Учебная программа предшкольной подготовки учителя-логопеда 2010-2011 уч.год
рабочая программа по теме

Рогалева Наталья Александровна

Учебная программа предшкольной подготовки

Логопедические занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logop.zanyatiya_v_shkole.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические занятия

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основании общеобразовательной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Дети седьмого жизни с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляют собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему языка.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Основной формой обучения для детей являются логопедические занятия.

Цель:  развитие связной речи у детей.

Задачи: - активизация словаря по лексическим темам;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики, зрительного внимания, мышления, координации речи с движением;

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Фронтальные логопедические занятия по  формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня по 30 минут. В год составляет 44 часа.

Определяя их содержание, важно выявить потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

Режим дня и распределение занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Характеристика детей седьмого жизни.

У детей седьмого жизни нарушено программирование речевой деятельности. Речевая активность слаба и довольно быстро истощается.

Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.

Нарушение фонетической стороны речи:

- несформированность речеслуховой дифференциации;

- нарушение речевой моторики;

- аномалии в строении артикуляционного аппарата.

Нарушение лексики у детей:

- бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности артикуляции словаря более значительные. Чем в норме. Преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей;

- бедность словарного запаса, обусловленная ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижением потребности в речевых и социальных контактах, слабостью вербальной памяти;

В словаре у детей преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера: мебель, одежда. Посуда и т.д.

В активном словаре отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных: скачет, ползает, летает (лягушка идет, змея идет, птичка идет). Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел, шел).

Количество наречий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом).

Наблюдается смешение слов одного рода, вида (ботинки – сапоги, туфли – галоши, рубашка – кофта).

Нарушение грамматического строя речи

- несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения заданий, требующих грамматических обобщений: недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксические структуры предложения;

- искажения в употреблении падежей;

- нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний;

- в импрессивной речи не наблюдаются предлоги: над, около, за, над, между, из-за;

- неправильно употребляют форму родительного падежа мн.ч. существительных (много девочки, много цыплятах);

- допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного  с существительным в роде, числе и падеже, особенно с существительным в среднем роде (красная платье);

- образование уменьшительно-ласкательных форм (в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, количество суффиксов незначительно -ик, очек, чик, онок, енок);

- характерны простые нераспространенные предложения;

В самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо подлежащего и сказуемого (рассказ по картине: Мальчик рыбу ловит. Бросил. Побежал. На лодке катаются);

Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляются в связной речи.

Нарушение связной речи.

 Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и характеризуются качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной ситуативной речи.

Для формирования связных высказываний необходима постоянная стимуляция со стороны взрослых, в систематической помощи, которая проявляется в виде вопросов, либо в подсказке.

- контекстная форма речи трудна;

- недостаточная сформированность диалога;

- связные высказывания мало развернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями;

- связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжетостью изложения;

- более легко осуществляется пересказ, чем самостоятельный рассказ.

Пересказ имеет ряд особенностей:

- пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно;

- обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений;

- часто на основе случайных ассоциаций добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте.

Содержание образования

Период

Основное содержание работы

I период обучения

сентябрь, октябрь, ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой – моя, моё» в сочетании с существительными мужского и женского  рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

 Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картине, по моделям:

  1. Существительное им. п.+согласованный глагол+прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет молоко (чай, компот)», читает книгу (газету);
  2. Существительное им.п. + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьёт платье? Мама шьет платье дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Формировать навык составления короткого рассказа.

II период обучения

декабрь, январь, февраль

Развитие лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный, деревянный, бумажный).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какая? Какой? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица ед.числа на форму 1-го лица единственного и множественного числа: «идет – иду – идешь – идём».

Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовительного диалога (просьба, беседа, элементы  драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

III период обучения

март, апрель, май

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий ( «выехал – подъехал – въехал – съехал» и т.п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использование продуктивных суффиксов (-ое, -ин, -ев, -ан, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (волчий, лисий); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк. –оньк. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (добрый – злой, высокий – низкий и т.п.), уточнять значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

  1. С основой на твердый согласный (новый, новая, новое, нового, и т.п.). С основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т.п.). расширять значения предлогов: к – употребление с дательным падежом, от – с родительным падежом, с, со – в винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений:
  2. Простые распространенные из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
  3. Предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом «или»;
  4. Сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными. Выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом, брат умывает лицо – брат умывается); изменение вида глагола (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо, мама варила суп – мама сварила суп).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два – три – четыре). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитателю, а карандаш взял себе). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.  

Требования к уровню подготовки воспитанников

Связная  речь

Рассказ по серии картин

        1. Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

        2.Картинки разложены со стимулирующей помощью; рассказ составлен самостоятельно; допускаются не резко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов.

        3. Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов.

        4. Рассказ недоступен.

1- высокий уровень; 2- средний уровень; 3-4 – низкий уровень.

Лексико - грамматический строй речи

  1. Правильное, самостоятельное выполнение всех заданий. Единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
  2. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).
  3. Большинство заданий не выполняются.
  4. Невыполнение.

1-высокий уровень; 2-средний уровень; 3-4-низкий уровень.

