Методические рекомендации для практикующих логопедов (из опыта работы со взрослыми и подростками)
методическая разработка по теме

Гуц Татьяна Николаевна

 

Методические разработки, представленные в данной работе, практикующий логопед-афазиолог или нейродефектолог сможет использовать в своей работе с больными, страдающими нарушением речи  и других высших психических функций, как следствие острого нарушения мозгового кровообращения различной этиологии, а также с подростками и детьми. Методический материал разработан на основе книг разных авторов, дополнен новыми практическими упражнениями и адаптирован для работы с больными, перенесшими инсульт, черепно-мозговые травмы и прочее. Практические занятия, представленные здесь, применяются мною в работе  с пациентами, речевой дефект у которых проявляется в легкой степени выраженности при эфферентной моторной афазии, а также при дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrazitelnost_rechi_statya_posobie.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

        ДЛЯ  ПРАКТИКУЮЩИХ  ЛОГОПЕДОВ

  (ИЗ  ОПЫТА   РАБОТЫ   СО  ВЗРОСЛЫМИ   И  ПОДРОСТКАМИ).

                                                             СВЕДЕНИЯ   ОБ   АВТОРЕ:

                                                               

                                                             ГУЦ   ТАТЬЯНА   НИКОЛАЕВНА

                                                             МЕСТО РАБОТЫ:  МОСКВА, ЦЕНТР  

                                                             РЕЧИ  и  НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ.

                                                             КОНТАКТЫ:  t.guts@mail.ru   

                              СОДЕРЖАНИЕ.

  1. ВВЕДЕНИЕ.

- логопедам, работающим в медицинских учреждениях со взрослыми, подростками и детьми;

    - цели и задачи;

  2) Эмоциональные и просодические характеристики                                             голоса в восприятии речи на слух.

 

    - об исследованиях по данной теме;

 3) Работа над выразительностью речи:

    - требования к специалисту;

    - о начальном этапе работы (дыхание, артикуляция);

    - техника выразительной речи;

    - логические ударения, практический материал;

    - интонация, практический материал;

    - паузы, практический материал.

 4) ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

РАБОТА   НАД    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ    РЕЧИ.

                                               1.

«Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией  других высших психических функций. В результате локальных поражений мозга возникают тяжелые расстройства речи. Наиболее распространенными из них являются афазии». В данном пособии я не ставлю цель описать формы афазии, но хочу поделиться некоторыми методическими рекомендациями из опыта моей работы логопедом в Центре патологии речи и нейрореабилитации (медицинском учреждении). Методические разработки, представленные в данной работе, практикующий логопед-афазиолог или нейродефектолог сможет использовать в своей работе с больными, страдающими нарушением речи  и других высших психических функций, как следствие острого нарушения мозгового кровообращения различной этиологии, а также с детьми. Методический материал разработан на основе книги автора Морозовой Н.Ю. «Как преодолеть заикание», дополнен новыми практическими упражнениями и адаптирован для работы с больными, перенесшими инсульт, черепно-мозговые травмы и прочее. Практические занятия, представленные здесь, применяются мною в работе  с пациентами, речевой дефект у которых проявляется в легкой степени выраженности при эфферентной моторной афазии, а также при дизартрии.

Цели и задачи: 1)создание новых методических рекомендаций, адаптированных для работы с больными, страдающими нарушениями речи в последствие ОНМК, 2)предоставление достаточного количества дидактического и методического  материала для проведения курса занятий в помощь практикующим логопедам, 3)объединение дидактического материала из опыта работы других практикующих логопедов, речевых заданий и упражнений из собственного опыта работы в единую методическую разработку.  

Задания подобраны и распределены с постепенным усложнением.

                                            2.

