Логопедическое занятие по теме "Дифференциация Бб - Пп"
план-конспект по теме

Патершук Марина Николаевна

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_v_gruppe_uchashchihsya_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое  занятие в группе учащихся 2-х классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР.

Тема: Дифференциация  Бб - Пп.

Цели и задачи  занятия:

-  учить детей  дифференцировать звуки Б, Б' и П, П' в словах, словосочетаниях и предложениях,

-  уточнить различия между парными звонкими и глухими согласными;

-  развивать умение соотносить звуки Б, Б' и  П, П' с буквами Б и П,

- развивать фонематическое восприятие, внимание, анализ и синтез на основе слов, словосочетаний, предложений со звуками Б, Б' и П, П',

-  расширять словарный запас,

-  развивать внимание, логическое мышление, связную речь детей,

-  воспитывать самоконтроль, самостоятельность, активность.

Продолжительность: 40 минут.

Аннотация: Логопедическое занятие основано на сочетании сказкотерапии (путешествие по сказке "Колобок") и информационно-компьютерных технологий в форме презентации, созданной в среде Power Point.

Образовательная деятельность направлена на дифференциацию звуков Б, Б' и П, П' в словах, словосочетаниях и предложениях у детей 8 лет с нарушениями письма и чтения, обусловленными ОНР.

Отправившись в путешествие по сказке "Колобок", дети выполняют задания, способствующие не только дифференциации звуков Б, Б' и П, П' , но и развитию фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, развитию внимания, логического мышления, связной речи детей.

Оборудование: презентация к занятию, листочки с индивидуальными заданиями, медальки с изображением Колобка на каждого ребёнка.

Ход занятия:

  I.     Орг.момент. Все дети под музыку входят в класс и садятся за свои парты.

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

      П.   Введение в тему занятия. Сравнительная характеристика звуков Б и П.   Сообщение темы и  целей занятия.

Логопед:

 - Ребята, любите ли вы сказки? Назовите ваши любимые сказки.

Послушайте загадку и угадайте, о каком сказочном герое идёт речь.

     Формой он похож на мяч.

     Был когда-то он горяч.

     Спрыгнул со стола на пол

     И от бабушки ушел.

     У него румяный бок…

     Вы, узнали? (КОЛОБОК). (слайд № 2)

  1. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Колобок».               ( слайд № 3).
  2. Своими ответами будем помогать Колобку преодолевать трудности, уходить от Зайца, Волка, Медведя и Лисы. Эти герои будут давать задания, а мы с вами будем их выполнять.

Но прежде чем отправиться в путешествие, ответьте на несколько вопросов:

 - Какой звук стоит на 5 месте в слове Колобок?

 - Какой это звук? Гласный или согласный? Докажите!

 - Глухой или звонкий? Докажите!

 - Какой звук стоит на 1 месте в слове путешествие?

 - Какой  это звук? Гласный или согласный? Докажите!

 - Глухой или звонкий? Докажите!

 - Чем похожи и чем отличаются звуки Б и П? (слайд № 4)

- Кто догадался, с какими звуками мы будем сегодня работать? Правильно,

сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки б, б', п, п'.  

III. Чтение отрывка из сказки. (слайд № 5)

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

 - А пока Колобок печется, давайте выполним такое задание.

   IV. Работа по дифференциации букв Б и П в ряду других букв.

     - В ряду букв вы должны все буквы Б обвести в кружочек, а буквы П – зачеркнуть.

Р Б В Ю Б Е П Н З Б О П Р Б В Ь Ц П Р Б П В Р О Д Б

Ь Г Р Ъ П Р Б Д Н В Р Т В П Р О Б Ъ Ь П Р В П Б Н Г

в а о б п  р о б д ъ к н п р о в б д н о а т р п б п р о н ш

п т и м б п о л н д л п р о м б п р н к а л д п в б д р о н

V. Чтение отрывка из сказки. (слайд № 6)

- Состряпала старуха колобок,  и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

    - Давайте, ребята, пожелаем Колобку «Счастливого пути!». И пока он    катится, выполним  следующее задание.

   VI. Работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза слов.

     (слайд № 7)

    - Зашифруйте названия картинок. Для этого вам надо определить, какой звук присутствует в слове, и на каком месте он стоит. Например, в слове арбуз звук б стоит на третьем месте - зашифровываем таким образом - б3.

    Проверка.

      - Катится  Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц.  (слайд   № 8)  Показывается отрывок из сказки.

Заяц- Выполни мое задание, Колобок, я тебя отпущу.

    -  Ребята, помогите  Колобку.  (слайд № 9). Вставьте в слова пропущенные буквы Б или П. Запишите получившиеся слова в тетради.

    Проверка.

Логопед - Катится Колобок, а навстречу ему Волк. Дети смотрят встречу с Волком. (слайд № 10)

Волк- Я тебе дам задание, попробуй выполни его.

       

      VII. Работа со словосочетаниями. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне слов. (слайд № 11)

Логопед - Какое правило нам поможет выбрать нужную букву в данных словосочетаниях? Давайте подберем проверочные слова.

       золотая  ры(б, п)ка,

       белый  голу(б, п)ь,

       добрая  улы(б, п)ка,

       узкая  тро(б, п)ка,

      модная  шля(б, п)ка.

     Проверка. (слайд № 12)

      VIII.   (I?    6)78. звукового анализа глухими согласными в корне слов.аком месте он стоит.

                   Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

         IX. Работа с деформированными предложениями.

          - Покатился   Колобок дальше. Навстречу ему Медведь.                   Дети смотрят встречу Колобка и Медведя. (слайд № 13)               Медведь: - Выполни мое задание, Колобок. (слайд № 14)

Логопед - Давайте посмотрим какое задание приготовил медведь Колобку. Нам нужно найти ошибки в предложениях и исправить их, построив предложения правильно.

  1. Паутина плетёт паука.
  2. Бутон сидит на букашке.
  3. Потолок осыпался с побелки.
  4. Ботинки поставили Петю под стол.
  5. Грабли сгребали ребятами сено.

          - Ребята, давайте поможем Колобку выполнить это задание.  

             X. Работа над развитием связной речи. Работа над пересказом.

Катится Колобок дальше. И вот появляется хитрая Лиса, которая дает Колобку своё задание. (слайд № 15)

Логопед - В предложениях пропущены буквы Б и П. Нам нужно их вставить, прочитать получившиеся предложения и составить рассказ из этих предложений. (Данное задание лучше раздать детям в напечатанном на карточках виде, чтобы они могли вставить пропущенные буквы и пронумеровать предложения при составлении рассказа).

Там  …ыли  …елки. …елки  со…ирали  гри…ы  и  орехи и …рятали  их  в  ду…ло. Ре…ята  …ошли  на  …рогулку  в лес. …елки  …ыстро  …рыгали  с  ветки на  ветку.

 - Давайте, ребята, поможем Колобку, иначе Лиса его съест.

- Какое предложение мы поставим на первое место? На второе? На третье? Каким предложением закончим рассказ?

- Прочитайте текст. Перескажите его. (слайд № 16, 17, 18)

      XI. Итог занятия.

 -  С нашей помощью Колобок все задания выполнил. В нашей сказке Лиса его не съела. Колобок покатился по тропинке дальше. Среди вас он нашел хороших друзей, которые ему помогли. Он говорит вам: «Спасибо». (слайд № 19) и дарит вам медальки со своим портретом на память.

  1. На этом наше путешествие закончилось.
  2. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...