Характеристика речи детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по теме

Речь  детей с интеллектуальной недостаточностью  характеризуется  рядом особенностей.У данных  детей нарушены  все  компоненты  речи.Нарушения  носят  системный  характер.Обучение  таких детей затрудняет  особенно нарушения  письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

.

Характеристика речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойкими, необратимыми  нарушениями, преимущественно познавательной сферы, возникающими  вследствие  органического поражения коры  головного мозга, имеющими  диффузный характер.

Умственно отсталые дети характеризуются стойкими  нарушениями  всей психической  деятельности , особенно отчётливо обнаруживающимися  в сфере познавательных процессов. Нарушение  структуры психики  умственно  отсталого ребёнка чрезвычайно  сложна . Первичный  дефект  приводит к возникновению  многих  других  вторичных  и третичных отклонений.

Орудием  человеческого мышления ,средством общения  и регуляции  деятельности  служит речь. У всех без исключения детей наблюдаются  более  или  менее выраженные  отклонения в речевом  развитии, которое  обнаруживается  на различных  уровнях  речевой  деятельности.

Характерным для них  является  более  позднее  развитие  речи. Резкое  отставание  наблюдается  уже  в  период  доречевых  вокализаций

Речевые  нарушения  у этих  детей носят  системный  характер,т.е. страдает  речь   как  целостная  функциональная  система.При интеллектуальной  недостаточности  нарушаются  все  компоненты  речи: её  фонетико-фонематическая  сторона ,лексика, грамматический  строй. У  них  отмечается  несформированность    как  импрессивной , так  и  экспрессивной  речи. В большинстве случаев  у  учащихся  начальных  классов  наблюдаются  нарушения  как  устной , так  и письменной  речи.

У детей  с  интеллектуальной  недостаточностью оказываются несформированными  в  большей  или  меньшей  степени  все  этапы  речевой  деятельности. Отмечаются  слабость  мотивации , снижение  потребности в речевом  общении; нарушено  смысловое  программирование  речевой  деятельности, создание  внутренних  программ  речевой  деятельности.

Нарушения  речи у детей  данной  категории  имеют  сложную  структуру.Они  разнообразны по своим  проявлениям, механизмам ,стойкости и требуют дифференцированного  подхода при  их  анализе.

Расстройства  речи  характеризуются  стойкостью, они с большим  трудом  устраняются.

Таким образом , дети  с интеллектуальной недостаточностью приобретают  элементарные  речевые  навыки  с задержкой, большинство  из  них  овладевают  способностью  использовать  речь  в  повседневных  целях  и поддерживать  беседу. Но  основной  причиной  аномального  развития  и нарушения  речи  является  недоразвитие  познавательной  деятельности.

Нарушения чтения  и письма у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью.

Нарушения чтения  (дислексии)  и письма  (дисграфии)  очень  распространенны     среди  учеников коррекционной  школы  8 вида.

У  детей  с  интеллектуальной  недостаточностью наблюдаются  такие же виды  нарушения  чтения  и письма как и у детей с сохранным  интеллектом , но проявляются     в  более сложных  формах.

Чаще  всего  у младших  школьников с  интеллектуальной  недостаточностью  имеют  место  фонематические , аграмматические  и  оптические  дислексии.

Фонематические дислексии. Они  вызываются  недоразвитием  функций  фонематической  системы: слухопроизносительной  дифференциации  фонем , фонематического  анализа  и  синтеза. В  связи  с  этим фонематические  дислексии  подразумеваются  на  две  группы:

1.Нарушения  чтения, связанные  с  недоразвитием  слуховой  дифференциации  фонем,т.е. неточным  различением  звуков. Многие  умственно  отсталые  школьники  с  трудом  дифференцируют  звуки, сходные  акустически и  артикуляторно.

2.Нарушения  чтения,  связанные  с  недоразвитием   фонематического  анализа  и  синтеза, которые  проявляются в побуквенном  чтении, искажении звуковой   структуры   слова , трудностях  чтения  обратного слого.

Аграмматическая  дислексия   вызывается  недоразвитием  грамматических  обобщений  и  проявляется  в   искажениях  и  заменах  определённых  морфем  слова,  чаще  всего  флексий. Аграмматическая дислексия   обнаруживается  на более  поздних  этапах  формирования  навыка  чтения,  когда  в  процессе  чтения  большую  роль  начинает  играть  смысловая  догадка. Основываясь  на  нечётких  представлениях  о  грамматических  связях  слов, на  неверной  смысловой  догадки, младший  школьник часто искажает  в процессе   чтения  окончания , суффиксы ,префиксы.

Семантическая  дислексия (механическое  чтение)- это  нарушение  понимания  читаемого  при  технически  правильном  чтении. Уственно-отсталый   школьник  с  нарушением  звукослогового  синтеза  читая  по  слогам,не  может  объединить  эти  слоги  в  единое  слово,соотнести  искусственно  разделённое  на  части  слово  и  соответствующее  слово  устной  речи, т.е. не  узнают  его. В  этом  случае  ребёнок  читает  механически, не  понимая  смысла  читаемого.

Оптическая  дислексия  связана  с  недоразвитием  высших  зрительных  функций:  зрительного  анализа  и  синтеза , оптико-пространственных  представлений. Дети затрудняются  в  конструирование  изображений, в  определении  сходства  и  различия  зрительных  воображений , преобразования  фигур.

Мнестическая  дислексия   проявляется  в  трудностях  усвоения  всех  букв ,в недифференцированных  заменах  букв  при  чтении, что  объясняется трудностями  установления  связей   между  звуком  и буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...