Конспект итогового подгруппового логопедического занятия с умственно-отсталыми дошкольниками.Тема:Классификация: дикие животные и птицы
план-конспект урока по теме

Ирина Леонидовна Лакизо

Конспект итогового подгруппового логопедического занятия Конспект итогового подгруппового логопедического занятия

Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющих   логопедическое заключение: Стойкое нарушение речи системного характера тяжелой степени  при умственной отсталости. Дизартрия.

Подгрупповое  логопедические занятия дети  посещают 1 раз  в неделю первый год.

 

  Цель занятия:

формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в  категорию  дикие животные, птицы.

В основе планирования занятия лежит программа «Обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», под общей редакцией профессора Дементьевой Н.Ф.

Занятие относится к 2-му  этапу обучения.

Реализовывались следующие задачи:

- формирование речевого внимания;

- обучение детей умению слушать речь взрослого и понимать ее;

- обучение детей знанию назначения предметов окружающего быта, учить их словесному обозначению;

- обучение узнавать действия бытового  характера и по возможности называть;

- учить строить простую фразу.

 

Данное занятие итоговое формирует вербальные представления об окружающем мире, умение воспринимать и  дифференцировать птиц  от животных и наоборот. Различение, уточнение и обобщение предметов  становится базой для развития активной речи. Параллельно идёт формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития  общей, ручной, артикуляционной моторики, развитие психологических основ речи через развитие внимания, мышления, памяти, восприятия. Содержание занятия включает 3 этапа занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_podgruppovoe_zanyatie_lakizo_i.l..doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:




ГБСУСОНСО «Ояшинский  детский  дом интернат для умственно-отсталых детей»



























Конспект итогового подгруппового логопедического занятия учителя-логопеда первой квалификационной категории Лакизо И.Л.



















Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

















Цель: формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в  категорию  дикие животные, птицы.















2011




Конспект итогового открытого

подгруппового логопедического занятия 

с детьми старшего дошкольного возраста имеющих  стойкое системное недоразвитие речи тяжёлой степени при  умственной отсталости

 умеренной и тяжелой степени выраженности

Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

Цель: формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в  категорию  дикие животные, птицы.

 Задачи:

  1. развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  2. развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  3. формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи местоимений,  слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  4. развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и интонаций голоса (!?)
  5. развитие психологических основ речи.

Оборудование:

Карточки для глоб.чтения (имена детей, привет, пока );

Массажный мячик- 6 штук

Маски животных и птиц (6)

Карточки-буквы

Конверты – наборы с картинками для игр и упражнений (6)

Диски  «Звуки природы»,  Железновы «Играем с мамой»

Плакат   «Жилье обитателей леса»

Муз.центр

Игрушки:медведь,заяц,ворона,ёжик.

Предварительная работа

Приветствие детей в группе, приглашение их  на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- мобилизовать внимание детей на предстоящее занятие;

Сообщение детям о том, что к нам пришли гости посмотреть и послушать, чему они  научились. Предложить детям занять свои места и начать занятие.

  1. Глобальное чтение (методика Г.Домана):

- развитие зрительной памяти и долговременной памяти;

Приветственного слова: Привет

Имена  детей: Глеб, Денис, Дима, Сережа, Артем.

2.Введение в тему:

- развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления; умения соотносить номинативное слово (отгадку) со зрительным образом (картинкой);

  1. Отгадывание  загадок:

Пригласить детей подойти поближе к  взрослому и посмотреть на картинки лежащие, на столе и отгадать загадки:

Он под кустиком сидит,

Он ушами шевелит.

Всех он боится:

И волка и лисицу.

(заяц)

Большой, косолапый

По лесу идет,

Громко ревет.

(медведь)

Маленький, колючий,

Свернулся в клубок,

Закатился под кусток.

(ежик)

Хвост у неё рыжий, пушистый

Бегает по лесу.

Зайчиков ищет.

(лиса)

 

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая

 Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? …

(ворона)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

 (сорока)

Кто на ёлке, на суку

 Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

Прилетела, посидела,

 крыльями помахала и улетела…

 (кукушка)

3.Сообщение темы:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А в лесу, как известно много животных и птиц. Прислушайтесь! (звучит муз.сопровождение «Звуки природы»).

4. Основная часть занятия:

Прежде чем встретиться с лесными обитателями, давайте,  вместе выполним разминки для пальцев  рук  и, конечно же, лица и губ. Как хорошо, играть в лесу с мячом!

