Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения
материал по теме

Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную информацию из воспринимаемого с помощью общепринятых сенсорных эталонов (цвета, формы, величины и т.д.), выделять существенное, обобщать, переносить знания в новую ситуацию, ориентироваться в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_am.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Из опыта работы тифлопедагога ГДОУ №24 Василеостровского района города Санкт-Петербурга

Штейн А.М.

Возможности развития мышления

 у детей с нарушением зрения

 (старший дошкольный возраст)

Санкт-Петербург

2011

Как известно, содержание умственного развития дошкольников включает в себя общие знания об окружающем мире и его простейших закономерностях, а так же первоначальные знания в области языка, математики, изобразительной деятельности, пространственной ориентировки, с одной стороны. С другой же стороны, это развитие предполагает, помимо элементов учебной деятельности, формирование у детей общих и частных способов умственных действий.

        Нас интересует та сторона умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную информацию из воспринимаемого с помощью общепринятых сенсорных эталонов (цвета, формы, величины и т.д.), выделять существенное, обобщать, переносить знания в новую ситуацию, ориентироваться в пространстве.

        Во время работы с детьми (а это, как правило, старший и подготовительный возраст) в их обучение на моих занятиях обязательно включаются все моменты, формирующие вышеуказанные способы.

        Почему, на мой взгляд, эта сторона развития способностей детей особенно важна для детей с нарушением зрения?

Во-первых, потому что без сформированности умственной готовности к школе и, в частности, ее процессуальной стороны, невозможна никакая учебная деятельность. А каждый год в школу из нашего детского сада уходит группа детей, с которым занималась и я как тифлопедагог.

        Во-вторых, у наших детей познавательная деятельность осуществляется на суженной сенсорной основе. Естественно, что, помимо целого ряда вторичных отклонений, связанных с этим – различных нарушений речи, движений, пространственной ориентировки, у них в той или иной степени  страдают такие психические процессы, как восприятие, представление, мыслительные операции – умение сравнивать, выделять существенное, обобщать, переносить знания в новую ситуацию.

        В-третьих, еще в свое время Л.С.Выгодский выдвинул положение о решающей роли обучения в психическом развитии ребенка. А, как свидетельствуют многие исследования тифлопедагогов (Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.А.Феоктистова, Т.П.Головина и др.), мышление на определенном этапе развития само превращается в компенсаторный фактор.

        Поэтому становится понятной необходимость придавать особое значение развитию у ребенка со зрительной патологией умственных способностей.

        Какой же материал на занятиях тифлопедагога может способствовать развитию логических форм мышления? Это следующее:

  1. Алгоритм рассказа о том или ином предмете при формировании предметных представлений, где условные знаки подсказывают ребенку, о чем нужно говорить последовательно при рассказывании;
  2. Алгоритм рассказа о каком-либо герое сказки, о каком-либо времени года;
  3. Дидактические игры типа «Найди недостающее» (по цвету, оттенку, форме, предмету, направлению) – несколько вариантов с усложнением;
  4. Дидактические игры «Проведи линию так, чтобы внутри этой линии (или снаружи) осталась та, или иная группа предметов»;
  5. Схемы пространственной ориентировки по графическому изображению пути, по ориентирам;
  6. Символические загадки по предметным темам;
  7. Предметные и символические загадки с использованием метода исключения.

Приведу примеры практического осуществления вышеуказанных целей.

Так, при прохождении каждой предметной темы я предлагаю детям различные игры, связанные с нахождением недостающего предмета в ряду.

Например:

  1. Тема «Фрукты – овощи». Игра «Найди недостающий фрукт или овощ» (в 4-х рядах, в каждом есть пустая клеточка для заполнения);
  2. Тема «Деревья». Игра «Найди недостающий листик дуба» (в каждом ряду отсутствует какой-либо оттенок зеленого цвета);
  3. Тема «Одежда»: несколько вариантов поиска отсутствующего предмета – от простого (отсутствует какой-либо предмет одежды и цвет) до сложного, когда поиск идет уже по четырем признакам (цвет, оттенок, геометрическая фигура, предмет одежды);
  4. Тема «Животные». Поиск осуществляется по двум (геометрическая фигура и вписанное в нее животное (силуэт)) и трем (добавляется цвет) признакам; или отсутствует какой-либо оттенок фиолетового цвета среди рядов зайчиков 6-ти оттенков  фиолетового цвета; или отсутствует какой-либо детеныш домашнего животного (силуэт) определенного цвета, вписанный в какую-либо геометрическую фигуру;
  5. Тема «Транспорт». Идет поиск отсутствующего в ряду направления полеты ракеты, вписанной в определенную геометрическую фигуру, определенного цвета.

Причем следует добавить, что, помимо целей, связанных с формированием у детей таких способов умственных действий, как обобщение, анализ – синтез, в эти игры, обязательно входят задачи закрепления тех моментов, которые вызывают у них затруднения (узнавание, называние определенных цветов, оттенков цветов, различных геометрических фигур, косых направлений, силуэтов некоторых животных).

Или: при развитии у детей операции классификации они учатся проводить на карточке линию так, чтобы внутри ее (или снаружи) осталась одна группа предметов, а снаружи (или внутри) – другая. Эти задания  охватывают почти все предметные темы. Они являются так же великолепным развивающим моментом для мелкой моторики рук и глазодвигательных функций.

Или: детям предлагаются символические загадки, где признаки того или иного предмета обозначены условными знаками (окраска, форма. Величина, место произрастания (если это растение); место обитания, еда польза для человека (если это животное); вид груза, путь передвижения, движущая сила (транспорт)). Дети, у которых уже сформировались представления о том, или ином виду предметов, достаточно легко соотносят эти знания с символами загадок, особенно, если учесть, что знания эти получались так же с использованием условных знаков (алгоритм рассказа о том или ином предмете).

Если этот вид работы проводится в системе, дети научаться выделять существенное, обобщать, переносить данный опыт в новую ситуацию, то есть у наших детей развиваются общие способы умственных действий.

        Еще пример: решение предметных или символических загадок с использованием запрещающих знаков (метод исключения). Эти игры способствую развитию не только логического мышления, но и произвольного внимания.

        Хорошим моментом для развития внимания, движения руки, сопряженного с движением глаза и, главное пространственного мышления является обучение их чтению по спирали. Причем сначала дети учатся читать готовую спираль, с написанным педагогом словом, а на конечном этапе обучения сами придумывают слово, сами вписывают его в спираль.

        Понятно, что развитие логических форм мышления у детей, с которыми я занимаюсь, идет не только на основе усвоения ими языка символов или других способов, о которых я упомянула выше. Но я еще и еще раз убеждаюсь в необходимости и действенности этих видов работ для детей со зрительной патологией.

        Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего это наглядные модели, схемы, планы и т.п.).

Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. А это ведет к развитию психики ребенка в целом, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

        Итак, овладение детьми с косоглазием и амблиопией общими способами умственных действий в процессе обучения на занятиях тифлопедагога является одной из важнейших сторон коррекционно-педагогической работы. Разработанные в течении нескольких лет и апробированные специальные игры и упражнения по развитию у детей умения работать по плану, сравнивать, обобщать и т.п. значительно повышают умственные способности детей, способствуют тому, что большинство детей группы (среднего и низкого уровня) к окончанию детского сада по своему интеллектуальному уровню достигают, а часто и превосходят выпускников массовых садов. Это позволяет им в условиях конкурса быть принятыми и успешно учиться в лицеях, гимназиях и т.п.