В работе «Речь и афазия» (Москва, «Медицина», 1997г.) М.К.Бурлакова отмечает, что «….до настоящего времени большинство афазиологов недостаточно учитывали роль интонационно-мелодической и ритмической канвы воспринимаемой на слух речи. Значению  в восприятии и понимании речи эмоциональных и просодических характеристик голоса у здоровых лиц и больных с локальными поражениями мозга уделяли большое внимание такие психологи, как В.А. Артемов (1970г.), Н.Н.Траугот и соавторы (1976г.) и другие.», а именно, Г.П. Торсуев (1969г.), В.Л. Деглин (1975г.)

В. А. Артемов в работе «Речевая интонация»// Экспериментальная фонетика, Минск 1971 г. указывает, что «...интонация в ее непосредственном слуховом восприятии организует структурное единство мелодии, акцентного членения, темпа и ритма, имеющих то или иное коммуникативное единство. Для каждого языка характерна особая система интонации. Интонема типа, вида или подвида предложения  характеризуется несколькими дифференциальными признаками. Различаются виды и подвиды повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных интонаций». По мнению автора, предикативные отношения осуществляются при помощи логических ударений, частоты основного тона и интенсивности произнесения, а членение на синтагмы осуществляется путем использования пауз, смысловых интервалов и ударений. У многих больных, перенесших ОНМК, инсульты, черепно-мозговые травмы  обнаруживается поломка именно в этом звене структуры дефекта.

А.Р. Лурия  писал о многовариативности эфферентной моторной афазии,  выделил и подробно описал четыре ее варианта. М.К. Бурлакова в  работе «Речь и афазия» вычленяет, описывает «…пять реально существующих вариантов эфферентой моторной афазии, постоянно наблюдающихся в клинической практике, требующих для своего преодоления различных приемов коррекцинно-педагогической работы и имеющих свой предел восстановления нарушенных речевых функций». «Первый вариант – эфферентная моторная афазия, при которой нарушена лишь мелодика речи. Эта форма афазии возникает при поражении премоторных отделов, находящихся выше зоны Брока, т.е. верхних отделов премоторной зоны. Речь таких больных теряет автоматизм, плавность, становится немелодичной, замедленной, часто послоговой, невыразительной, с как бы усредненными интонациями, с заметными паузами в процессе высказывания, но без явлений аграмматизма, без нарушений понимания и при сохранности письма и письменной речи.». Далее автор отмечает, что если работать с такими пациентами в первые 2-3 месяца после инсульта, то по ее наблюдениям, результат восстановления будет очевиден, ошибки в письме исчезают в течение года, мелодико-интонационная сторона речи восстанавливается.

Часто в нашей работе мы встречаем пациентов, речь у которых дизартричная: смазанная, невнятная, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены: речь монотонная, однообразная. Голос немодулированный, затухающий. В целом, речь пациента при нарастании объема коммуникации превращается  в неясное бормотание, либо в малопонятное для окружающих высказывание по причине того, что больной  проговаривает фразу в быстром темпе и сокращает слова чуть ли не до одного – двух слогов.  

                                               3.

Определенные трудности в работе, особенно когда логопед-афазиолог видит незначительную динамику восстановительного обучения, побудили меня к поиску новых форм и методов работы.

Убеждена, что специалист (логопед, нейродефектолог), который начинает работать с больным  над выразительностью речи должен обладать актерским мастерством, правильной просодикой собственной речи, безукоризненным звукопроизношением;  речь логопеда должна быть четкой, громкой, выразительной, эмоционально насыщенной.  Конечно, начальный и обязательный этап работы по преодолению дизартрии – это работа над постановкой дыхания (а оно, как правило, бывает  нарушено). Затем логопед работает над артикуляцией и просодикой речи, если этот этап работы необходим. По указанным темам представлено большое количество хороших работ, дидактических и практических материалов.                                            

Добиться  успехов при работе над техникой выразительной речи  возможно только при соблюдении неторопливого темпа речи. Чтобы помочь больному восстановить интонационно-мелодическую и ритмическую сторону речи, преодолеть монотонность,  нужно знать и отрабатывать на протяжении целого курса занятий основные элементы выразительности речи:

  1. логическое ударение;
  2. интонацию;
  3. паузы.            

