Артикуляционная сказка."Друзья".
методическая разработка на тему

Пронина Ирина Николаевна

 «Артикуляционная Сказка» — это история, которую родители читают ребенку, а в дальнейшем ребенок сам рассказывает ее и делает соответствующие упражнения. Дополнительным мотивационным фактором является то, что ребенок сам может придумывать некоторые детали рассказа (отмечено в тексте). 

Основная цель «Сказки» - задать простой и понятный контекст, в который ребенок и родители смогут органично вписать артикуляционные упражнения, которые в противном случае были бы скучными и непонятными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Пронина И.Н.

ГБДОУ №73

Красносельского р-на г. Санкт-Петербурга.

Материалы для домашней работы в помощь родителям и детям: Артикуляционная сказка. Проблемы мотивации детей и родителей.

        Как логопед, работающий на логопункте, я работаю в жестких временных рамках и в начале года при большом количестве детей на логопункте с диагнозом НПОЗ сталкиваюсь с тем, что вводный этап обучения может занимать слишком много времени. В начале каждого занятия перед тем как перейти непосредственно к постановке звуков мы делаем артикуляционную гимнастику. Так как в начале года дети приходят совсем не подготовленными к занятиям на логопункте, освоение некоторых сложных элементов артикуляционной гимнастики, например упражнение «Чашечка» или «Грибок» может занимать достаточно много времени. В таких условиях важное значение приобретает самостоятельная работа ребенка и родителей дома.

        Проблема в том, что детям свойственно конкретное контекст-зависимое мышление и простое монотонное выполнение артикуляционных упражнений для них невозможно. Родителям также часто бывает трудно запомнить все упражнения и тем более мотивировать детей к занятиям. Для решения этой проблемы я предлагаю использовать «Артикуляционную Сказку». Основная цель «Сказки» - задать простой и понятный контекст, в который ребенок и родители смогут органично вписать артикуляционные упражнения, которые в противном случае были бы скучными и непонятными.

        «Артикуляционная Сказка» — это история, которую родители читают ребенку, а в дальнейшем ребенок сам  рассказывает ее и делает соответствующие упражнения. Дополнительным мотивационным фактором является то, что ребенок сам может придумывать некоторые детали рассказа (отмечено в тексте).

        На первых занятиях учитель логопед знакомит ребенка с историей, используя наглядный материал в кабинете. В дальнейшем учитель-логопед использует тот же наглядный материал для того, чтобы напоминать ребенку этапы развития сюжета так, чтобы ребенок смог полностью сосредоточиться на артикуляционных упражнениях. В моем кабинете наглядность обеспечивается «артикуляционной гусеницей».

        Так как одна из задач — также предоставить родителям и детям материалы для самостоятельной домашней работы, они получают на руки распечатку сказки, в которой отмечены сюжетно обусловленные моменты выполнения соответствующего упражнения с детальным описанием самого упражнения, так как родители часто забывают, как делать то или иное упражнение, с которыми их знакомят на индивидуальных консультациях.

        Текст сказки я вклеиваю в тетрадь для домашних занятий. Также в тетрадь вклеивается инструкция с описанием упражнений.

Артикуляционная сказка.

Жили-были и дружили лягушка (1) и слоник (2). И был у них красивый домик. Вот однажды решили они сделать в доме ремонт. Сначала покрасили крышу (3) в …...... (ребенок сам придумывает цвет), затем покрасили стены (4) в …...…  цвет. Взяли …...... краску и покрасили дверь (5). Рядом с домом стоял забор (6), они и его покрасили в …...... .Дом получился красивее прежнего.                                                                                                                              Мимо проходил бегемот (7), увидел такой расписной теремок и решил зайти в гости. Лягушка и слоник обрадовались (8) гостю. Поставили самовар, испекли блинов (9), налили в чашки (10) чай и конфеты (чупа-чупс) достали (11). А потом лягушка взяла барабан (12), а слон — гармошку (13) и стали они играть. Поиграли, поплясали и на улицу пошли, пока шли — гриб (14) нашли. Потом на горку (15) побежали и на качелях (16) покачались.                                                                                                                              День уже заканчивался, стемнело (17) и друзья пошли домой, а бегемота к себе жить позвали.

