Урок по теме "ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ПЛОДОВ. КОНСЕРВИРОВАНИЕ ПЛОДОВ САХАРОМ
план-конспект урока (9 класс) по теме

Ефимова Светлана Владимировна

К урокам СБО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_konservirovaniya_plodov.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок СБО                                                             9 класс

Тема: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ

ПЛОДОВ. КОНСЕРВИРОВАНИЕ ПЛОДОВ САХАРОМ

Цели: познакомить учащихся с основными способами кон сервирования плодов: пастеризацией, стерилизацией, консервиро ванием сахаром; учить технологии приготовления сахарного сиро па, варенья, цукатов; прививать навыки экономного ведения до машнего хозяйства.

Оборудование: миска или таз, нож, деревянная лопаточка, шумовка, весы, продукты для приготовления варенья, банки стек лянные различной емкости.

Словарь: пастеризация, стерилизация, укупорка, варенье, джем, конфитюр, цукаты.

Ход урока

I. Организация урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала.

Опрос учащихся по вопросам:

  1. Что вызывает порчу пищевых продуктов?
  2. Что такое консервирование?
  3. Какую тару используют при консервировании?
  4. Как правильно подготовить тару?
  5. Назовите основные технологические процессы при подготов ке к консервированию овощей, фруктов, ягод.
  6. Для чего применяется бланширование сырья?

III. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

1) Основы консервирования методом стерилизации или пасте ризации.

Учитель. На прошлом уроке вы познакомились с разными способами хранения и консервирования плодов и овощей, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Так, наиболее легкими и общедоступными способами переработки являются за солка и квашение, но при этом получаются продукты, резко отли чающиеся от свежих по вкусу и пищевой ценности.

Дешев и прост также способ сушки. Но сушеные продукты обычно значительно уступают свежим по качеству.

Одним из лучших, хотя и несколько более сложным способом, является консервирование продуктов методом стерилизации. Сущ ность этого способа заключается в том, что продукты помещают в герметически закрывающиеся банки, а затем закупоренные банки вместе с содержимым нагревают или, как говорят, стерилизуют паром или в воде. При этом способе консервирования к совершен но свежим продуктам для улучшения их вкуса добавляют лишь соль и сахар.

В консервной промышленности таким способом готовят сотни видов самых разнообразных консервов - тушеное мясо, рыбу, го рошек, кукурузу, соки, компоты.

Зная сущность способа приготовления консервов путем стери лизации, многие консервы можно приготовить в домашних услови ях. Следует только тщательно соблюдать все указания о порядке подготовки и обработки сырья, о необходимых сроках и темпера турах нагревания и о тщательной укупорке банок. Также нужно знать, что в домашних условиях нельзя изготовлять консервы из мяса, рыбы и овощей с низкой кислотностью, так как мясо и рыба содержат много белковых веществ, являющихся благоприятной

средой для развития гнилостных и других микроорганизмов. Для

'  *

уничтожения этих микроорганизмов необходимо нагревать эти продукты в течение 1-2 часов при температуре 115-120°С, а в до машних условиях такой температуры нельзя достичь, т. к. вода ки пит при 100 °С.

В отличие от мяса и рыбы в плодах и некоторых овощах со держится значительное количество различных органических ки слот.        

Бактерии, попадая на плоды и овощи, не находят благоприят ной среды для своего развития, так как в кислой среде они не могут развиваться и даже погибают. Зато здесь могут хорошо развиваться различные плесени, или, как их иначе называют, плесневые грибки. Кроме того, плоды и овощи могут подвергаться также действию дрожжей, разлагающих сахара с образованием спирта.

Но плесени и дрожжи погибают быстрее и при более низкой температуре нагревания. Для уничтожения всех плесневых грибов и дрожжей вполне достаточно нагревание при 100 °С (т. е. в кипя щей воде) в течение различного времени. Часто можно ограничить ся нагреванием до 75-85 °С (пастеризацией). Стерилизация являет ся самым ответственным процессом в производстве консервов. Практически консервы стерилизуют следующим образом. Укупо ренные банки с надетыми на крышки зажимами помещают в каст рюлю с водой так, чтобы вода доходила до уровня продуктов в банке. Для того чтобы во время кипения воды банки не лопнули, на дно кастрюли помещают мягкую прокладку, например, кусок ткани или деревянную решетку. Воду в кастрюле нагревают до кипения. Банки выдерживают в кипящей воде в течение времени, рекомен дованного для каждого вида консервов. По окончании стерилизации банки вынимают из воды, укупоривают и охлаждают. Укупоренные банки хранят при температуре °С, в темном месте.

  1. Технология приготовления сахарного сиропа.

Для приготовления консервов из плодов и ягод часто требуется сахарный сироп, от качества которого зависит качество конечного продукта. Поэтому для приготовления сиропа используют только белый сахарный песок.

Чтобы приготовить сахарный сироп, необходимое количество сахара надо растворить в строго определенном количестве горячей воды, прокипятить раствор. Затем сироп процеживают через марлю.

  1. Технологи приготовления стерилизованных консервов.

Компоты - один из самых распространенных способов консер вирования плодов и ягод. Компот делают из целых или нарезанных плодов, залитых сахарным сиропом и простерилизованных при вы сокой температуре. Можно также любые плоды и ягоды законсер вировать в виде компота, не добавляя к ним сахар, а заливая горя чей водой или соком.

