"Глаза как орган познания окружающего мира"
план-конспект по теме

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие

в подготовительной группе для детей с ЗПР

Глаза как орган познания окружающего мира

Подготовила учитель-дефектолог Савичева Н.В.

Коррекционно-образовательные цели:

  1. обобщение и систематизация представлений об органах чувств
  2. формирование представлений о зрении, как одном из важнейших органов чувств человека
  3. формирование  интереса к человеку
  4. пополнение активного словаря существительными; качественными прилагательными (красота глаз); глаголами (что умеют делать глаза)
  5. образование прилагательных от глаголов (грустит - грустные, сердится – сердитые и т.д.)
  6. расширение пассивного словаря: «зрачок», «радужная оболочка», «роговица»

Коррекционно-развивающие цели:

  1. развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств
  2. развитие логического мышления
  3. развитие связной речи
  4. тонкой и общей моторики
  5. координации движений

Воспитательные цели:

  1. формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, активности
  2. воспитание чувства сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь
  3. привести к пониманию, что зрение человека надо беречь

Предварительная работа:

  1. разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;
  2. разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;
  3. предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного;
  4. беседа по теме «Зрение»;
  5. разучивание дидактических и подвижных игр:
  1. «Рассмотри дерево» (тренировка зрительной памяти);
  2. «Найди одинаковые предметы» (тренировка представлений детей о пространстве и времени);
  1. рассматривание познавательных рисунков;
  2. организация сюжетно-ролевой игры «Больница» (на приеме врач-окулист);
  3. чтение стихотворения А. Барто «Очки».

Оборудование и материалы:

  1. плакат «Органы чувств»
  2. иллюстрация «Строение глаза»
  3. столики с наборами для экспериментов
  4. стаканчики: 1-соль, 2-сахар, ложечки по кол-ву детей
  5. набор Монтессори – пластинки из различных материалов: (дерево, камень, стекло, металл…)
  6. музыкальные инструменты: барабан, дудочка, погремушка, металлофон, бубен
  7. непрозрачные баночки: 1-чеснок, 2-лук, 3-лимон, 4-кофе, 5- чай
  8. карточки с индивидуальными заданиями: 1-«Найди отличия у снеговиков», 2- наложенные изображения «Узнай  животных», 3- «Собери разрезную картинку», 4- «Подбери одинаковые по цвету»,5 – «Подбери пару»
  9. д\и по валеологии «Зрение»
  10. ИКТ: ноутбук, игра «Электронные физминутки для глаз»

Ход занятия

Дети входят в зал, встают около педагога.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Вам предстоит как следует потрудиться, чтобы узнать нечто новое и интересное. От вас потребуется внимательно слушать, активно участвовать в наших исследованиях, принимать самостоятельные решения.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

1.- Для начала я предлагаю послушать стихотворение  И.З. Сурикова и угадать, о чем написал в нем поэт:

Учитель-дефектолог читает отрывок из стихотворения И.З.Сурикова «Зима»

Зима                                                
(отрывок)

          Белый снег, пушистый
     В воздухе кружится
И на землю тихо
 Падает, ложится.

    И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
                     Всё его одело.  
 И.З. Суриков

Учитель-дефектолог: - Догадались, о чем это стихотворение? Конечно, о зиме.
- А что помогло вам определить, что стихотворение о зиме?

2.-Какое сейчас время года? (Зима) Давайте посмотрим в окно (дети подходят к окну). Что вы видите на окне? (снег) Что на крышах домов? (снег) Что вы видите на земле? На деревьях вблизи? Вдали? (дети внимательно следят глазами за перечисляемыми объектами, переводя взгляд от близкого предмета к далекому и наоборот).

- Что помогло вам увидеть красоту родной природы?

3. А теперь давайте послушаем музыкальный фрагмент “Декабрь” П.И. Чайковского из альбома “Времена года”.

- Что помогло вам, ребята, насладиться музыкой?

