Конспект занятия "Что такое семья?"
план-конспект по теме

Сироткина Галина Николаевна

Занятие разработано для воспитанников с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_g._n.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему

«Что такое семья»

Цели занятия и задачи:

  1. Создать условия для усвоения понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».
  2. Уточнить элементарные представления о семье, их понимание родственных отношений.
  3. Создать условия для обогащения лексического запаса слов.
  4. Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления.
  5. Путем постановки и решения учебной задачи продолжать учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности.
  6. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление помогать им.
  7. Развивать творческие способности.

Оборудование и наглядный материал:

  1. На доске картина с изображением семьи и слово «СЕМЬЯ», три круга разного размера (красный, зеленый и желтый), наложенные друг на друга (маленький сверху).
  2. Иллюстрации с изображением древних людей.
  3. Кроссворд «Семейное многоцветие».
  4. Листы бумаги, ручки.

Ход занятия.

Релаксация «Подарим друг другу улыбки».

Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда- то происходило  с тобой. Вспомни, какую радость ты  испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. Кто был рядом с тобой? На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в группу. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. Ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом ваши друзья.

Упражнение «Только свяжи».

Возьмите по 4 листочка и напишите по одному слову на одной стороне каждого листочка, соответствующее данной категории:

№ 1 – предмет живой природы

№ 2 – предмет неживой природы

№ 3 – явление природы

№ 4 – вещь созданная руками человека, а на другой стороне укажите номер категории. Листочки с написанными словами положите перед собой на столе словами вниз. Воспитатель выбирает  2 человек, которые в произвольном порядке открывают свои слова какой – либо категории. Например, предмет живой природы. И через 10 секунд они должны установить связь между этими предметами. Затем каждый из этих двоих учеников выбирает еще по одному, которые тоже открывают карточки этой или другой категории.

- Среди предметов, несовместимых на первый взгляд мы смогли найти возможные связи, как вы думаете почему? (потому что все эти предметы являются частичками одного мира – мира природы).

- А можете ли вы ответить, частичками какого целого являетесь вы? (частичкой своей семьи).

- Посмотрите на эту картинку и скажите, как ее можно назвать?

- Сегодня наше занятие посвящено семье. А тема звучит так: «Что такое семья?»

Семья – это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

Стихи читают дети.

Семья дает – людей святой оплот

Надежду жить она.

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам.

С ней все по силам, по зубам.

Все по плечу и по судьбе,

Семья – святой поклон тебе.

Пусть будут мама и отец,

Тепло родных вокруг сердец.

Дед, прадед, бабушка и брат,

Сестра. Я буду очень рад.

- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

- До сих пор так никто и не знает, как, и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семью» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже тогда матери заботились о своем потомстве. «Семья»  согревалась теплом костра, огонь в котором поддерживался благодаря общим усилиям, и с помощью простейшего оружия защищалась от нападения диких зверей. В судьбе человека семейный образ жизни играет куда более важную роль, чем у других живых существ.

- Как вы думаете, почему?

Потому что на свете не найдешь более беспомощного существа чем человеческий младенец. Потомство большинства других развитых живых существ, сразу после рождения может не только передвигаться, но добывать себе пропитание. А детеныша человека родители должны не только кормить, но и защищать.

Получается, что семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботится друг о друге.

      СЕМЬЯ

- Прочитайте, пожалуйста, это слово.

(Дети хором читают слово «Семья»).

- В этом слове есть небольшой секрет. (убирается часть слова «Я»).

- Правильно, семь. Раньше семьи всегда были большими. И сейчас есть семьи большие, есть и меленькие. А у вас семья большая?

Дети отвечают: В моей семье…..(говорить полным ответом)

- А вы знаете, кто кому кем приходится? Сейчас проверим.

Кроссворд «Семейное многоцветие».

  1. Сын моей матери (брат)
  2. Мой родитель (отец)
  3. Брат отца или матери (дядя)
  4. Девочка, у которой родители как у меня (сестра)
  5. Та, что дала нам жизнь (мать)
  6. «Святая кровь» - мать мужа (свекровь)
  7. Сестра мамы или папы (тетя)
  8. Сын моего ребенка (внук)
  9. Мой наследник (сын)
  10. Отец мужа (свекор)

1

Р

       2

О

                   3

Д

4

С

5

Т

6

В

7

Е

8

Н

9

Н

10

И

11

К

- Давайте еще раз внимательно посмотрим на картинку. На ней изображено, что вся семья собралась вместе, и каждый занят любимым делом.

