Главные вкладки

    План-конспект урока по теме:
    Конспект итогового подгруппового логопедического занятия с умственно-отсталыми дошкольниками.Тема:Классификация: дикие животные и птицы

    Ирина Леонидовна Лакизо

    Конспект итогового подгруппового логопедического занятия Конспект итогового подгруппового логопедического занятия

    Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

    Занятие с подгруппой детей (6 чел.), имеющих   логопедическое заключение: Стойкое нарушение речи системного характера тяжелой степени  при умственной отсталости. Дизартрия.

    Подгрупповое  логопедические занятия дети  посещают 1 раз  в неделю первый год.

     

      Цель занятия:

    формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в  категорию  дикие животные, птицы.

    В основе планирования занятия лежит программа «Обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью», под общей редакцией профессора Дементьевой Н.Ф.

    Занятие относится к 2-му  этапу обучения.

    Реализовывались следующие задачи:

    - формирование речевого внимания;

    - обучение детей умению слушать речь взрослого и понимать ее;

    - обучение детей знанию назначения предметов окружающего быта, учить их словесному обозначению;

    - обучение узнавать действия бытового  характера и по возможности называть;

    - учить строить простую фразу.

     

    Данное занятие итоговое формирует вербальные представления об окружающем мире, умение воспринимать и  дифференцировать птиц  от животных и наоборот. Различение, уточнение и обобщение предметов  становится базой для развития активной речи. Параллельно идёт формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития  общей, ручной, артикуляционной моторики, развитие психологических основ речи через развитие внимания, мышления, памяти, восприятия. Содержание занятия включает 3 этапа занятия.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytoe_podgruppovoe_zanyatie_lakizo_i.l..doc149.5 КБ

    Предварительный просмотр:




    ГБСУСОНСО «Ояшинский  детский  дом интернат для умственно-отсталых детей»



























    Конспект итогового подгруппового логопедического занятия учителя-логопеда первой квалификационной категории Лакизо И.Л.



















    Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

















    Цель: формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в  категорию  дикие животные, птицы.















    2011




    Конспект итогового открытого

    подгруппового логопедического занятия 

    с детьми старшего дошкольного возраста имеющих  стойкое системное недоразвитие речи тяжёлой степени при  умственной отсталости

     умеренной и тяжелой степени выраженности

    Тема: Классификация: дикие животные и птицы.

    Цель: формирование мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности; совершенствование умения узнавать, различать и обобщать объекты в  категорию  дикие животные, птицы.

     Задачи:

    1. развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
    2. развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
    3. формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи местоимений,  слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
    4. развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и интонаций голоса (!?)
    5. развитие психологических основ речи.

    Оборудование:

    Карточки для глоб.чтения (имена детей, привет, пока );

    Массажный мячик- 6 штук

    Маски животных и птиц (6)

    Карточки-буквы

    Конверты – наборы с картинками для игр и упражнений (6)

    Диски  «Звуки природы»,  Железновы «Играем с мамой»

    Плакат   «Жилье обитателей леса»

    Муз.центр

    Игрушки:медведь,заяц,ворона,ёжик.

    Предварительная работа

    Приветствие детей в группе, приглашение их  на занятие, речевое сопровождение маршрута «группа-кабинет», создание положительных эмоций для предстоящего занятия.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент:

    - мобилизовать внимание детей на предстоящее занятие;

    Сообщение детям о том, что к нам пришли гости посмотреть и послушать, чему они  научились. Предложить детям занять свои места и начать занятие.

    1. Глобальное чтение (методика Г.Домана):

    - развитие зрительной памяти и долговременной памяти;

    Приветственного слова: Привет

    Имена  детей: Глеб, Денис, Дима, Сережа, Артем.

    2.Введение в тему:

    - развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления; умения соотносить номинативное слово (отгадку) со зрительным образом (картинкой);

    1. Отгадывание  загадок:

    Пригласить детей подойти поближе к  взрослому и посмотреть на картинки лежащие, на столе и отгадать загадки:

    Он под кустиком сидит,

    Он ушами шевелит.

    Всех он боится:

    И волка и лисицу.

    (заяц)

    Большой, косолапый

    По лесу идет,

    Громко ревет.

    (медведь)

    Маленький, колючий,

    Свернулся в клубок,

    Закатился под кусток.

    (ежик)

    Хвост у неё рыжий, пушистый

    Бегает по лесу.

    Зайчиков ищет.

    (лиса)

     

    Окраской – сероватая,

    Повадкой – вороватая

     Крикунья хрипловатая –

    Известная персона.

    Кто она? …

    (ворона)

    Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

    Птица говорливая, самая болтливая.

     (сорока)

    Кто на ёлке, на суку

     Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

    Прилетела, посидела,

     крыльями помахала и улетела…

     (кукушка)

    3.Сообщение темы:

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. А в лесу, как известно много животных и птиц. Прислушайтесь! (звучит муз.сопровождение «Звуки природы»).

    4. Основная часть занятия:

    Прежде чем встретиться с лесными обитателями, давайте,  вместе выполним разминки для пальцев  рук  и, конечно же, лица и губ. Как хорошо, играть в лесу с мячом!

    - побудить каждого ребенка к повтору  движений за взрослым; развитие мелкой моторики пальцев рук и умения сочетать движения с сопроводительной речью;

     

    1. Логопедический массаж  рук массажным мячом (по методике Крупенчук) :

    Выдаются массажные мячи детям и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка»

    Мячик сильно пожимаю и в ладошке подержу…..1,2,3.

    Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик - «привет-привет-привет».

    Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдаю, брат у брата мяч берет.

    Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

    По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

    Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..

    Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

    Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..

     

    Светит солнышко, поют птички, дует приятный ветерок…расположимся поудобнее.

    1. Логопедический массаж лица и пассивная артик.гимнастика

    (по методике Крупенчук, Воробьевой)

    1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
    2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
    3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
    4. стимуляция проприоцептивных ощущений
    5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
    6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
    7. формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

    см.приложение

    Массаж лица (приложение)

    ) Физминутка.

    Рано утром под лопух – ух, ух,

    Прибежал гулять петух – ух, ух,

    Там увидел он горох – ох, ох,

    Начал важно он клевать – ах, ах,

    Горошины подбирать – ах, ах,

    А потом во весь свой дух –ух, ух,

    Свою песню спел петух –ух, ух. Ку-ка-ре-ку!

    1. Игра « Эхо» :

    - продолжать развивать умение различать артикуляцию губ в соответствии с произносимым звуком подкреплять слуховой образ зрительной опорой;

    - Развитие слухового внимания и  восприятия, инициативности, дружеских взаимоотношений в игре, умение соблюдать очередность во время ответа.

    А теперь, давайте поиграем   с вами в игру «Эхо». …

    - Я показываю букву и проговариваю, а вы за мной повторяете…

    1. Игра «Кто позвал?»

    (Мимико-вокально-голосовые упражнения с опорой на зрительный образ буквы)

    -    развитие силы и динамики голоса, интонационной и мимической выразительности;

    - развитие зрительно-слуховой памяти;

    С вами хотят поиграть и наши гости: ежик, медведь, зайка, ворона. Все они разговаривают нашими звуками, послушайте и запомните, кто как разговаривает

    ворона А (.!?);  медведь О (.!?); ежик  У (.!?); заяц  И (.!?)

    Давайте попробуем поговорить, как они…..

    А  теперь угадайте, кто позвал? (дети показывают на «гостя»).

    1. Динамическая пауза (под муз.сопровождение Железновых):

    - Развитие координации. Формирование умения танцевать под музыку в соответствии с песенным текстом. Побуждение к подпеванию песенки.

    Засиделись наши ребятишки, не мешало бы и попрыгать, погулять. Хотите?

    Детям предлагаются маски-шапочки с изображением диких птиц и животных, под музыку выполняются движения в соответствии с текстом.

    А теперь все проходим на свои места и садимся за столики.

    1. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

    - дифференциация обобщающих понятий «дикие животные», «дикие птицы»;

    - закрепление представлений о жилье птиц и животных леса;

    - развитие координационной системы «взгляд-рука» (соотнесение изображения «жителя»  с местом расположения картинки «жилья»).

    На столе у детей по 2 разных картинки (птица и зверь). Детям предлагается расселить и назвать животное или птицу.

    Как хорошо в лесу, посмотрите, здесь у меня на доске, пустые норки и гнездышки. Давайте вместе, определим, где же живут птицы, а где живут животные?

    5. Итог:

    1. Игра с разрезными картинками:

    (игра на успех)

    - развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса, мышления;

    - закрепление навыков работы с разрезными картинками из 3-х частей (умение различать и соотносить части тела: голова ,туловище, хвост).

    На столе у детей разрезные картинки «лиса» и  «сорока». На доске целостные изображения. Напомнить правила «мозайки»   голова-туловище-хвост.

    Ребята, самые хитрые жители леса из-за своей болтовни и хитрости попали в неприятную историю.. и помочь им,  могут только такие ловкие и умные ребятишки, как вы. Я предлагаю вам собрать из кусочков наших лесных жителей и узнать кто же это ?

    Какие вы все молодцы!!! Все хорошо занимались на занятии, на котором мы научились различать диких птиц и животных друг от друга.   Занятие окончено. Встали, подошли  ко мне. Попрощались с игрушками, с гостями, с птичкой.