- Что же помогает нам ощущать окружающий нас мир, отличать одни предметы от других? Как узнали, что маки - красные, небо - голубое, арбуз - сладкий, ветер – холодный, а музыка - прекрасная? Что же это за волшебные помощники, которые помогают ощущать красоту и неповторимость окружающего нас мира?

Совершенно верно, эти помощники – наши глаза, уши, нос, язык, кожа. А кто из вас знает, каким понятием можно объединить все эти органы? Правильно, это - органы чувств.

Сегодня мы уточним, какова роль каждого из этих органов и почему их называют органами чувств

III. Открытие новых знаний.

Сейчас я предлагаю вам провести некоторые исследования.

На каждом из пяти столов лежат разные предметы. Вам надо, переходя от стола к столу, назвать, какие органы чувств более всего помогли определить, что это за предметы.

1 стол. На столе стоят стаканы с мукой, сахаром, солью.

Вопрос: что надо сделать, чтобы определить, какие вещества находятся в каждом стакане?

Какой из органов чувств помог вам это определить?

1. Чтобы определить, какие вещества в стаканах на первом столе, надо было попробовать их на вкус. Нам помог орган вкуса – язык.

2 стол. На столе коробочка из пособия М.Монтессори с пластинами из разных материалов.

Задание: попробуйте с закрытыми глазами определить, из какого материала предметы у вас в руках.

Какие органы чувств вам в этом помогут?

2. Определить предметы на втором столе смогли при помощи рук. Ощупывая предметы, смогли найти и отличить дерево от камня, металл от ткани. Помог орган осязания – кожа.

3 стол. На столе лежат: погремушка, игрушечные музыкальные инструменты.  Дети стоят спиной к столу.

Вопрос: что надо сделать, чтобы узнать “голос” каждого предмета?

Какой орган вам помог?

3. Узнать “голос” каждого предмета помог орган слуха – уши.

4 стол. На столе в непрозрачных баночках лимон, лук, чеснок, кофе, чай

Задание: попробуйте с закрытыми глазами назвать, что в каждой баночке.

Какой орган вам поможет в этом случае?

4. Назвать каждый предмет на последнем столе с закрытыми глазами нам помог наш нос – орган обоняния.

5 стол. На столе листы цветной бумаги, сюжетные и предметные картинки.

Задание индивидуально для каждого: определите, какого цвета бумага перед вами; определите, что изображено на картинках; найдите отличия; соберите разрезную картинку; найдите пару.

Какие органы помогут вам в этом?

5. Определить цвет бумаги, назвать предметы, изображенные на картинках , собрать разрезную картинку, найти отличия, подобрать пару помогли глаза – органы зрения.

Выводы еще раз закрепляются с опорой на плакат «Органы чувств».

 -А теперь гимнастика для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.

Гимнастика для глаз «Самолет»

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим «самолетом».) 

Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.

(Отводят попеременно правую и левую руки и следят за ними взглядом.) 

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

(Делают вращательные движения руками перед грудью и следят за ними взглядом.) 

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

(Встают на носочки и изображают полет самолета.) 

IV. Зрение – одно из главных органов чувств

-Садитесь и отгадайте загадки.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
                                            (Глаза)

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит.
                                        (Глаза)

Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора.
                              (Глаза)

- Как вы думаете, а легко ли человеку будет жить, если хоть один из органов чувств вдруг перестанет работать?

- Саша, закрой глаза и скажи, что я держу в руках? (нет ответа). А что я делаю? (педагог взмахивает руками, снимает очки, поправляет причёску).

Дети читают стихотворение:

1реб.Разберемся вместе, дети,

         Для сего глаза на свете?

         И зачем у всех у нас

         На лице есть пара глаз?

         Для чего нужны глаза?

         Чтоб текла из них слеза?

2реб. Ты закрой глаза ладошкой,

          Посиди совсем немножко:

          Сразу сделалось темно,

.         Где кроватка, где окно?

          Странно, скучно и обидно –

          Ничего вокруг не видно.

