Влияние игры на создвние комфортных условий обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по теме

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игры на создание комфортных условий обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Решать эту задачу учитель начинает с первых дней обучения детей. Ребята приходят в школу с неодинаковым уровнем сформированности умений и навыков, с разным состоянием эмоционально-волевой сферы.

Поэтому все уроки надо ориентировать на психическую защищенность ребенка. С первых дней обучения дети должны чувствовать себя комфортно в классе. Ученики должны видеть, что им рады, их ждут в школе. Ребята сами должны с радостью бежать в школу.

 На мой взгляд, первоклассникам в нашей школе очень повезло. Им выделили один из лучших классов: светлый и просторный. Детей встречают с улыбкой, начиная с раздевалки. Старшие ребята всех малышей знают по именам. Не было случая, чтобы их обидели. Все стараются их похвалить, поддержать или просто улыбнуться.

В этом учебном году в первый класс поставили «сухой» бассейн, который сразу привлек внимание детей. С помощью этого бассейна период адаптации у ребят прошел безболезненно и незаметно.

Первое время дети просто отдыхали в бассейне. На уроках, наблюдая за ними, я выделяла самых уставших и разрешала «поплавать» в бассейне. В течение урока все дети, нуждающиеся в дополнительном отдыхе, успевали там побывать.

Со временем стала использовать бассейн в учебных целях. С помощью разноцветных мячей мы изучали цвета и формы предметов. Детям очень нравилось проводить часть уроков не за партой, а сидя на ковре, вокруг бассейна. Ребята становились более активными, раскрепощенными, с радостью отвечали на поставленные вопросы.

Задания были различные. Например, изучая цвета, предлагала взять красный мяч, желтый, зеленый, синий; найти белый мяч. Далее усложнялось задание:»В левую руку возьмите синий мяч, а в правую- красный.

Очень нравилось ребятам работать с мячами и на уроках математики. «Миша возьмет 3 красных мяча, а Таня столько же зеленых», «Дима взял 4 мяча, а Илюша -3». У кого больше? У кого меньше? Как сделать, чтобы было поровну?

Как вы понимаете, заданий можно придумать большое количество. Главное, что дети при этом не устают, сохраняют интерес к учебному процессу.

Использование бассейна позволило раскрепостить ребят, облегчить тяжелый период адаптации к школе, сделать комфортным пребывание в школе, сохранить здоровье учащихся, наполнить радостью процесс обучения и воспитания.

Использование бассейна- это только небольшая часть игровой деятельности на уроках, которая помогает создать комфортные условия в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Все мы знаем, как тяжело добиться внимания и активности от наших детей в зимний период- период « биологической тьмы» и «погодной чехарды».В это время у ребят наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у наших детей является дидактическая игра.

Используя игру на уроке. Учитель должен ставить перед собой триединую задачу:

-коррекционное развитие;

-Коррекционное воспитание;

-коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по следующим направлениям:

-развитие сенсорных и моторных функций;

-развитие мимической  мускулатуры;

-развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени).

-развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

-формирование черт гармоничной и  незакомплексованной  личности.

Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же как сам урок. Игра реализует познавательные , воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.

Кроме дидактической игры, нельзя не сказать о проведении сюжетно-тематических уроков. Такие уроки более целесообразны для активизации внимания детей, развития познавательных процессов. Сюжетные уроки соответствуют детским психофизическим данным, так как в принципе ,» играя -обучаем,»максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Сюжетная основа уроков может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможности  учителя, его готовности к экспромтам. Уроки  могут быть построены на основе:

-сказочных сюжетов;

-элементов фольклора;

-воображаемых путешествий, поездок, приключений;

-известных и придуманных игр;

-сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим и развивать по ходу урока. Сюжетно-тематические уроки обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, желание учиться, учат понимать «что такое хорошо, что такое плохо» , воспитывают чувство прекрасного и , самое главное, процесс обучения и тяжелой работы превращается в интересный увлекательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...

Технология обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

статья опубликова в сбонике научных трудов "Комплексное сопровождение детей школьного возраста ос ОВЗ" чебоксары ,2012...

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...

Статья «Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС»

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации,которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках,запахах,разных вкусах. Развитие ощущений и восприятий, представлен...