- А когда все родные встречаются вместе, то, как говорят?

(Собрались в семейном кругу).

- А кто знает, как одним словом назвать всех членов семьи? (домочадцы)

(На доске вывешивается табличка с этим словом)

Физкультминутка

 Взявшись за руки, друзья.

Ты и он, она и я

Справа – друг, и слева – друг.

Вместе мы – веселый круг.

Поиграем мы немножко.

Крепко сжали все ладошки.

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!

Мы прижали локоток,

Станет тесным наш кружок!

Кто так делает, друзья?

Это я! Это я!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стоя в кругу)

- Какой у нас получился круг, большой или маленький? (маленький).

- Сейчас я уберу самый маленький кружок. Какая буква спряталась под ним? (Я).

- Эй, ребята не сидите.

Снова за руки беритесь.

Поскорее встань дружок,

Стал побольше наш кружок.

Для начала мы с тобою

Крутим только головою.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы конечно сможем.

 (Дети встают вокруг столов и выполняют движения).

- Каким стал круг. Больше или меньше? (Больше) (убирает следующий круг).

- Какие буквы появились? Прочитайте. Что они обозначают?

(Буквы П, М, с и б. мы будем говорить о папах, мамах, братьях и сестрах).

- Какой круг у нас остался? (Большой)

Открываю большой круг. Какие буквы вы видите.

(Б и Д. О бабушках и дедушках)

- Как вы думаете, почему я не объединила в один круг всю семью?(Потому что это разные поколения).

Открывается табличка – «поколение».

- Ребята, скажите, мама, папа, дедушка, бабушка, вы – это одно поколение?

(Нет. Бабушка, дедушка – это старшее поколение, а дети - младшее).

- А как по – другому мы можем назвать старшее поколение? (предки).

А младшее (потомки).

- Прочтите слова, которые мы с вами открыли сегодня.

- Создать семью нелегко, а сохранить её труднее. В каждой семье бывают  минуты размолвок и непонимания. Как выйти из трудных ситуаций? Очень часто для достойного разрешения конфликтов нам недостает житейской мудрости. Именно этому учили нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.

Задание: «Собери пословицы».

  1.  «В родной семье и каша гуще»
  2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
  3. «На что клад, коли в семье лад»
  4. «Дом красив не углами, а пирогами»

Семья играет большую роль в жизни человека. Сила любви близких нам людей освещает наш жизненный путь, помогает выстоять в трудную минуту. Дом и семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье.

- Как вы думаете, а зависит ли от нас с вами, будут ли наши семьи счастливыми. Что нужно, чтобы «ЛАД» навсегда поселился в нашем доме?

И я предлагаю составить кодекс счастливой семейной жизни.

  1. Не придирайтесь.
  2. Не критикуйте.
  3. Будьте внимательны.
  4. Будьте вежливы.
  5. Будьте признательны.
  6. Помогайте друг другу.
  7. Уважайте друг друга.
  8. Любите беззаветно.

Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы говорили с вами о самом главном, что есть в жизни у каждого человека.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Подводя итог нашего занятия, я предлагаю вам написать небольшое сочинение на тему: «Семья нужна человеку…..» (пишут сочинение).

Сегодня мы вспомнили и не забыли никого. Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. "Что такое опасность?.Пожар. Безопасное поведение."

В конспекте ...Человеку, чтобы жить, надо постоянно решать две задачи – добывать пищу и обеспечивать защиту от опасностей. При этом с развитием человеческого общества, число опасностей и ч...

Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"

Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...

конспект "Что такое общество"

материал сделан для подготовки к ЕГЭ в старших класах, но может быть использован и в 8-9 классах...

Конспект урока по чтению В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"

Разработан для учащихся 1-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе....

Конспект "Что такое функция"

Конспект "Что такое функция"...

конспект урока Такая загадочная ломанная

Урок по теме Ломанная в   5 классе...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...