3реб. Женя хочет стать пилотом –

          Править быстрым самолетом;

          Все моря на белом свете

          Переплыть мечтает Петя,

 4реб. Будет Николай танкистом,

          А Сергей  парашютистом,

          Станет снайпером Илья…

          Но для этого, друзья,

          Кроме знанья и уменья –

 Все:  Всем необходимо зренье!..

- Когда предметы легко узнаются? (открытыми глазами)

- И не могут быть узнаны? (когда глаза закрыты)

- Что же помогает узнать предметы, действия, содержание картинок? (глаза)

- Кто же наши помощники? Да глаза - главные помощники человека.

- Ребята, видеть глазами, означает пользоваться зрением. Что мы можем благодаря зрению? (ответы детей)

- Конечно, благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года.

2. - А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые:) Сколько ласковых и нежных слов вы назвали.

- Какого цвета бывают глаза? (голубые, зеленые, карие и т.д.) Что умеют делать наши глазки? (плакать, смеяться, щуриться, смотреть, грустить, закрывать, открывать, мигать)

- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные; злится - злые; сердится - сердитые; удивляется - удивленные; думает - задумчивые; веселится - веселые)

Глаза и настроение

    Умеют они и грустить и смеяться,

                                       Умеют они чудесам удивляться:

    Цветущей ромашке и мотылькам,

                                       Белым корабликам  –  облакам,

          Радуге, будто пришедшей из сказки –

                                       Всё замечают зоркие глазки.

- Вот видите, какими разными могут быть глаза у человека и у вас тоже.

Оздоровительная минутка – мимическая гимнастика.

«Про гномика» (по ходу рассказа дети отображают названные эмоции)

3. - Ребята, мы с вами узнали, что помощниками человека являются : глаза. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза, которую нам видно (рассматривание плаката со строением глаза).

 Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех людей она разного цвета, т.е. по радужке мы определяем цвет глаз. Посмотрите друг на друга и определите цвет глаз.

- В середине радужки есть черная точка. Это зрачок. Зрачок, регулируя количество цвета в глазу, может сужаться, сжиматься и расширяться. Если в глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно - зрачок расширяется. И от этого меняется форма глаза - узкие или раскрываются полностью (примеры из жизни).

- Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей.

А сколько у человека глаз, ребята? Может достаточно одного глаза? Нет! Одним глазом мы видим хуже.(на основе проведенных ранее экспериментов) Поэтому нужно беречь глаза.

-Природа уже позаботилась о защите наших глаз. Как вы думаете, что их защищает? Правильно: брови, ресницы и веки (как и от чего они защищают глаза)

- Но, что бы сохранить зрение и глаза, этой защиты недостаточно. Сейчас мы рассмотрим картинки, подумаем и решим, что для глаз вредно. А что – полезно.

-  Перед игрой – гимнастика для глаз.

А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.

Исходное положение сидя.

  1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
  3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
  4. Быстро моргать (1 мин.).
  5. Смотреть на кончик указательного пальца, отводя и приводя его к носу. (3-4 раза).

V. Игра «Вредно– полезно» (д/и по валеологии «Зрение»)

Дети берут карточки, называют, что на них изображено и хорошо или плохо это для глаз (прикрепляют к соответствующей карте на мольберте).

Ребята, но иногда случается беда и человек теряет зрение. Он становится незрячим. Он ничего не видит. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?

- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

Дети: Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.

- Незрячим людям тяжело в жизни, так как зрение – наиболее важный орган в познании мира.

А сейчас пусть ваши глазки еще раз отдохнут  - электронная физминутка для глаз. (ИКТ)

Глаза наши – незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.

Поэтому берегите и охраняйте глаза.

(Угощает детей витамином для глаз – морковкой.)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке, учащиеся выясняют, как и с помощью, каких органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств. ...

Чувственное познание окружающего мира

на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств....

Формирование словесной речи детей. как средства общения познания окружающего мира и интеграции ребёнка в общество"

Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению....

Познание окружающего мира детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР).

В воспитании о обучении детей с ЗПР важное место занимают специальные интегрированные занятия "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи". Основной целью этих занятий чвляется расширение, уточне...

Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»

В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самосто...