Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)
календарно-тематическое планирование по теме

Матвеева Юлия Николаевна

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_podg.gr_.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план коррекционно- педагогической работы в подготовительной  к  школе   логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи  на   20___-____ уч.г.г.

Раздел 1. Повышение педагогического уровня

Содержание работы

Сроки выполне-ния

Ответственные

1

Посещение проблемных групп, заседаний методических объединений, научно- практических конференций, семинаров

по плану

Учитель-логопед

2

Повышение квалификации на курсах при ИПК и ПРНО МО

по мере необходимости

Учитель-логопед

3

Изучение новинок методической литературы

еженедельно

Учитель-логопед

4

Изучение новинок периодических изданий. Изучение и внедрение передового педагогического опыта

еженедельно

Учитель-логопед

Раздел 2. Коррекционно- педагогическая работа

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответствен

ные

1


2


3



4

Психолого-педагогическое обследование (оформление документации, заполнение речевых карт, сбор анамнеза)

Планирование работы (составление планов занятий, календарное планирование)

Комплектование групп и подгрупп в зависимости от тяжести речевого недоразвития


Основные   задачи   коррекционного  обучения

Цель: устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

Задачи:

- помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;

- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подвести детей к обучению грамоте, помочь овладеть ее элементами;

- развивать навыки связной речи.

Принципы  построения  занятий

1. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

2. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в разных видах деятельности.

Основная форма коррекционного обучения: логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

В I период обучения (сентябрь - ноябрь) проводится 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения.

Во II период (декабрь - март) проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения и 1 занятие по обучению грамоте.

В III период (апрель - май) про водится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 - по формированию произношения, 2 - по обучению грамоте.

Содержание.

 Структурировано в соответствии с тремя периодами обучения и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Фронтальные логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи разделяются на следующие типы.

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи:

Основные задачи занятий этого типа:

развитие понимания речи;

уточнение и расширение словарного запаса;

формирование обобщающих понятий; практических навыков словообразования и словоизменения;

выработка умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксически структур.

обучение детей самостоятельному высказыванию

работа над пересказом, составлением рассказов по предметной картинке, по серии картин, по демонстрации действий и т д

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.       Основные задачи:

-формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия;

-выработка навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры;

- контроль за внятностью и выразительностью речи;

3. Занятия по развитию связной речи.

-обучение самостоятельной монологической и диалогической речи

4. Занятия по обучению грамоте.

Основная задачи - усвоение элементарных навыков звукового анализа и синтеза, обучение детей чтению.

Учет требований общей и специальной дошкольной педагогики при проведении занятий, который выполняет логопед при проведении занятий:

определяет тему и цель занятия;

выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала);

обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, а также сформулировав цель каждого этапа;

подчеркивает наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала;

обеспечивает постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

включает в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

учитывает при отборе программного материала зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;

предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность;

I период обучения: сентябрь - ноябрь.

Содержание коррекционного обучения:

развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слова; подготовку к овладению диалогической формой общения; практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-, у- и т п)

усвоение притяжательных местоимений мой- моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

усвоение и практическое употребление сложных слов,

согласование существительных с числительными, практическое употребление этих оборотов в речи,

овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке по моделям: им. п. суш. + согласованный глагол + прямое дополнение; им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах;

усвоение навыка составления короткого рассказа.

Лексические темы на закрепление (отрабатывается на коррекционных часах ): «Помещение детского сада», «Игрушки», «Части тела и лица. Умывальные принадлежности», «Одежда», «Обувь»,  «Головные уборы», «Осень. Перелетные птицы», «Овощи, фрукты». «Ягоды»

II период обучения - декабрь - март.

Содержание занятий:

уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, березовый), различным материалам (кирпичный, каменный и т.д.);

- различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое?; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи - лежит - лежу), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного и множественного числа;

употребление предлогов (на, под, в, из), обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации); закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов,

- составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Лексические темы на закрепление (отрабатывается на коррекционных часах): «Продукты питания», «Посуда», «Дом. Квартира. Мебель.», «Наш город», «Домашние и дикие животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Новый год», «Зима», «Транспорт», «Профессии», «Комнатные растения»,  «Восьмое марта. Женский день», «Весна. Первоцветы».

III  период: апрель - июнь

Содержание занятий:

закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подьехал - съехал и т.п.);

закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ав, -ин, -ев, -ан, -ян);

образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий);

образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой, высокий - низкий и т.п.); уточнение значений обобщающих слов;

формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на мягкий и твердый согласный звук);

расширение значения предлогов: к (употребление в дательном падеже), от (родительном), с, со (винительном и творительном)

умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два - три - четыре);

умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий;

закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картинок с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);

составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Лексические темы (на закрепление):

«Водоемы. Обитатели водоемов. Рыбы», «Поле. Луг. Цветы», «Лес. Деревья. Кусты», «Цветы. Грибы», «Насекомые. Земноводные», «Сад- огород», повторение всех ранее пройденных тем.

Индивидуальные занятия с детьми

Основная задача индивидуальных логопедических занятий первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.


с 1 по 15 сентября

сентябрь-май

с 15 по 25 сентября


В течение учебного года




























В течение учебного года




























В течение учебного года


























































































































В течение учебного года





Учитель-логопед





Учитель-логопед

Воспитатели




















































Учитель-логопед

Воспитатели




Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

Воспитатели


Учитель-логопед






































































































Учитель-логопед

Воспитатели

Раздел  3.   Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные

1

Обсуждение сетки занятий

сентябрь

Учитель-логопед, старший воспитатель

2

Обсуждение проведения коррекционных часов

сентябрь-октябрь

Учитель-логопед Воспитатели

3

Составление плана работы по развитию у детей ВПФ на логопедических и общеразвивающих занятиях

сентябрь-ноябрь

Учитель-логопед

Воспитатели

4

Осуществление деятельностного подхода в коррекции речевого дефекта у детей

в течение года

Учитель-логопед

Воспитатели

Раздел 4 .     Работа с родителями

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные

1

Выступление на родительских собраниях

1 раз в квартал

Учитель-логопед

Воспитатели

2

Проведение индивидуальных консультаций для родителей

еженедельно

Учитель-логопед

3

Проведение бесед, семинаров, тренингов, анкетирования

по плану

Учитель-логопед

4

Проведение открытых занятий, дней открытых дверей

по плану

Учитель-логопед

Воспитатели

Раздел 5.   Связь со специалистами

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные

1

Направление детей к психоневрологу, невропатологу детской поликлиники для установления уточненного диагноза (в трудных случаях)

По мере необходи-

мости

Учитель-логопед

2

Направление детей к логопеду ЦРБ

3

Направление детей к психологу ДОУ, МОУ СОШ

4

Направление детей к педиатру, ЛОР-врачу

5

Участие в заседаниях психолого-медико-педагогическом консилиума

По графику

Учитель-логопед

Раздел 6. Пополнение кабинета. Методическая работа

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответствен

ные

1

Обновление раздаточного материала, игр, пособий

2 раза в месяц

Учитель-логопед

2

Паспортизация кабинета

1-2 раза в месяц

Учитель-логопед

3

Оформление накопительного материала в папку

В течение года

Учитель-логопед

Раздел  7.   Преемственность  со школой

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответствен-

ные

1

Взаимное посещение уроков в начальной школе и занятий в детском саду

1 раз в квартал

Учитель-логопед

2

Консультации для учителей начальных классов по проблемам развития письменной речи детей и специфических нарушениях письменной речи (дислексия, дисграфия)

1 раз в квартал

Учитель-логопед

3

Совместное обследование с школьным психологом  уровня подготовки детей к школьному обучению

апрель-май

Учитель-логопед

Раздел 8.    Логопропаганда

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответ-ствен-

ные

1

Оформление уголков для родителей в группах младшего и среднего возраста (пропедевтика речевых нарушений)

1 раз в квартал

Учитель-логопед

2

Оформление ширмы-раскладушки для родителей с домашними заданиями

1 раз в неделю

Учитель-логопед

3

Консультирование родителей детей из

МДОУ № 31,28; домашних детей

по мере необходимости

Учитель-логопед

Учитель-логопед   ____________  Матвеева Ю.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Годовой план работы в подготовительной логопедической группе на 2013-2014 учебный год.

Годовой план работы в подготовительной логопедической группе на 2013-2014 учебный год.Разделы:1. Дагностическая работа.2. Коррекционно-развивающая работа.3. Работа с родителями и профилактическая рабо...

Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района»     Конспект  индивидуальной...

План интегрированных занятий специалистов ДОУ в подготовительной логопедической группе

План будет полезен специалистам ДОУ, работающих с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....

Индивидуальный план логопедической работы (НВОНР, подготовительная группа)

В данной публикации представлен вариант заполнения индивидуального плана логопедической работы для воспитанника подготовительной к школе группы с диагнозом НВОНР...


 

Комментарии

Матвеева Юлия Николаевна

Авторы программы Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева