Психологопедагогическое сопровождение учащихся, родителей и педагогов в период подготовки к сдаче ЕГЭ
статья (11 класс) по теме

Экзамен в любой форме для большинства людей явялется стрессом. Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения стрессовых ситуаций. В статье пойдет речь о том, как таким опытом овладеть всем участникам образовательного процесса в конкретной школе с существующими в ней трудностями и ресурсами длоя их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_podderzhka_detey_roditeley_pedagogov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

Педагог-психолог Величко Е.В.

Психологическая поддержка детей, родителей, педагогов

в процессе подготовки и проведения ЕГЭ

В последние годы лавина новых идей и проектов прокатилась по образовательному пространству России, значительно обогащая и изменяя педагогическую теорию и практику. И мы с вами шагнули навстречу инновационному вихрю, желая обновить содержание и способы организации жизнедеятельности своих учебных заведений. Новым является и введение в школы ЕГЭ.

Как же отреагировали на это дети? Проведённое в школе диагностическое исследование "Что я чувствую, когда слышу слово ЕГЭ?" (опрос) показало, что вирус тяжёлой болезни "Страх. Тревожность. Стресс" проник в школьный организм. Имеет место падение интереса учащихся к познавательной деятельности и её результатам; обострение отношений между участниками педагогического процесса; снижение творческой активности учащихся и педагогов, - вот лишь некоторые симптомы этой болезни.  

Как её лечить? Какие лекарства использовать? Что необходимо сделать для выздоровления и развития школьного организма? На эти вопросы я попытаюсь дать ответ в разработанном инновационном проекте "Психологическая поддержка детей, родителей, педагогов в процессе подготовки и проведения ЕГЭ".

Цели данной работы:  

  1. Способствовать формированию внутренней устойчивости к стрессу детей.  
  1. Учить педагогов противостоять стрессовым перегрузкам.  
  1. Научить родителей помогать своим детям во время экзамена и до него.

I. Поддержка детей. Экзамен в любой форме для большинства людей является стрессом. Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения стрессовых ситуаций.

Прежде, чем предлагать учащимся упражнения, которые способствуют формированию внутренней устойчивости к стрессу, позволяют ослабить эмоциональные последствия пережитых стрессовых состояний и определить некоторые сценарии противостояния разрушительной и парализующей силе стрессовых ситуаций, мне необходимо определить уровень подготовки учащихся (их самооценка), объем информации, получаемый о процедуре ЕГЭ и прогнозы собственной успешности учеников. По результатам анкетирования, проводимого в сентябре 2008 г., выяснилось, что информацией о процедуре проведения ЕГЭ в достаточной степени владеют 14% учеников 11 «А» и 47% - 11 «Б» класса (соответственно недостаточно информации 86% и 53% респондентов, участвующих в опросе). Проанализируем ситуацию в марте, перед пробными испытаниями и сравним данные. При самооценке уровня собственной готовности к сдаче ЕГЭ, учащиеся 11 «Б» оказались более критичными и поставили себе  3,5 балла, что соответствует низкому уровню подготовки. Ученики 11 «А» класса оценивают собственные возможности в 4,4 балла, что соответствует среднему уровню готовности. В оценке уверенности в положительных результатах тестирования, все выпускники оптимистичны, т.к. демонстрируют средний уровень показателей.

Некритичное восприятие одиннадцатиклассниками реальной учебной ситуации и собственных интеллектуальных возможностей проиллюстрировано в результатах исследования «Интеллектуальной лабильности» (то есть способности переключения внимания, умения исполнять инструкции и быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок). Хорошую способность к обучению и, следовательно, благоприятный прогноз в положительных результатах ЕГЭ, показывают лишь 7% учеников 11 «А» класса и 11% - 11 «Б». Средние показатели и относительно благоприятные прогнозы можно будет наблюдать в 20% случаев из 11 А» класса и 55% - 11 «Б». Особого внимания заслуживает группа школьников с низкими показателями лабильности (испытывают трудности в обучении и переобучении) – это 20% представителей 11 «А» и 17% - 11 «Б» классов, а также мало успешные в любой деятельности, в учебной в том числе – 53% учащихся 11 «А» класса и 17% - 11 «Б».

Следующим этапом проекта является определение трудностей ЕГЭ, которые могут испытывать наши старшеклассники и разработка стратегий поддержки учащихся. По результатам анкетирования выпускниками были выделены 3 группы трудностей: когнитивные, личностные и процессуальные.