Логическое ударение – это то же, что ударный слог в слове. Ударный слог-центр слова, а ударяемое слово-центр мысли в предложении. Логическое ударение падает в предложении на то слово, которое говорящий считает наиболее важным. Это слово и является логическим центром предложения. Его нужно произнести громче и длительнее остальных слов. Логическим центром предложения может быть любое слово в зависимости от желания говорящего. Умение выделять логическое ударение сделает речь ясной и четкой.

Например, фразу «Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно». можно произнести по-разному. В зависимости от того, что хочет выделить говорящий, он и делает логическое ударение:

  1. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  2. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  3. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  4. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.
  5. Я хочу и буду говорить правильно, выразительно, плавно.

Как домашнее задание пациенту (лучше в присутствии родственников, т.к. они являются основными помощниками для больного при выполнении домашних заданий, либо предоставить запись на диктофоне, как образец правильного выполнения заданий)  можно предложить продолжить работу следующим образом: предложенные фразы произнести столько раз, сколько слов  в самой фразе, при этом каждый раз делать логическое ударение на другом слове.

Например:    

                     

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Андрей помог сестре решить задачу.

Образец  разбора должен быть написан крупным шрифтом, (слова, на которые падает логическое ударение  выделить красным цветом), лучше  на отдельной  карточке, которую необходимо оставить больному  как наглядное пособие.

Часто многим  больным бывает  трудно перенести или выделить логическое ударение. В таких случаях  нужно помочь ему, задавая вопросы  к каждому слову:

  1. К первому слову. Кто помог сестре решить задачу?
  2. Ко второму слову. Помог ли Андрей решить сестре задачу?
  3.  К третьему слову. Кому Андрей помог решить задачу?
  4.  К четвертому. Что помог сделать Андрей?
  5.  К пятому. Что помог решить Андрей сестре?  

По данному образцу проводятся тренировки в выделении логических ударений в следующих фразах:

Сегодня учитель объяснил на уроке  новое правило.

Летом ребята поедут в трудовой лагерь в Крыму.

В нашем дворе есть спортивная площадка.

Я подарил другу книгу Шолохова «Тихий Дон».

Надо всегда уступать место старшим и пожилым людям.

Весной природа оживает.

Сегодня выдался на редкость солнечный день.

Папа неожиданно уехал в длительную командировку.

На доске почета висит моя фотография.

Хорошо летом в туристическом походе.

В работе над логическим ударением очень важно научить больного выделять логический центр в каждом предложении. Для этого очень удобен и продуктивен следующий вид работы: спрягать простые фразы, так как при изменении по лицам логическим центром предложения всегда будет первое слово (местоимение). Нужно предложить больному пробовать по возможности произносить спрягаемую фразу от начала до конца спряжения на одном выдохе (с целью выработки длительности речевого выдоха).

Образец:

Я  смотрю телевизор.

Ты смотришь телевизор.

Он (она) смотрит телевизор.

                                                        На одном речевом  выдохе

Мы смотрим телевизор.

Вы смотрите телевизор.

Они смотрят телевизор.

Фразы для самостоятельной работы – спряжение (изменение по лицам):  

 

Важнейшим элементом выразительной речи является интонация.  Интонация- это чередование повышения и понижения голоса. Интонация выражает чувства, отношение говорящего к предмету речи. Существуют следующие виды интонации:

Утвердительная (повествование);

Побудительная (приказ, просьба);

Восклицательная (восторг, радость);

Вопросительная (вопрос).

Как правило, повествовательные короткие предложения, без пауз в середине, не вызывают у пациентов затруднений. Сложнее дело обстоит с побудительными, восклицательными и вопросительными предложениями. Чтобы помочь больному восстановить чувство интонации, вернуть ему умение легко и свободно произносить фразы  с разной интонацией, потребуется много времени  и большое количество примеров:

Примерные фразы для отработки навыков произнесения их с побудительной интонацией:

Пусть сильнее грянет буря!

Надо похвалить девочек за помощь!

Даша, полей, пожалуйста, грядки!

Пролетарии всех стран объединяйтесь!

Готовься лучше к экзаменам!

Примерные фразы для произнесения с восклицательной интонацией:

Хорошо зимой  в лесу!

Это зрелище было необыкновенно красивым!

Да здравствует мир во всем мире!

Пусть всегда будет солнце!

Закаляйся,  как  сталь!

Примерные фразы, для произнесения с вопросительной интонацией:  

Кем ты хочешь быть?

Сколько у Вас уроков?

Какое сегодня число?

Который час?

Куда ты пойдешь  сегодня?

Где Вы будите отдыхать летом?

Кто твой любимый герой?

Какую книгу Вы читаете?

Почему Вы сегодня опоздали?

Как Вы проводите свободное время?

Далее можно и нужно предложить усложненный вид работы: произносить одно  и то же предложение с разной интонацией. Например, предложение «Рыбаки наловили много рыбы.» можно произнести как сообщение (повествовательно), как приказ, наставление (побудительная интонация), как восклицательное и, наконец,  как вопросительно.

 

Предложения для самостоятельной тренировки. Предложите пациенту произнести фразы с разной интонацией.

Солнце светит ярко (.!?)

В лесу много грибов и ягод (.!?)

Сестра переехала в новую квартиру (.!?)

Альпинисты достигли вершины (,!?)

Праздник прошел весело (.!?)

Все присутствующие поучили подарки (.!?)

Программисты создали новую компьютерную программу (.!?)

После отработки такого вида заданий предложите пациенту  и помогите ему  при необходимости самостоятельно составить фразы (можно с опорой на ключевые слова, либо с визуальной опорой на сюжетную картинку), записать их, а затем произнести с разной интонацией.  

Работу над интонацией всегда нужно вести параллельно  с работой над логическим ударением. Для тренировки говорить с правильной интонацией и одновременно выделять логический центр предложения  очень удобны упражнения с вопросительными предложениями, в которых нет вопросительных слов (кто?, где?, когда?, зачем?, сколько?, и др.). В таких фразах нужно ставить логическое ударение поочередно на каждом слове, сохраняя при этом вопросительную интонацию.

Например,  фраза «Ты утром заходил ко мне?»

Ты утром заходил ко мне?  -  Я.

Ты утром заходил ко мне?  -  Нет, днем.

Ты утром заходил ко мне?  -  Заходил.

Ты утром заходил ко мне?  -  Нет, к твоему брату.

 

Фразы для тренировки:

Тебе  понравилась эта  книга?

У вас была  экскурсия в музей?

Учитель объяснил новое правило?

Пойдем в воскресенье кататься на лыжах?

В школе есть хоровой кружок?

Завтра  мы проведем читательскую конференцию?

Спортивная секция начала работу?

Открылась выставка детских рисунков?

Брату подарили новые часы?

Ребята повесили  скворечник на дерево?

Грачи прилетают ранней весной?

Вы мне утром звонили?

Моя книга лежит на столе?

Упражнения для закрепления навыков, отработанных на предыдущих логопедических занятиях.

Упражнение 1.

Прочитайте пословицы, выделяя голосом подчеркнутые слова.

Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

Тьма свету не любит - злой  доброго не терпит.

Всем известно: красна речь – слушанием. 

Упражнение 2.

Читайте скороговорки как реплики в диалоге:

1)говорящий   спрашивает, сомневается, утверждает

2)слушающий  понимает собеседника, отвечает ему.

Реплика вопрос-сомнение

реплика-ответ (утверждение)

Яблоко от яблони недалеко падает?

Да, яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола - колокола?

