Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе
план-конспект по теме

Кулькеева Елена Викторовна

Цели:

 

  1. Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
  2. Обучать звуко-слоговому анализу двусложных пятизвучных слов типа домик, диван, дубок, судак, дымок, бидон...
  3. Уточнить употребление предлогов над, под, из-под. Продолжать обучать составлению предложений по сюжетным картинкам, по схемам с включением этих предлогов.
  4. Развивать фонематическое восприятие и слух.
  5. Отрабатывать дикцию.
  6. Упражнять в словообразовании сложных слов-существительных, обозначаю­щих людей по их  профессиям.
  7. Уточнить, расширить словарь по теме.
  8. Формировать память, внимание и мышление.
  9. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  10. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  11. Воспитывать умения общаться друг с другом.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_zvukov__d-d_.doc627 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

для детей с ФФНР по теме: Дифференциация звуков [Д] — [Д'].

Лексическая тема: «Профессии».

 

  1. Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
  2. Обучать звуко-слоговому анализу двусложных пятизвучных слов типа домик, диван, дубок, судак, дымок, бидон...
  3. Уточнить употребление предлогов над, под, из-под. Продолжать обучать составлению предложений по сюжетным картинкам, по схемам с включением этих предлогов.
  4. Развивать фонематическое восприятие и слух.
  5. Отрабатывать дикцию.
  6. Упражнять в словообразовании сложных слов-существительных, обозначаю щих людей по их  профессиям.
  7. Уточнить, расширить словарь по теме.
  8. Формировать память, внимание и мышление.
  9. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  10. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  11. Воспитывать умения общаться друг с другом.

Оборудование: 

индивидуальные конверты, в которых находятся:

  1. 2 силуэта дыни с наклеенной предметной картинкой; (дом, дым, дыня, дуб, блюдо, ягоды, дудка, фундук, звезда, солдат, дрова, ведро, ладонь, гнездо, радуга, сундук, посуда и др.).
  2. предметные картинки для звуко-слогового анализа слов;
  3. сюжетные картинки для составления предложений с предлогами;

демонстрационная картинки с изображением:

  1. дятла, 2-х драконов синего и зеленого цвета,  
  2. гриб –  грибок, дуб – дубок, диван,
  3. 4 ведерка со схемами для определения места положения звука,

цветные стаканчики (по 2 на каждый стол), в которых находятся:

  1. сигнальные фонарики 2-х цветов,
  2. цветные маркеры;

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Игра  «Назови трудовое действие профессии»

Логопед бросает ребенку мяч и называет профессию;  ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч. Например:

Врач... — лечит детей.

Воспитатель... — воспитывает детей.

Логопед... —  учит детей правильно говорить.

Повар…    готовит пищу

Швея... — шьет одежду.

Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты.

Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма.

Каменщик... — возводит стены из кирпича.

Маляр... — красит окна, двери, стены.

Шофер (водитель)... — водит машину, автобус.

Летчик (пилот) ... — управляет самолетом.

Шахтер…   добывает уголь.

Дворник  — убирает дворы, улицы.

Библиотекарь  — выдает книги в библиотеке.

2. Логопедическая зарядка

Все ребята по порядку
Утром делают зарядку
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим

Дети по тексту считалки выполняют артикуляционные упражнения

Раз – мы песенку запели.

Два – уселись на качели.

Три – на лошади скакали.

На четыре – поболтали.

Пять – по зубкам постучали.

Шесть – мы в «часики» играли.

Семь – лакали, словно кошка.

Восемь – спела нам гармошка.

Девять – сделали грибок.

Десять – ротик на замок.

3. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем продолжать говорить о людях разных профессий и учиться различать звуки. А вот с какими звуками мы будем сегодня играть, вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.   (Дятел)

Показывает картинку дятла.

- Правильно. Послушайте, а затем повторите за мной чистоговорку про дятла.

Дятел дерево долбил,

Всех он стуком разбудил.

Дети повторяют хором и индивидуально.

- Вот теперь вы догадались, с какими звуками мы будем играть? (Д, Дь)

4. Закрепление звуков

- Давайте вспомним, как стучит большой и маленький дятел (д-д-д, дь-дь-дь).

- Расскажите, что вы знаете о звуке  Д, Дь.

Произнесение, характеристика звука Д: согласный, звонкий, твердый;

произнесение, характеристика звука Дь: согласный, звонкий, мягкий.

5. Дифференциация звуков Д, Дь по твердости-мягкости.

Драконы над лесом пролетали,

Стук дятла услыхали,

На полянку тихо сели,

Поиграть с нами захотели.

Логопед: Синего дракона зовут ДЭН, а зеленого ДИН.

Давайте поиграем с ними в игу «Сигнальщики» Мы будем придумывать слова со звуками Д, Дь и сигналить нужным цветом, а драконы будут внимательно слушать и подпрыгивать тогда, когда услышат свой любимый звук.

Синий дракон хотел бы услышать все сова со звуком Д, а зеленый – со звуком Дь.

Дети берут сигнальные фонарики 2-х цветов.

Игра «Сигнальщики»

Логопед (дети)  называет слова, а дети поднимают нужный цвет фонарика.

Дуб, дерево, дятел, вода, дай,  сидит, беда,  дорога, дом, дедушка,  думает, подарок.

Логопед: Дети, а в названии каких профессий есть эти звуки? (Дворник, доярка, продавец, дрессировщик,  водитель, бульдозерист, доктор, водопроводчик, садовник, овощевод и т.д.)

6. Определение места звука Д, Дь в слове и соотнесение со схемой.

Игра «Накорми даконов дынями» - определенние места звука в слове.

- Ребята, драконы любят лакомиться дынями. Возьмите в своих конвертах дыни со словами – картинками и положите их дракону в ведерко со схемой.

Дети проверяют задание коллективно, при помощи упражнения «хлоп-топ»

7. Физкультминутка  «ПРОФЕССИИ»

Наелись драконы, хотят подвигаться, поиграть с вами в ПРОФЕССИИ.

Каменщик из кирпичей                      

Стену строит. Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)

Я — маляр, я стены крашу,  (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

ПОТОЛОК («красим потолок»)

и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)

Я — электрик. Свет включу, («Включаем свет, нажимая на выключатель».)

Только лампочку вкручу. («Вкручиваем лампочку» — вра щательные движения кистью правой руки.)

Приходите в новый дом (Ладони «домиком».)

И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)

Драконы устали и  улетели

8. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем:

           Логопед:  

Ну-ка дети помогите –

В стихе слово доскажите.

Вот папа гриб,

А сын – грибок.

Вот папа дуб,

А сын - …. (дубок)

Вот пришел домой Иван

И улегся на  …… (диван)

- Давайте составим звуковые схемы этих слов.

а) дубок, диван  — коллективно;

б) домик, дымок  — по рядам самостоятельно;

9. Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД:

  Логопед:  - Ребята, хочу поиграть с вами и запутать. А вы не дайте себя запутать – исправляйте меня.

Игра «Нелепицы»

Автобус лежит под водителем Водитель лежит под  автобусом.

Над пилотом  летит  лес —  Над лесом летит пилот.

Мост проезжает  под машинистом поезда  —-  Машинист поезда проезжает под мостом.

Овощи выкладывают продавца  из-под  прилавка — Продавец выкладывает овощи из-под прилавка.  

Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь.

Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги.

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

                                                               

б) составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам с предлогами и составление к ним схемы.

  1.   Итог занятия.

Игра «Кем ты хочешь быть»

Наше занятие закончено, мне очень понравилось с вами играть. А что вам запомнилось больше всего?

Все ребята за старанье получают призы.

Кто держит инструменты в левой руке?

Расскажи  о  том,  кем  работают  и  что  делают  люди,  изображенные  на картинках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»

Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П,Б

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию звукопроизношения и обучению грамоте...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"

Подгрупповое заняти в игровой форме знакомит дошкольников со звуком [ч] и буквой Ч....

ВЫПУСКНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В подготовительной к школе группе: «Путешествие к звездам» (на материале лексических тем «Воздушный транспорт. Космос. Сказки»)

Совершенствование умений и навыков словоизменения и словообразования, актуализация номинативного и предикативного словаря....

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в зимний лес»

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе«Путешествие в зимний лес»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».ЦЕЛЬ: создание условий для ...