- побудить каждого ребенка к повтору  движений за взрослым; развитие мелкой моторики пальцев рук и умения сочетать движения с сопроводительной речью;

 

  1. Логопедический массаж  рук массажным мячом (по методике Крупенчук) :

Выдаются массажные мячи детям и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка»

Мячик сильно пожимаю и в ладошке подержу…..1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик - «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдаю, брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..

 

Светит солнышко, поют птички, дует приятный ветерок…расположимся поудобнее.

  1. Логопедический массаж лица и пассивная артик.гимнастика

(по методике Крупенчук, Воробьевой)

  1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
  4. стимуляция проприоцептивных ощущений
  5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
  7. формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

см.приложение

Массаж лица (приложение)

) Физминутка.

Рано утром под лопух – ух, ух,

Прибежал гулять петух – ух, ух,

Там увидел он горох – ох, ох,

Начал важно он клевать – ах, ах,

Горошины подбирать – ах, ах,

А потом во весь свой дух –ух, ух,

Свою песню спел петух –ух, ух. Ку-ка-ре-ку!

  1. Игра « Эхо» :

- продолжать развивать умение различать артикуляцию губ в соответствии с произносимым звуком подкреплять слуховой образ зрительной опорой;

- Развитие слухового внимания и  восприятия, инициативности, дружеских взаимоотношений в игре, умение соблюдать очередность во время ответа.

А теперь, давайте поиграем   с вами в игру «Эхо». …

- Я показываю букву и проговариваю, а вы за мной повторяете…

  1. Игра «Кто позвал?»

(Мимико-вокально-голосовые упражнения с опорой на зрительный образ буквы)

-    развитие силы и динамики голоса, интонационной и мимической выразительности;

- развитие зрительно-слуховой памяти;

С вами хотят поиграть и наши гости: ежик, медведь, зайка, ворона. Все они разговаривают нашими звуками, послушайте и запомните, кто как разговаривает

ворона А (.!?);  медведь О (.!?); ежик  У (.!?); заяц  И (.!?)

Давайте попробуем поговорить, как они…..

А  теперь угадайте, кто позвал? (дети показывают на «гостя»).

  1. Динамическая пауза (под муз.сопровождение Железновых):

- Развитие координации. Формирование умения танцевать под музыку в соответствии с песенным текстом. Побуждение к подпеванию песенки.

Засиделись наши ребятишки, не мешало бы и попрыгать, погулять. Хотите?

Детям предлагаются маски-шапочки с изображением диких птиц и животных, под музыку выполняются движения в соответствии с текстом.

А теперь все проходим на свои места и садимся за столики.

  1. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

- дифференциация обобщающих понятий «дикие животные», «дикие птицы»;

- закрепление представлений о жилье птиц и животных леса;

- развитие координационной системы «взгляд-рука» (соотнесение изображения «жителя»  с местом расположения картинки «жилья»).

На столе у детей по 2 разных картинки (птица и зверь). Детям предлагается расселить и назвать животное или птицу.

Как хорошо в лесу, посмотрите, здесь у меня на доске, пустые норки и гнездышки. Давайте вместе, определим, где же живут птицы, а где живут животные?

5. Итог:

  1. Игра с разрезными картинками:

(игра на успех)

- развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса, мышления;

- закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3-х частей (умение различать и соотносить части тела: голова ,туловище, хвост).

На столе у детей разрезные картинки «лиса» и  «сорока». На доске целостные изображения. Напомнить правила «мозайки»   голова-туловище-хвост.

Ребята, самые хитрые жители леса из-за своей болтовни и хитрости попали в неприятную историю.. и помочь им,  могут только такие ловкие и умные ребятишки, как вы. Я предлагаю вам собрать из кусочков наших лесных жителей и узнать кто же это ?

Какие вы все молодцы!!! Все хорошо занимались на занятии, на котором мы научились различать диких птиц и животных друг от друга.   Занятие окончено. Встали, подошли  ко мне. Попрощались с игрушками, с гостями, с птичкой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ. Тема: "Путешествие в цирк"

В данном конспекте представлено использование на логопедическом занятии компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект урока ОБЖ на тему: Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

Конспект разработан с использованием различных форм обучения: игры, задания на соответствия....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

Конспект логопедического урока с использованием "Логополя" Дикие животные и птицы о. Сахалин.

Конспект логопедического урока для обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) и СНР легкой и средней степени....