Да, около кола – колокола.

Около кола – колокола?

Да, около кола – колокола.

Реплика вопрос-удивление  

Реплика-ответ (утверждение и восхищение)

От топота копыт пыль по полю летит?

От топота копыт пыль по полю летит.

Реплика утверждение- восхищение

Реплика-ответ (сомнение, и недоверие)

Шагал шакал с кошелкой, нашел  кушак из шелка!        

Шагал шакал с кошелкой, нашел  кушак  из шелка?

Упражнение 3.

На следующем этапе работы педагог-логопед на свое усмотрение подбирает практический материал  в виде отрывков из  разных   пьес, драм  и разыгрывает с пациентом сценические диалоги на логопедических индивидуальных, а также фронтальных (групповых) занятиях.

Предлагаемые тексты разыграйте как маленькие сценические  диалоги, используя средства интонационной выразительности.

а)

Сказала тетя:  «Фи, как скучно!»  (с пренебрежением)

Сказала мама: «Фи, как скучно!»  (с отвращением)

Сестра сказала: «Фи, как скучно!» (разочарованно)

А я ответил: «Во, совсем не скучно!» (восторженно).

б)

- Спят ли волки?                          - Яму копал?

- Спят, спят.                                 – Копал.

- Спят ли пчелки?                        - В яму упал?

- Спят, спят.                                  – Упал.

- А лисички?                                 - В яме сидишь?

- Спят, спят.                                  – Сижу.

- А синички?                                 -  Лестницу ждешь?

- Спят, спят.                                  – Жду.

                                                       - Яма сыра?

                                                       - Сыра.

                                                       - Как голова?

                                                       - Цела.

                                                       -Значит, живой?          

                                                       - Живой.

                                                       - Ну, я пошел домой.

в) В парикмахерской:

- Что будем делать?

- Мне только уложить волосы.

- Как Вы хотите, на бигуди или феном?

- Только феном.

- Тогда нужно вымыть голову.

- Ну вот и все… Вам нравится?

- Да, очень. Большое спасибо!

г) Доставка мебели:

- Квартира Борисовых?

- Да.

- Кухонный гарнитур ждете?

- Да, жду.

- Куда поставить,    в кухню?

- Нет, пока не надо, там ремонт. Оставьте здесь, в коридоре.

- Как хотите! Мешать проходу не будет?

- А Вы плотнее к стенке придвиньте.

д)  Знакомство с коллегой:

- Вы меня извините, пожалуйста. Когда нас знакомили, я плохо расслышал ваше имя.

- Охотно повторю, коллега. Мельников Петр Иванович.

- Посмотрите, я правильно записал?

- Совершенно правильно.

е)  В магазине канцтоваров:

- Мне, пожалуйста, тетради. Общие. Пять штук. Два блокнота.

-  Какие блокноты?

- Вот эти, в синей обложке. Потом пачку бумаги.

- Так, блокноты, бумага. Что еще?

- Стержни для ручки. Десять штук.

- Короткие или длинные?

- Длинные, черные, пожалуйста.

- Все?

- Кажется, все. Нет, еще линейку.

- Пожалуйста, с Вас  сто три рубля, двадцать копеек.

- Платить Вам?

- Нет, в кассу, пожалуйста.

Упражнение 4

Прочитайте шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каждого четверостишия – с сожалением, грустью; а последние две – мечтательно, с преувеличенным восторгом.

- Эх, - вздыхали рыбаки,-

Это разве судаки?                         с сожалением

Раньше вытащишь, бывало,

Хвост, бывало, в полруки!           с грустью

- Эх, - вздыхали судаки,-

Раньше были червяки…               с сожалением

Червяком одним, бывало,

Наедались полреки.                      с грустью

- Эх, - вздыхали червяки,-

Раньше врали рыбаки!                    мечтательно

Мы послушать их, бывало,-

Сами лезли на крючки.                   с восторгом

Упражнение 5

А)

Интонационные упражнения сочетаем с отработкой темпа и ритма речи. Произносить фразы, скороговорки, пословицы, обязательно двигаясь при этом. Можно ходить на месте, по кругу в медленном темпе. На каждый шаг – слог.

Е-хал   Гре-ка    че-рез    ре-ку,

Ви-дит   Гре-ка   в   ре-ке   рак.

Су-нул   Гре-ка   ру-ку  в  ре-ку,

Рак   за    ру-ку   Гре-ку   цап.               и т. д.

Б)

Воспроизведение ритма считалки с дирижированием или отстукиванием в медленном, умеренном темпе.

Аты – баты – шли солдаты.

Аты – баты – на базар.

Аты – бата – что купили?

Аты – баты – самовар.

Аты – баты – сколько дали?

Аты – баты – три рубля.

Аты – баты – покажите,

Аты – баты – не хочу.

Аты – баты – спать хочу!

В)

Медленно читать стихи под звучащую мелодию (мелодекламация).

Не жалею, /не зову,/ не плачу.//

Все пройдет,/ как с белых яблонь дым.//

Увяданьем золота охваченный/,

Я не буду/ больше молодым!

                                                          С.Есенин.

Милый,/ милый,/ смешной дуралей,//

Ну,/ куда он,/ куда он гонится?//

Неужель он не знает,/ что живых коней//

Победила стальная конница?//

                                                          С.Есенин.

Зеленая прическа.//

Девическая грудь.//

О, / тонкая березка,//

Что загляделась в пруд?//

Что шепчет тебе ветер?//

О чем звенит песок?//

Иль хочешь в косы-ветви/

Ты лунный гребешок?//

Открой,/ открой мне тайну/

Твоих древесных дум.//

Я полюбил/ – печальный/

Твой предосенний шум.//

                                                      С.Есенин.

О/ слезы на глазах!//

Плач гнева и любви!//

О/ Чехия в слезах!//

Испания в крови!//

О/ черная гора,//

Затмившая- весь свет!//

Пора/ – пора/ – пора/

Творцу вернуть билет//

Отказываюсь – быть,/

В Бедламе нелюдей.//

Отказываюсь -  жить,/

С волками площадей//

Отказываюсь – выть,/

С акулами равнин//

Отказываюсь плыть –

Вниз/ – по теченью спин,//

Не надо мне ни дыр

Ушных,/ ни вещих глаз,/

На твой    безумный      мир

Один ответ/ – отказ.//

                                                     М.Цветаева.

Мне нравится,/что Вы/ больны не мною.//

Мне нравится,/ что Я/ больна не Вами,//

Что никогда тяжелый шар земной//

Не уплывет// под Вашими ногами.//

Мне нравится,/ что можно быть смешной –//

Распущенной/ - и не играть словами,//

И не краснеть удушливой волной,//

Слегка соприкоснувшись рукавами….///                                                                

                                                       М.Цветаева.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни на что намекнуть.

                                                                     А.Фет

               

Третий этап работы над выразительностью речи – паузы. Значение паузы в нашей речи огромно: она дает человеку возможность делать доборы воздуха, необходимых человеку для произнесения длинных, сложно построенных фраз: во время пауз речевой аппарат отдыхает.  Чем чаще говорящий делает паузы, тем меньше он устает. Пауза дает возможность подумать о том, что нужно сказать дальше и как четче сформулировать мысль. Паузы делают речь ясной, понятной, убедительной и выразительной. Длинные предложения нужно произносить с паузами, не на одном выдохе. В этих предложениях необходимо сочетать паузу с интонацией. Нужно научит больного делить предложение на смысловые отрезки и выдерживать между ними паузы. Смысловые отрезки необходимо выделять голосом (на последнем слове каждого смыслового отрезка перед паузой голос нужно повысить). Повышение голоса перед паузой внутри фразы заставит собеседника спокойно ждать ее окончания. В конце предложения перед точкой голос должен понижаться.