Во всех случаях в компотах сохраняется тонкий, присущий плодам и ягодам аромат и хороший вкус.

При приготовлении компота подготовленные плоды или ягоды плотно укладывают в банки, заливают горячим сиропом «по пле чики» банки и стерилизуют.

4) Консервирование сахаром.

Сахар при концентрации его в растворе не ниже 60-65 % обла дает консервирующими свойствами, и препятствуют развитию раз личных микроорганизмов. На этом основано консервирование пло дов и ягод путем их варки с сахаром.

В зависимости от предварительной подготовки плодов и ягод и характера самой варки можно получить различные продукты - ва ренье, джем, повидло, конфитюр, мармелад, желе.

Вареньем называется продукт, полученный из цельных или разрезанных на дольки плодов или ягод, сваренных в сахарном си ропе.        

Варенье должно быть стойким при хранении; плоды и ягоды, из которых оно сварено, не должны утратить своей целостности, фор мы и вида, в каком они были подготовлены к варке; сироп должен иметь хорошую консистенцию и быть прозрачным.

Варят варенье в специальном тазике. Образующуюся пену уда ляют ложкой или шумовкой.

Готовность варенья обычно определяют на холодном блюдце: если капля не расплывается - варенье готово. Варят варенье двумя способами: многократной варкой или в один прием.

Джем имеет желеобразную массу, содержащую проваренные в сиропе ягоды или плоды как целиком, так и порезанные на кусоч ки. В отличие от варенья сироп в джеме не отделяется от плодов, а плоды мягкие, разварившиеся.

Конфитюр является разновидностью джема. Он представляет собой желе, в котором равномерно распределены плоды или их ку сочки.

Цукаты - это засахаренная мякоть плодов, ягод, лимонных, апельсиновых, арбузных корок.

     Мармелад получают из уваренного с сахаром плодово-ягодного пюре.

1. Изучение технологии приготовления варенья из яблок и цу катов.

Учащиеся изучают технологическую последовательность при готовления варенья и цукатов и отвечают на в о п р о с ы:

  1. Расскажите о первичной обработке яблок.
  2. Расскажите технологию приготовления сахарного сиропа.
  3. Назовите продукты, которые используют для приготовления варенья из яблок и цукатов.
  4. Почему варенье из яблок можно варить в один прием?
  5. Как вы будете определять готовность варенья?

  1. Практическая работа.
  1. Вводный инструктаж.

При консервировании, при подготовке тары и продуктов, необ ходимо соблюдать санитарно-гигиенические правила.

  1. Перед началом работы надо надеть спецодежду, вымыть руки с мылом.
  2. Тару тщательно вымыть и простерилизовать.
  3. Внимательно отсортировать продукты для консервирования.
  4. Очищать, нарезать фрукты и ягоды следует ножами из нержа веющей стали.
  5. Обязательно выдерживать время уваривания или стерилиза ции.
  6. Работая с нагревательными приборами, будьте очень внима тельны во избежание ожогов.
  1. Выполнение практической работы.

Учащиеся выполняют практическую работу, работая бригада ми.

По окончании работы учащиеся оценивают качество получен ного продукта (варенья или цукатов), обращая внимание на цело стность плодов, прозрачность сиропа, распределение плодов в си ропе, полупрозрачность цукатов.

  1. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

На столе учитель расставляет посуду с различными видами консервов из плодов и ягод (варенье, компот, желе, повидло, джем).

Задание. С закрытыми глазами определить плоды или ягоды, из которых изготовлен дегустируемый продукт, затем по внешнему виду консервов определить вид консервирования.

  1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы познакомились лишь с несколькими спо собами консервирования плодов и ягод сахаром. Но вареньем, джемом, конфитюром не ограничивается весь ассортимент сладких заготовок. Например, в последнее время широкое распространение получил способ сохранения плодов и ягод путем перетирания их с сахаром. Законсервированные таким образом плоды и ягоды по вкусу, аромату и количеству витаминов мало отличаются от све жих и являются ценным и очень вкусным пищевым продуктом.

Читайте журналы, книги, ищите новые рецепты, придумывайте свои фирменные заготовки и, я надеюсь, что полученные на уроке начальные знания и умения помогут вам стать хорошими, рачи тельными хозяйками.        

  1. Выставление оценок, их аргументация.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кулинарии 6 класс "Консервирование овощей"

Урок - путешествие для 6 класса по кулинарии "Косервирование овощей"  - практическая работа "Заготовка капусты "здоровье"...

Конспект урока по естествознанию в 7классе «Распространение плодов и семян в природе»

Урок ставит своей целью вооружать учащихся знаниями о способах распространения семян в природе. Учит беречь и охранять природу....

Конспект урока в 6 классе по теме: Плоды

Урок "Плоды", разработан по современой технологии "Развитие ключевых компетентностей"...

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Плоды и их классификация"

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Плоды и их классификация"...

Урок биологии 6 класс по теме "Плод"

План -конспект урока и презентация...

открытый урок по биологии в 6 классе "Плоды, их классификация и распространение"

разработка урока биологии в 6 классе по теме "Плоды, их классификация и распространение"...