Классификация дислексии
методическая разработка по теме

Горбачева Елена Игоревна

Для диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablica_klassif.dislalii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическая дислексия

связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каж дая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков.  ( твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески).

В процессе формирования устной речи у детей опора на семанти ку является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформи рована).

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фоне матического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематиче ской системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Пер в а я ф о р м а — нарушение чтения, связанное с недораз витием фонематического восприятия (дифференциации фонем), ко-трое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах шуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д т, с ш, ж ш и т. д.).

Втор а я ф о р м а — нарушение чтения, обусловленное недо развитием функции фонематического анализа.

При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: нобуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в про пусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках глас ных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в пере становках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата—«лата», «лотапа»).

Семантическая дислексия

проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. И после прочтения слова но слогам дети не могут показать соответ ствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предло жений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факто рами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностыо представлений о синтаксических связях внут ри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематическою и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезиро вать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении сле дующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложе ния,   предъявленные   по   слогам    {де-воч-ка   со-би-ра-ет   цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения

Аграмматическая дислексия

обусловлена недоразвитием грам матического строя речи, морфологических и синтаксических обоб щений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падеж ных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у то варищах», «кошка»—«кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка инте ресное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все»— «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоиме ний («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промча лась»), а также формы времени и вида («влетел»—«влетал», «ви дит»—«видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетиче ской ступени формирования навыка чтения.

Мнестическая дислексия

проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в опре деленной последовательности ряд из 3---5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации меж ду зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквен-ными обозначениями.

Оптическая дислексия

проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Сме шиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополни тельными элементами, так и состоящие из одинако вых элементов, но различно расположенные в пространстве. Данная дислексия связана с нерасчленен ностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-простран ственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается   некоторое   нарушение   оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмеча ются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по

памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются ли нии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другой, дети не могут отличить правильную букву от неправильной,   не справляются с добавлением недостающих элементов буквы.

Для  некоторых детей с оптической дислексией буква является ложным оптическим образованием, анализ которого на составляю щие элементы затруднен.  Отмечаются затруднения в определении пространственных соот ношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена '■\ема тела.

При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербаль ной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

Тактильная дислексия

наблюдается у слепых детей В основе лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения иктильно сходных букв, состоящих из одинакового количества ючек, точек, расположенных зеркально и, ж х), располо женных выше или ниже или отличающихся одной точкой — б, о      л, л к).

У  слепых  детей  с  тактильной  дислексией  имеются   нарушения

схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую

Букву  изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналитическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за

поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дислексия как проблема обучаемости

Информация пригодится учителям русского языка и не только, которые не могут разобраться в причинах плохой успеваемости своих учащихся.Полезно также почитать детям и родителям....

Профилактика дисграфии дислексии

Профилактика дисграфии дислексии у учащихся начальных классов массовойшколы ...

Профилактика дисграфии дислексии

Профилактика дисграфии дислексии у учащихся начальных классов массовойшколы ...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Разновидности объекта и их классификация. Классификация компьютерных объектов.Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов».Технологиче...

Тест по информатике «Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов» для 6 класса

Тест по информатике  «Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов» для 6 классаТест по информатике "Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов&qu...

Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....