Начинаем работу с предложений с одной паузой, затем с двумя и так далее.

                 Пример   предложений:

Засыпанный снегом лес / сказочно красив.

Все добрые люди/ имеют добрых друзей.

Дети спешат на заснеженную поляну/, чтобы увидеть следы зайца.

Птицы любят вить  гнезда/ на ветках клена.

Ветки душистой сирени/ смотрят мне в окно.

Прошли дожди / и грибники отправились за грибами.

Худо тому,/ кто добра не делает никому.

Довольные своим уловом/ рыбаки вернулись домой/ в приподнятом настроении.

Если ты сделал ошибку,/ не бойся признаться/ и постарайся ее исправить.

По обоим берегам реки,/ заросших лесом,/ люди понастроили много  новых дач.

Закачались на липе желтые цветочки/ и щедрый медовый запах/  наполнил вечерний воздух.

Послышался шорох/, и дети увидели ежика, / спешащего по тропинке.

Гора с горой не сойдется/, а человек с человеком / обязательно сойдется.

Упражнения для закрепления  навыков.

Задание 1.

Прочитайте пары предложений, правильно делая паузы.

Что, болит? – Что болит?

Ну что, станцуем?  - Ну, что станцуем?

Дайте мне другую, новую книгу. – Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру. – Я не видел брата товарища и его сестру.

 

Задание 2.

Для  тренировки отрабатывайте на занятиях скороговорки, считалки в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 3-4 слова.

Как на горке, на пригорке, (вдох)

Сидят 33 Егорки, (глубокий вдох)

Раз - Егорка, два - Егорка, три -  Егорка (вдох) и т. д.

Шли семеро стариков. (вдох)

Говорили старики про горох, (вдох)

Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Третий говорит: «Горох хорош!» (вдох)   и т. д.  

Заключение.

Если Вы будете использовать данные методики,  проводить логопедические занятия, направленные на преодоление трудностей, связанных с нарушениями в мелодико- интонационной стороне речи, систематически, длительными курсами,  постоянно отрабатывая полученные на занятиях навыки, то как показывает практика моей работы, положительная динамика в речевом статусе больного будет очевидна.

Следующим этапом работы может стать работа над басней. Басни  очень удобны для речевых тренировок. Работа над басней дает возможность чтения по ролям, тренировать гибкость и силу голоса. Ролевое чтение вырабатывает у больных внимание, быстроту реакции. В дальнейшем басня будет являться переходом от ритмической речи к обычной разговорной.

                  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

Бурлакова М.К. «Речь и афазия» Москва «Медицина» 1997г.

В.А. Артемьев «Речевая интонация» Экспериментальная фонетика Минск 1971г.

Шкловский В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии» Ассоциация дефектологов Москва 2000г.

Торсуева И.Г. «Интонация и смысл высказывания» М.Наука 1979г.  

Морозова Н.Ю. «Как преодолеть заикание» В.Секачев Эксмо-прес 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для практикующих логопедов (из опыта работы со взрослыми и подростками)

В данной публикации  я хочу поделиться некоторыми методическими рекомендациями из опыта моей работы логопедом в Центре патологии речи и нейрореабилитации ,  медицинском учреждении). Мет...

Методические рекомендации для родителей и учителей при работе с подростками с девиантным поведением

Данные рекомендации помогут объединить и скоординировать работу педагогов и родителей при работе с детьми с девиантным поведением...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ по организации работы и раннему выявлению противоправного поведения детей и подростков и предупреждению правонарушений несовершеннолетних

В последнее десятилетие в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования  растет число ...

методические рекомендации «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СОПРОВОЖДАЕМОЙ ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ «ОСОБАЯ ТИПОГРАФИЯ»

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации программы «Ценю жизнь» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В КГБУ СО «Психоневрологический инте...