Фонематические процессы

        Фонематический слух:

  1. Все задания выполнены верно.
  2. Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
  3. Ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения.
  4. Часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение.
  5. Невыполнение.

1-2 –высокий уровень; 3- средний уровень; 4-5 –низкий уровень

Фонематический анализ и синтез:

  1. Все задания выполнены верно с первой попытки.
  2. Допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно.
  3. Задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны.
  4. Большая часть заданий недоступны.
  5. Неверные ответы, отказ от выполнения.

1-2-высокий уровень; 3-средний уровень; 4-5-низкий уровень

Тематическое планирование лексического материала

месяц

неделя

кол-во часов

темы занятий

Октябрь

1

1

Осень. Разучивание стихотворения «Дождик» Н. Нищева.

1

Осень. Составление рассказа по предложенному плану.

2

1

Грибы. Разучивание стихотворения по мнемотаблице

1

Ягоды. Составление рассказа «В лес по ягоды»

3

1

Одежда. Разучивание стихотворения по мнемотаблице. Образование  уменьшительно-ласкательных слов

1

Одежда. Составление рассказа «Одеваемся на прогулку»

4

1

Обувь. Формирование лексико-грамматического строя речи. Образование  уменьшительно-ласкательных слов

1

Обувь. Составление описательного рассказа

Ноябрь

1

1

Продукты питания. Обобщение.

1

Продукты питания. Составление предложений по серии картин.

2

1

Посуда. Дифференциация обобщения

1

Посуда. Разучивание стихотворения по схеме

3

1

Мебель. Составление рассказа «Моя комната»

1

Мебель. Формирование лексико-грамматического строя речи. Образование  уменьшительно-ласкательных слов

4

Каникулы

Декабрь

1

1

Зима. Активизация словаря по теме

1

Зимующие птицы. Разучивание стихотворения

2

1

Домашние животные и их детеныши. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1

Домашние животные. Составление рассказа «Домашние питомцы»

3

1

Дикие животные и их детеныши. Составление описательных рассказов

1

Дикие животные зимой в лесу. Составление рассказа.

4

1

Новый год.

1

Новый год. Составление рассказа «

Январь

1-2

Каникулы

3

1

Зимние забавы. Образование однокоренных слов

1

Зимние забавы. Составление рассказа по картине

4

1

Игрушки. Разучивание стихотворения Б. Заходера «Игрушки»

1

Игрушки. Беседа по картине.

Февраль

1

1

Витамины на столе. Беседа по картине о здоровой пище.

1

Семья. Составление рассказа «Моя семья»

2

1

Профессии. Отгадывание загадок с опорой на картинки.

1

Профессии. Составление рассказа «Профессии моих родителей»

3

1

Наша армия. Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Танкист» Н Нищева..

1

Наша армия. Беседа по картине.

4

Каникулы

Март

1

1

Весна. Разучивание стихотворения по мнемотаблице «»Подснежник» П.И. Чайковский.

1

Праздник 8 Марта. Составление рассказа «Моя мамочка».

2

Каникулы

3

4

1

ПДД. Транспорт. Составление предложений о людях, работающих на транспорте.

1

Почта. Беседа о людях, работающих на почте. Составление рассказа по опорным картинкам.

Апрель

1

1

Птицы – наши друзья. Рассматривание картины. Беседа.

1

Хлеб. Отгадывание загадок о хлебе. Разучивание стихотворения «Хлеб» Я. Аким.

2

1

Космос. Отгадывание загадок. Беседа о космосе. Разучивание стихотворения «Дом родной» В Степанов.

1

ОБЖ. Рассматривание сюжетных картинок. Беседа. Составление рассказа.

3

1

Лес - наше богатство. Беседа о правилах поведения в лесу.

1

Части тела. Ориентировка в пространстве.

4

1

Хакасия. Флаг и герб. Рассматривание фотографий. Беседа.

1

Наш город Абакан. Составление рассказа «Достопримечательности нашего города».

Литература

Основная:

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие».  – М, 1999
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 1. Первый год обучения. Старшая группа. – М, издательство «Альфа», 1993.

Дополнительная:

  1. Алябьева Е.А. логопедические упражнения без музыкального сопровождения. – М, 2005.
  2. Лопухина И. логопедия. Упражнения для развития речи. – С-П, 1997.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПБ. Детство-пресс, 2004.
  4. Орешкина И.А. Логоритмика для дошкольников. – А, 2005.
  5.  Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа предшкольной подготовки (музыка)

Авторская программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. В приложении вложена презентация к занятию "Звуки", а также предлагаются интересные пальчиковые игры....

Программа «Школьные команды по информатизации" 2010/2011

Организация и координация деятельности школьных команд по реализации программ информатизации образовательных учреждений....

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Программа "Твой выбор - 2" на 2010-2011 учебный год

Программа направлена на реализацию компетентностного подхода в процессе обучения через систему межпредметных мероприятий, направленных на формирование информационной компетентности школьников и педаго...

«Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».

В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных  научных  понятий,  и  появляются новые термины. Расшире...

Программа городской конференции учителей - логопедов

Применение не традиционного подхода в организации логопедической работы...

Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...


 

Комментарии

Керина Елена Александровна

Спасибо за разработку! Очень актуально!

Кочнева Елена Петровна

Спасибо, Наталья Александровна за хороший материал!