        

        Цифрами в тексте отмечены следующие упражнения:

  1. «Улыбка»
  2. «Трубочка»
  3. «Маляр» (рот открыт, гладим кончиком языка верхнее небо от зубов назад и обратно.)
  4. «Орешек» (С усилием надавливаем кончиком языка сначала на одну щеку, а потом на другую — «красим стены».)
  5. Облизываем губы по кругу кончиком языка. Рот приоткрыт.
  6. Чистим зубы языком. Проводим кончиком языка по поверхности всех зубов сначала с внешней, а затем с внутренней стороны. Движения языка плавные.)
  7. «Бегемот» (Широко открыть рот, взрослый считает до 5).
  8. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»
  9. «Лопатка» или «Блин» (Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу и удерживать в состоянии покоя под счет до пяти; закрыть рот.)
  10. «Чашечка» (Из положения «Лопатка» загнуть кончик и края языка внутрь и вверх.)
  11. «Иголочка» (Рот открыт, показать узкий острый язык и удерживать под счет до пяти; убрать язык. Перед ртом ребенок держит палец так, будто это конфета леденец на палочке и тянется к ней языком.)
  12. «Барабанщик» (Улыбнуться, широко открыть рот и постучать слегка напряженным кончиком языка по альвеолам верхних зубов, многократно и отчетливо произнося звук «д», постепенно ускоряя темп. Рот все время открыт.)
  13. «Гармошка» (Язык в положении «Грибок». Не отрывая языка и не смыкая губы, открывать и закрывать рот. При этом движется только нижняя челюсть.)
  14. «Грибок» (Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Губы не прикрывают зубы. Следить, чтобы края языка были плотно прижаты к боковым деснам и небу.)
  15. «Горка» (Рот широко открыт. Зацепиться языком за нижние зубы. Спинка языка упруго выгибается, доставая средней частью кончиков верхних зубов).
  16. «Качели» (Рот широко открыт. Кончик языка последовательно касается верхней и нижней губы.)
  17. «Часики» (Рот полуоткрыт, языком делаем равномерные колебания от одного уголка рта к другому.)

        Как мы видим, данная сказка задает простой ясный контекст, в который вписаны упражнения артикуляционной гимнастики на разные группы звуков. При этом история достаточно просто запоминается и мотивирует ребенка к работе, что ускоряет процесс работы как дома, так и в кабинете логопеда на логопункте. В результате использования такой сказки удалось существенно увеличить количество времени, которое родители уделяют домашним занятиям, повысить качество выполнения заданий, а значит ускорить работу над непосредственной постанокой звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская артикуляционная сказка-гимнастика для группы шипящих звуков.

Артикуляционная сказка-гимнастика для группы шипящих звуков "Приключения Незнайки"...

Артикуляционная сказка Т. В. Мецлер -21.02.2016 г.

артикуляционная сказка будет интересна для детей дошкольного возраста с нарушениями речи для тренировки органов артикуляции....

Консультация для родителей: "Артикуляционные сказки – помощницы для младших дошкольников"

           Комплексы артикуляционных упражнений,  представленные в виде занимательных сказок о Язычке,  вызывают у младших дошкольников интерес к органам...

Методическая разработка "Учим английский язык через сказки". Сказка «Дом друзей» на английском и французском языках.

Методическая разработка "Учим английский язык через сказки"Видео 1. Bedtime stories: The Ugly Duckling - гадкий утенок на английском | сказки на английскомhttps://www.youtube.com/w...

Артикуляционная сказка "Как злые пираты стали добрыми"

Материал с презентацией для использования на логопедическом занятии. Используется с целью разнообразить артикуляционную гимнастику и вызвать интерес ребенка к занятию и выполнению монотонных упражнени...

Логопедический проект "Артикуляционные сказки или мой веселый язычок"

Актуальность проекта: Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переход...