Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".
статья (7 класс) по теме

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Бритун Екатерина Камильевна,

учитель географии

КОУ Омской области

«Тарская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида»

Развитие у детей с ОВЗ осознанного желания служить своей Родине – России

Наш край имеет богатое историческое прошлое.

Городу Таре – 413 лет. Четыре века, вместившие и славные ратные дела служивых людей на далёкой сибирской окраине, и городские будни со своим укладом жизни купеческой, мещанской, обывательской среды. Возникнув на рубеже XVI-XVII вв., город стал важным звеном в формировании государственной территории России: вначале став форпостом в присоединении к России Европейской восточных и южных областей Западной Сибири, в проникновении в глубь Казахской степи; позже – одним из центров торговли и транспортным узлом на пересечении караванных путей; наконец, уездным центром одной из губерний Западной Сибири.

Соприкосновение с историей, творческое осмысление и использование в патриотическом воспитании - дело каждого педагога. Поставив своей целью воспитать у детей любовь к родному городу, прежде всего сама стала более глубоко изучать его историю: вместе с детьми посещаем музей «Тарский краеведческий», «Картинную галерею», изучаем художников города Тары и Тарского района, памятные места. Подобрала соответствующую краеведческую, а также детскую художественную литературу, отражающую быт, культуру, традиции края, посещая «Дом дружбы» в нашем городе, участвуя в конкурсах и выставках поделок. Составила перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом. В плане старалась предусмотреть преемственность знаний, взаимосвязи между занятиями, работу вне урочной деятельности, работу с родителями. Определила метод работы наблюдения.

Формирование представлений о родном городе – часть темы «Родная страна». Чтобы впечатления детей не были разрозненными, тему «Родной город» стремилась представить в тесной взаимосвязи с темами «Российская Армия» (и у нас в городе есть герои), «Строительство», «Транспортные средства».

На занятиях использую разнообразные методы и приёмы работы. Наилучшими способами исполнения у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

На первых занятиях познакомились близлежащими зданиями, с различными видами транспорта, научились соблюдать правила поведения на улице. Поэтому организация и проведение экскурсий и целевых прогулок не вызывают затруднений.

В начале учебного года планировала и проводила экскурсии, целевые прогулки, наблюдения на темы «Наша улица», «Транспорт», «Наш город растёт и строится», «Наш город – часть большой страны».

Рассказ об истории улицы Спасская, на которой стоит наша школа, заинтересовал детей:

«Спасская церковь, двухэтажная, вверху престол во имя Св. Пророка Божия Ильи, а внизу – Нерукотворённого образа Спасителя. Церковь эта основана в 1624 году при первом архиепископе сибирском Киприане. Со времени основания и до 1764 г. При церкви был мужской монастырь, уничтоженный по малому числу монахов. В Спасской церкви находится весьма почитаемый её прихожанами образ Иверской Божией Матери, принесенный из Москвы, пред которым каждую пятницу, за вечерней, читается акафист».

Это описание церкви представлено в книге «Тарская мозаика» [1, с.44].

С тех времён церковь пережила большие изменения, - была школой, музеем, а теперь это вновь светлый храм, который мы с удовольствием посещаем. А непонятные слова объясняют служители церкви.

Спасская улица названа в честь Спасской церкви.

Проводя целевые прогулки по улицам предпраздничного города, обращаю внимание детей на то, как люди готовятся встретить праздник города Тары, рассматриваем украшенные флагами и баннерами здания и улицы, почищенные тротуары, любуемся иллюминацией к празднику «Нефтяников». Участвуем в марафоне. Провожу экскурсии и прогулки к памятникам боевой славы, приглашаем в группы ветеранов воны и  труда. На занятиях и в свободное время читаю детям книги, показываю фильмы о советских войнах, отстоявших в суровые годы войны нашу Родину. Бываем с детьми у Вечного огня на площади Победы, у памятника защитникам. Это место свято для всех тарчан. Здесь в любое время года лежат букеты и венки из живых цветов. Дети с глубоким волнением наблюдали смену почётного караула в День Победы (в карауле участвуют лучшие учащиеся города Тара). Познавая героическое прошлое своего народа, дети чувствовали свою сопричастность к святыням Родины, в их сознании зрело убеждение: «Для каждого российского человека самое дорогое в мире честь и свобода, независимость, слава Отечества» (В. Сухомлинский).

Побывали на площади Ленина, у нас в городе есть памятник В.И. Ленину. Рассказываю ребятам о вожде, рассказываю об улице Ленина, она самая длинная; о том, что главную награду – орден Ленина – с гордостью носят лучшие жители тех времён нашего города. Не стоит сбрасывать и лозунги Ленина, на них выращены многие поколения, и у этих людей развито чувство патриотизма. Вместе со всеми жителями города дети принимают посильное участие в субботниках.

Важнейшим резервом совершенствования патриотического воспитания детей с ОВЗ является ежегодное проведение смотра строя и песни, посвящённое 23 февраля. Надо прямо сказать, что в нашей школе эти смотры проводятся празднично, дети относятся к ним с заметным интересом и старанием.

Интерес школьников к указанным смотрам связывается с желанием самоутвердиться, ассоциируется с увиденным ими прохождением частей в парадном строю во время праздничных торжеств. Это вызывает у ребят неподдельное восхищение, гордость и уважение к Вооруженным силам.

Вместе с тем проходит огромная коррекционная работа у школьников с ОВЗ, вырабатываются навыки держаться в строю, умение ориентироваться в пространстве, осанка, твёрдая походка, ловкость и выносливость. Корригируются коммуникативные навыки. Также воспитывается дисциплинированность, подтянутость, реакция.

Дети моего класса неоднократно занимали призовые места на смотрах-конкурсах военно-патриотической тематики. Важную роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный музей боевой славы. Но, к сожалению, в нашей школе пока такого музея нет. Не беда, мы общаемся с нашими сверстниками из гимназии № 1 имени Луппова и с его руководителем Геннадием Григорьевичем Лукьянцевым. Тем самым включая наших детей в социум.

Его экспозиция рассказывает о волнующих событиях Великой Отечественной войны. Особенно тепло проходили встречи с воинами, сражавшимися в Афганистане, Чечне. Не штамп, не фраза, а воспитание на ярких примерах, в контакте с интересными людьми, на делах, исполненных человеческой глубины, - вот к такому воспитанию стремлюсь.

Как известно, патриотическое воспитание по своему духу интернационально.

На ярких примерах стараюсь показать учащимся, что всемирная история не знала столь нерушимого единства интересов и целей, такого духовного родства, доверия и взаимной работы десятков наций и народностей, которые стали в нашем братском союзе реальностью и движущей силой прогресса. Прочный союз братских республик является одним из решающих факторов победы в суровые годы Великой Отечественной войны. Такую дружбу мы обязаны возрождать, крепить, начиная с малого у себя в классе, школе, районе, городе…

Сейчас вопросы интернационального воспитания требуют повышенного внимания. Общими словами уже не отделаешься. В этой связи ставлю перед собой задачу более вдумчиво, корректно заниматься воспитанием ребят на высоких идеалах интернационализма. Воспитывать в духе взаимного уважения и дружбы всех наций и народностей многонациональной России. Нужно создавать условия для дружбы, для естественного личного общения между людьми.

Повседневно воспитывая в молодом поколении высокие патриотические принципы, мы тем самым формируем у учащихся качества будущего защитника Родины. Поэтому процесс воспитания рассматривается в единстве, во взаимосвязи с различными направлениями учебно-воспитательного процесса. Действительно, разве мы не воспитываем в учениках такие качества, которые предъявляются не только к военнослужащим, но и к каждому гражданину, например, быть достойным Родины, соблюдать законы, беречь имущество, быть дисциплинированным, правдивым, помогать товарищам словом и делом, быть примером высокой культуры, скромным и выдержанным, строго соблюдать требования морали.

Как  и большинство педагогов, я с интересом и глубоким удовлетворением принимаю участие в патриотической работе. Не скрою, бывает приятно, когда дети отвечают тебе взаимностью. Главное же в том, что каждый из нас, - педагогов, видит и ощущает результаты своего труда по мере того, как наши ученики растут и выходят в большую жизнь.

Список литературы:

1. Тарская мозаика (история края в очерках и документах 1594-1917 гг.) – Омск: Омское книжное изд-во, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма и гражданственности

Слова В.Г.Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на  сердце  судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое  кровное  родство,свои кровны...

методическое пособие "Воспитание патриотизма и гражданственности у суворовцев Ульяновского ГСВУ"

Актуальность исследуемой автором проблемы обусловлена необходимостью дальнейшего развития действенной системы патриотического и гражданского воспитания будущих офицеров, особенно в период осознания...

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы

Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, го разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить. Мы  дол...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в небольшом поселке на примере деятельности Центра детского творчества имеет большое значение.  Осн...

Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся с ОВЗ

Материал предназначен для педагогов коррекционных школ....

«Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы»

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувс...

Патриотизм и гражданственность в поликультурном обществе

Н.А.Щеколдинаучитель технологии, зам. директора по ДО «Точка Роста», классный руководитель 10 классаМОУ «СОШ №2», г.Белоусово Жуковского района Калужской области  Пат...