II. Поддержка учителей. В наш нелёгкий век всем нужно уметь противостоять стрессам и другим психологическим перегрузкам. Чрезмерное проявление эмоций подстерегает нас везде. Как с этим бороться? Очевидно, нужен настрой на уравновешенность своей нервной системы. Выдержка и самообладание так необходимы всем и, конечно, экзаменующим учителям. Если преподаватель ведёт себя спокойно, размеренно, уверенно, жизнерадостно, бодро, без усталости - это всё передаётся экзаменующимся. Иметь железные нервы - мечта любого педагога. Но как добиться этого?  

Можно предложить учителям воспользоваться самонастроем на спокойствие, хладнокровие. Инструкция: " Расслабьтесь и произнесите с закрытыми глазами несколько мысленных фраз с настроем на спокойствие, выдержку, самообладание. Какие слова использовать - Вам поможет интуиция и фантазия но, если воспользоваться каким - то мысленным идеалом, постараться вжиться в этот образ, то Вы сможете открыть глаза и посмотреть на мир уже преображенным взором. Пожалуйста".  

Если после этого упражнения ещё чувствуется перевозбуждение, усталость, повышенная нервозность, хорошо проделать следующее упражнение. Инструкция: "Расслабьтесь, можете закрыть глаза, мысленно настройтесь на укрепление своей нервной системы. Почувствуйте, как увеличиваются Ваши энергетические ресурсы, как к Вам возвращаются уравновешенность, мобилизуются неограниченные резервы, нервы здоровеют, крепнут, будто становятся металлическими. Вы непоколебимо сохраняете весёлое, жизнерадостное настроение и прекрасное самочувствие. Растет физическая выносливость, сердце становится здоровым, богатырским. Во всём теле нервы молодые, устойчивые, прочные, спокойные. Мышление становится ясным, оригинальным. Энергия бьёт ключом. Организм требует быстрых, энергичных действий. Вам теперь нипочем никакие нагрузки".  

III. Поддержка родителей. Многие родители впали в панику при введении ЕГЭ. Их пугает всё: чужая школа, чужие учителя, само тестирование. Как всё это перенесёт ребёнок? Действительно, во время экзаменов психологический настрой очень важен. От него успешность сдачи экзамена зависит почти на 50%. Так чем же мы можем помочь родителям? Лучшая помощь - это научить родителя поддерживать своего ребенка до экзамена и во время экзамена.  

Совет родителям: Самое страшное для многих во время экзамена состоит в том, что они не могут "взять себя в руки". Чаще всего дети боятся преподавателей, так как не знают их. Здесь важно умение правильно общаться - установить контакт с учителем, пусть и кратковременный. Всё это сделать гораздо легче, если попытаться снизить стресс.  

Вы можете предложить своему ребенку представить, что он находиться рядом с приятным и умным человеком и получает от этого удовольствие. Если это не помогает и преподаватель очень страшен, пусть включит элемент юмора. Юмор, как известно, помогает здорово снизить страх. К примеру, ребенок может мысленно пририсовать преподавателю длинные ушки, симпатичные рожки, огромную бородавку на носу, повесить на него галстук в свинках или представить, как он будет выглядеть, если на него напялить платьице в оборках и цветочках. Здесь нет предела воображению!  

Но это во время самого процесса сдачи. А что же делать нам, родителям, с детьми до того, как этот ответственный момент настанет? Во первых, не заставляйте ребенка учить предмет так, как это кажется лучшим для Вас. У всех людей свои методики запоминания. Пусть он учит так, как ему нравится, как ему удобнее. Если ему лучше запоминается ночью - пусть занимается хоть всю ночь. Просто, тогда не стоит будить его в восемь утра с криком "Садись немедленно за учебник! ", не переусердствуйте с контролем. Но в тоже время, не стоит говорить ребенку, что экзамен - ерунда, что не надо переживать, мол, у тебя их ещё сколько будет. Эти фразы не снимут стресс и не расслабят ребёнка, т.е., никак ему не помогут. Но он может подумать, что вы просто несерьёзно относитесь к вещам, которые для него очень значимы.  

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо - какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены - и мы поедим отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр. Обязательно давайте детям, как следует выспаться (особенно в ночь перед экзаменом), включайте в их рацион побольше фруктов, соков, побалуйте шоколадом. А перед экзаменом, не забудьте пожелать "Ни пуха, ни пера".  

В заключении хочется отметить следующее. Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится совместно с классными руководителями в процессе выявления группы риска и совместно с родителями выпускников по определению путей и способов поддержки. На данном этапе подготовки к экзаменам используются такие формы психологической поддержки, как:

• Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).

• Составление рекомендаций для детей и их родителей. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или «застревающих» детей). Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и дети могли их использовать в качестве памятки.

Планируются в феврале-марте:

• Индивидуальные консультации родителей выпускников.

• Групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности.

Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку.