные карточки с частями слова (красные – приставки, зеленые – корни, синие – суффиксы)

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс делится на три команды.

II. Работа по теме урока.

Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Наречие», но сделаем это в форме игры. Начинаем работу. Выполнять задания нужно дружно и быстро.

1) «Разминка».

Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений.

1 к. По собственному желанию, без принуждения (добровольно).
2 к. Каждый день
(ежедневно).
3 к. Честно, старательно выполняя свои обязанности
(добросовестно).

1 к. Перебивая друг друга (наперебой).
2 к. Всеми участвовавшими в голосовании
(единогласно).
3 к. С большим количеством грамматических ошибок
(безграмотно).

1 к. Скрытно, незаметно для других (украдкой).
2 к. Совместно с другими
(сообща).
3 к. С полным желанием
(охотно).

1 к. Не доверяя, не веря (недоверчиво).
2 к. Перегоняя друг друга
(наперегонки).
3 к. Пересекая кому-нибудь путь
(наперерез).

1 к. Из-под насупленных бровей (исподлобья).
2 к. Не часто, время от времени
(изредка).
3 к. Очень быстро, за короткое время
(мгновенно).

2) Конкурс «Сообразительные».

Заполнить таблицу по вертикали наречиями разных смысловых групп.

С

О

О

Б

Р

А

З

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

Примерный ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

Н

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

В

О

А

В

Е

 

 

О

 

Д

В

 

С

Д

А

Н

Ч

В

Г

Д

 

Н

Ч

С

О

О

Б

Р

А

З

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

Г

Л

В

О

А

В

Л

З

И

К

У

 

Е

Н

Н

О

Р

Г

С

Й

З

Н

О

У

 

И

Б

 

З

Ч

Ь

Я

О

Е

К

У

О

 

 

 

 

Ь

 

А

Е

 

Ч

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

3) «Какой из двух?»

Выбрать из скобок подходящее по смыслу слово.

Чехов (некогда, никогда) не был равнодушным и безыдейным художником. (Негде, нигде) так благородно не работал Тургенев, как в Спасском. Кто (некуда, никуда) не стремиться, ничего не пещерах (некогда, никогда) жили наши предки – древние люди.

4) «Грамматическая эстафета».

На месте пропусков в наречиях вставить н или нн.

взволнова..о

неожида..о

присталь..о

беспомощ..о

принужде..о

искусстве..о

испуга..о

идеаль..о

интерес..о

необдума..о

5) «Исправь ошибку».

Найти и исправить ошибки в словах.

Не выносимо, нисколько нетрудно, безтолку, набок, попрежнему, вот-вот, вопервых, не всегда, на прямик, нелепо, не сметно, нарадостях, по-своему, недешево, а дорого, не хотя, точь в точь.

6) «Будь внимателен». 

Составить наречия, используя цветные карточки с приставками: из-, до-, с-, на-, за-, в-; корнями: -сух-, -чист-, - лев-, -давн-, -прав-, -долг-; суффиксами: , . Составленные слова записать.

(Издавна, досуха, дочиста, слева, справа, насухо, начисто, налево, направо, надолго, задолго, влево, вправо). 

7) «Кто быстрее».

Вставить, где требуется пропущенные буквы. Свеж.., настеж.., могуч.., уж.., хорош.., вскач.., замуж.., негодующ.., невтерпеж.., горяч.., похож.., ещ.., наотмаш.., певуч.., навзнич…

III. Домашнее задание.

Составить взаимодиктант из 10 слов с разными видами орфограмм по теме «Наречие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс.

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс....