Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения
методическая разработка по теме

Гилеско Ольга Николаевна

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом  ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний ребят и одновременно избавляет их от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок. Формированию правовой культуры у детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников приютов, детских социальных реабилитационных центров, детских домов), детей с ОВЗ, необходимо дать представление о значимости законов в современном обществе, знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан. Помочь осознать, что знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более успешным в жизни, формировать ответственное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Гилеско Ольга Николаевна                                                                   -

ОГБУ « Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

                                               Описание

                              Опыта    работы   по  теме:

« Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения».                              

                                                                   Автор опыта:

                                                                                           Воспитатель                                                    ОГБУ  «Реабилитационный  центр для

детей и подростков с ограниченными

 возможностями » село Веселая Лопань

Белгородского района

Белгородской области

Гилеско Ольги Николаевны

                                                                 

                                           2012 г.

                                  Содержание:

     Информация об опыте………………………………3

     Технология опыта……………………………………8

     Результативность опыта……………………………14

    Библиографический список…………………………16

         Приложение…………………………………………17

                                                                                                                                   

                                                                                           

                                              Описание

                  актуального педагогического опыта работы.

                                           Тема опыта:

«Использование интерактивных методов обучения в правовом  воспитании, как средство повышения правовой культуры подростков».            

                                         Автор опыта

                 Гилеско Ольга Николаевна воспитатель старшей группы

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей подростков с ограниченными возможностями» село Веселая Лопань Белгородского района Белгородской области.

                   Условия возникновения и становления опыта

Возникновение и становление опыта происходило на базе ОГБУ                      «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Центр расположен  в Белгородском районе Белгородской области село Веселая Лопань, в 1 9 километрах от Белгорода. Трехэтажное здание функционирует с 2002  года. Здесь проходят  медицинскую и социальную реабилитацию дети с заболеванием ДЦП со всей Белгородской области, а также из других регионов России. Ребята, приезжают к нам из трудных, неполных семей или из патронатных, а также из детских домов.

                              2 Актуальность опыта.

В статье 1 Конституции Российской Федерации сказано: «Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, в российском обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т. к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Формирование правовой культуры и правовой воспитанности личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний и превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Процесс

правового воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых, что включает в себя не только знание правовых норм и уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.

Актуальность данной работы состоит в том, что я работаю с детьми инвалидами, которые в большей мере воспитываются в детских домах, интернатах, в трудных в социальном отношении семьях.

 У ребят, попадающих в детские дома, появляются проблемы, связанные с появлением у детей ощущения «агрессивного неудачника». Эта агрессия принимает внутренний характер и тогда выражается в самоуничтожении                (алкоголизм, наркомания, проституция, депрессия, попытки суицида), либо это агрессия по отношению к сверстникам и взрослым (хулиганство, воровство и т.д.)

В современной жизни у нашей молодежи все большей популярностью приобретает принцип: « кто сильнее, тот и прав»,  « кто богаче, тот и хозяин жизни». Учитывая это, необходимо вести работу по формированию правовой культуры подростков, чтобы именно приоритет закона стоял на первом месте в решении жизненных ситуации, развивать у них умения и навыки использования правовых знаний в своей практической работе.

Вести правовой всеобуч среди детей – инвалидов я считаю  значимой работой и очень необходимой, т.к. в сегодняшнее время, подчас очень жестокое именно дети инвалиды самые незащищенные. Во многих обществах дети – инвалиды, к сожалению, до сих пор подвергаются дискриминации и насмешкам. Их очень часто бросают родители.  Из списка потребностей, включающего питание, заботу, любовь родителей, образование, доступ к медицинским услугам, досуг и развлечения, проведение времени со своими сверстниками, дети - инвалиды  часто не имеют возможностей удовлетворять как минимум одну, а в некоторых случаях и несколько потребностей. Поэтому задача тех, кто работает с такими детьми дать им знания о своих правах и научить их как ими пользоваться и защищать. Необходимо повышать социальную компетентность детей, детей – сирот и детей инвалидов. Оказывать помощь в овладении ими различными областями знаний. Все это способствует формированию жизненных навыков, и впоследствии будут способствовать успешной адаптации их в обществе.

Интерактивные методики предусматривают моделирование жизненных ситуаций  через ролевые игры, коллективное решение проблем. Совместная деятельность означает, что каждый ее участник вносит свой вклад, участвует в обмене  знаниями, идеями. Они стимулируют познавательный процесс, раскрепощают личность ребенка, позволяют проявляться его творческим способностям, помогают установить тесный контакт между воспитателем и подростком, создать благоприятный эмоциональный фон. Интерактивные методики позволяют более быстрыми темпами сплотить ребят, приехавших к нам в центр из разных районов области, установить дружелюбные отношения между ними, выявить лидеров среди них, на которых воспитатель может опираться в

своей работе. Интерактивные формы (практические тренинги) позволяют детям расширить представления о себе, своих особенностях, формировать способность понимать себя и других. Способствовать осознанию собственной уникальности и уникальности другого. Учат, терпимо относится друг другу.

Таким образом, интерактивные формы в воспитании – один из путей совершенствования занятий с подростками, нацеленных на эффективное решение воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности ребят.

                               Ведущая педагогическая идея.

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом  ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний ребят и одновременно избавляет их от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок. Формированию правовой культуры у детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников приютов, детских социальных реабилитационных центров, детских домов), детей с ОВЗ, необходимо дать представление о значимости законов в современном обществе, знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан. Помочь осознать, что знание своих прав и умение их реализовывать помогает стать человеку более успешным в жизни, формировать ответственное поведение.

Посредством такого подхода дети осознают свою ответственность за совершаемые поступки, учатся уважать права других людей и пытаются решать конфликты в повседневной жизни.

Для реализации этой идеи можно выбрать методы работы, которые отвечают следующим требованиям:

1)позволят переживать ситуации в реализации своих прав и затруднений в пользовании правами.

2)Заставят детей задуматься над проблемами взаимоотношений между собой, а также между гражданами и государством

3)Позволят формулировать свое собственное мнение и свободно его высказывать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

4).Учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе. Дети учатся уважать друг друга, ненасильственно решать конфликты.

     Все эти требования очень хорошо выполняются в интерактивных формах.

Суть их состоит в том, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и

рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, востребован субъективный опыт ребят и формируется их личностная позиция.

Интерактивные  формы способствуют установлению эмоциональных контактов между подростками, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку  ребят, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

                    Длительность работы над опытом

Длительность работы  над опытом в контексте заявленной формулировки темы составляет более двух лет (с 2010 года), но на протяжении педагогической деятельности ( около 17 лет проработала в школе учителем истории и обществознания)  особый интерес представляют активные формы проведения уроков, мероприятий, использование инновационных технологий, нетрадиционных форм работы, игровых моментов в преподавании истории и в воспитательной деятельности.

Накопленный опыт, результаты работы позволили сделать вывод о том, что данная технология будет востребована в будущем в сочетании с другими технологиями, основанными на активизации и интенсификации познавательной деятельности ребят, т.к. такие формы и методы в воспитательной работе вызывают наибольший интерес у подростков.                                                                       

                                                                                                                                                                                                

                                         Диапазон опыта

Использование интерактивных форм в воспитательной работе возможно по различным направлениям  и в творческой и краеведческой и других .Интерактивные формы  я активно использую   в мероприятиях по темам :  

   « Этикет на каждый день»,  « Считай, смекай, отгадывай», в пропаганде здорового образа жизни и т. д.

                                   Теоретическая база опыта

Понятие интерактивности заимствовано из «символического интеракционизма»  (работы Г.Блумберга,  Дж. Мила, Р. Сирса и др.), рассматривающего взаимодействие между людьми « как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них».

Диалог – одна из древнейших форм обучения.  Ее использовали все выдающиеся педагоги мира: Сократ, Платон, Аристотель, Монтень, Каменский, Песталоцци, Ушинский, Толстой, Сухомлинский.

Свое начало интерактивное  обучение берет в к XVIII в. в Индии, затем в Великобритании, а позже и в России. Данный  метод был предложен  английскими педагогами Э. Беллем и Дж. Ланкастером и получил название Белл – ланкастерской системы взаимного обучения, затем распространен как быстрый и дешевый способ обучения в условиях требующих значительного количества образованных людей. Возврат актуальности и развития методики взаимного обучения пришелся на н. ХХ в., когда Э. Паркхест  предложила дальтон план.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

   В России ему на смену пришел бригадно-лабораторный метод. Очередная волна интереса к данному методу, как новому для нашего времени, была вызвана благодаря развитию гуманистического направления в зарубежной психологии. Понятие « интеракция» (от английского «interaction» взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, создание человеком своего « Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Результатом переработки идей  Маслоу и К. Роджерса стала отечественная педагогика сотрудничества, которая перед педагогами и психологами поставила задачу смены содержания и структуры традиционных педагогических взаимодействий. В то время концепция педагогики сотрудничества не была переработана в технологию, однако в настоящее время такой опыт интенсивно нарабатывается.

  Что же представляет собой « интерактивное обучение»?    «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное  обучение – это,  прежде всего, диалоговое обучение.

При интерактивном обучении диалог строится на линиях « ученик- ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» ( работа в группах),  «ученик- аудитория» или «группа учащихся - аудитория», «ученик –компьютер» и т.д. Интерактивные  способы взаимодействия  психологи подразделяют на вербальные и невербальные :

-акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи ). речевые паузы;

-визуальные: выражение лица ( заинтересованное – равнодушное), позы и движения ( располагающие к общению – угрожающие);

- зрительный контакт глаз (взгляд на собеседника – избегание взгляда);

- тактильные: расстояние между говорящими (способствующие или препятствующие контакту), прикосновения (одобряющие – агрессивные).

  Среди вербальных приемов психологи выделяют:

-умение задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ при решении той или иной проблемы);

- выбранная воспитателем позиция является нейтральной, что дает возможность ребятам высказывать « правильные»  и « неправильные» суждения, не боясь, что их одернут, остановят.                                                                                                                                                                                                                  

При этом интерактивный метод решает одновременно три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую и социально - ориентационную.

Использование интерактивных методов в воспитании позволяет:

   -формировать  активную познавательную и мыслительную деятельность подростков.

   - создать благоприятную атмосферу на мероприятии;

   -отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции ребят

   -развивать и закреплять умение ребят отстаивать свою точку зрения, используя теоретические знания по праву.

                                                           

                                          Технология опыта

Цели и задачи опыта, анализ их соответствия социальному заказу общества.

Концепция модернизации российского образования до 2020 г « В качестве основного результата обучения в школе  предусмотрено формирование личности молодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества». В этой связи актуальной становится проблема правовой культуры подрастающего поколения. Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых знаний, формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Важно воспитывать детей в духе неукоснительного соблюдения законов.

Правовое воспитание представляет важный процесс целенаправленного воздействия  на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств. Это способствует становлению личности, которая уважает права человека, законы страны и исполняет предписания права.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Об уровне правовой культуры личности свидетельствуют его знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентиры, которые проявляются:  

 1) в правильном понимании своих действий,

2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права

3) в точном исполнении им предписаний закона.

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных, более действенных с точки зрения педагогики и психологии, интерактивных методов, чтобы они включали в себя разные  психофизиологические особенности ребят и давали максимальный результат в воспитательном процессе. На эффективность правового воспитания влияет разнообразие форм проведения  и участие в них самих ребят.

Интерактивные методики предусматривают моделирование жизненных ситуаций через ролевые игры, коллективное решение проблем.  Позволяют ребятам самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.                                                                                                                      

Интерактив создает потенциально большую возможность переноса знаний и опыта из воображаемой ситуации в реальную. В нем активно рационально сочетаются теоретические знания и практическое применение  для решения конкретных проблем. Как показывает опыт дети  и подростки  подобные мероприятия воспринимают с большим интересом,  т.к. такая деятельность дает им  возможность для самовыражения, а следовательно для направленного поиска противостояния негативному воздействию социума.

Самой общей задачей воспитателя – использующего в своей работе интерактивные технологии является фасилимитация ( поддержка, облегчение ) – направление и помощь процессу обмена информацией:

    -выявление многообразия точек зрения;

    -обращение к личному опыту участников;

    -соединение теории и практики;

    -взаимообогащение опыта участников;

    -облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

    - поощрение творчества участников.

  Воспитатель для эффективного использования интерактивных методов доложен  планировать свою работу:

    -использовать такие методы, которые адекватны возрасту ребят и их опыту.

    -учитывать темп работы каждого подростка и его способности;

На одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных метода, а не их калейдоскоп.

   -предлагать для обсуждения или для решения проблемы актуальные для их возраста правовые ситуации, с которыми они встречаются или могут столкнуться в жизни.

Для осуществления контроля над ходом процесса воспитатель должен:

    -глубоко изучить материал; в том числе дополнительный, например:

различные нормативные акты, документы, методическую литературу;

    -тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия:

определять хронометраж, роли участников, подготовить вопросы и возможные ответы, выработать критерии оценки эффективности занятия.

                     2.Организация воспитательного процесса.

Для организации воспитательного процесса характерны следующие   концептуальные позиции:                                                                        

    -Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием  проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

 -Интерактивное общение способствует умственному развитию.

 - При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель  становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.

     Обратная связь увеличивает шансы  на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

 -Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике в реальных условиях.

                        3.Содержание воспитательного процесса.

Содержание правовой культуры общества необходимо освоить каждому растущему и развивающемуся индивиду, поскольку от набора реальных жизненных ситуаций, в которые он включен, во многом зависит и его дальнейшее развитие в социуме. В дальнейшем индивид встает перед необходимостью принятия и освоения конкретных норм в зависимости от  необходимости удовлетворения его конкретных потребностей. При возникновении трудностей в применении норм закона, он может обратиться за помощью к специалистам, а также самостоятельно изучать правовые акты. При этом следует выделять эгоистическую потребность, связанную с желанием личности пользоваться  предоставленными юридическими актами правами, но не выполнять предписываемые ими обязанности, и социально – значимую потребность, ориентирующую на умелое сочетание того и другого. Формирование  правовой культуры определяется не объемом знаний, а ценностью поведения, которое соответствует правовым нормам.

Современное общество ставит перед учителями, воспитателями задачу                                                                                                                                                                          подготовки молодого поколения способного:  

                                                                                                                                               

  ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая  необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены;

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций.

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности ребят при использовании воспитателем интерактивных методов и приемов в воспитании.

              4.Методы, формы и средства воспитательной работы.

 Существует множество приемов и средств в воспитательной работе. На занятиях по правовой тематике я использую:

 -   сформулированные в соответствии с возрастными, психологическими и интеллектуальными возможностями ребят проблемные задания, которые вызывают интерес к теме занятия, активизируют их деятельность.             (приложение 1).

Работа над проблемным заданием есть первый этап самостоятельной умственной деятельности подростка. Ребенок должен увидеть противоречие между известными ему сведениями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно. Это противоречие - движущая сила творческого усвоения знаний. Работа учащихся над проблемой, обсуждение ее друг с другом является более ценной, чем само решение, т.к. в процессе работы дети испытывают:

     -подъем эмоционального и интеллектуального состояния,

     -уверенность в себе и своих талантах,

     -самодостаточность или неудовлетворенность собой нынешним,

    -осознают необходимость дальнейшего самообразования самоусовершенствования.                                                                                                                          

Ценность занятий, на которых решаются проблемные вопросы – в активной позиции подростка, в предоставлении ему реального права выбора, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела.

« Право есть искусство добра и справедливости», поэтому правовое воспитание невозможно  без воспитания нравственных качеств человека.

- На дошкольном уровне и на первых ступенях начальной школы дети приобретают  навыки того, как выражать себя, общаться между собой, заботиться друг о друге. Уже в этом возрасте ребятам необходимо давать правовые знания, учить их навыкам применения правовых знаний на практике.

Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать уроки из рассказов, делать для себя  выводы и очень хорошо запоминать их, если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки.

Использование в работе творческих заданий: придумать правовой конец сказки, помогает ребятам прийти к такому выводу, что поступать  по закону  наиболее правильное  решение. (приложение 2.)

Читая или показывая книги с картинками, необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается.                                                                                                                                                                                                             -  Игра едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей ( умений и навыков), а на развитие способностей к творчеству в целом. Ролевые игры рекомендуется использовать в правовом воспитании, т.к. они стимулируют активность молодежи; помогают им осваивать социально-правовые роли, выступая в нетипичных для них образах   ( прокурор, инспектор, свидетель,  продавец и т. д. Игра – это условная деятельность ,  требующая нормативного поведения, предписанного правилами,  В ее процессе создаются модели  правомерного правового поведения. ( приложение 3.)

С ребятами старшей группы предпочтительно проигрывать типичные ситуации из жизни представителя какой- либо профессии. Группа  подбирает каждому наиболее конструктивный выход из ситуации со своей точки зрения. Однако мнение группы не всегда устраивает конкретного участника ролевой игры, тренера. Результаты этих занятий обсуждаются в группе. (приложение 4.)                                                                                                                                                                                                          

Иллюстративные игры – применяются  с целью  детального  разъяснения правовых  явлений, понятий. (приложение 5.)

Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и  преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, осознание последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.

- Большой интерес у молодежи вызывают дискуссионные методы.

Дебаты – это система  формализованных дискуссий на различные темы.

Дебаты развивают логическое и критическое мышление, навык в организации своих мыслей; навыков устной речи: эмпатию и терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность концентрироваться на сути проблемы; развивают стиль публичного выступления.

Существует много методов работы с дискуссионными проблемами

К их числу относятся: « Круглый стол» - беседа в которой  на равных участвуют все участники  группы ( 5 – 6 чел.), остальные слушают, задают вопросы. (приложение 6.)

В своей работе я использовала метод медиации. Ребятам разрешается решить правовой конфликт мирным путем с участием  нейтрального посредника – медиатора. (приложение 7 ).

Определенной популярностью пользуется так называемая методика                    « мозгового штурма», которая применима в том случае, когда для разрешения проблемы необходимо предложить как можно больше вариантов ее разрешения.                        

Вот некоторые правила проведения « мозгового штурма» 

- необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения, например,

« Что нужно сделать для того, чтобы снизить распространение табакокурения среди молодежи?»;

- подготовить лист ватмана, фломастер для записи предложений по решению проблемы                                                                                                                                                                                          

- необходимо выбрать ведущего для проведения « мозгового штурма»;

-каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастичные, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, кратко и четко.

-все предложения записываются на бумаге;

- «мозговой штурм» нельзя проводить более 10-15 минут.

На втором этапе «мозгового штурма»  группой « аналитиков»обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. (приложение 8.)

Не менее популярная форма диалога « Аквариум» - ребятам предлагают обсудить проблему  «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Это могут быть несколько желающих. Все остальные ребята выступают в роли зрителей. Отсюда и название « Аквариум».

Этот организационный прием дает возможность тем ребятам, которые коммуникативные сразу включаться в работу группы, а те, кто более застенчив, посмотреть, как они реагируют на чужую мысль; как улаживают назревающий конфликт; как аргументируют свою мысль.    

                                                                                                                                                                                  После обсуждения проблемной ситуации малой группой можно предложить представителям «общественности» тоже высказать свой взгляд на данную проблему. Эта форма групповой работы очень подходит для работы  впервые  дни заезда детей, т. к. на лечение к нам  в реабилитационный центр приезжают ребята из разных школ, подчас незнакомых друг другу, она помогает преодолеть закомплексованность  детей впервые дни знакомства, выявить лидеров группы, на которых можно опираться в своей работе.

Групповая работа предполагает, что в ситуации делового общения и сотрудничества происходит раскрытие и саморазвитие личности, осознанное использование правовых знаний, их самооценка, повышается объективность в оценке себя и других.

Результативность опыта

      Внедрение и апробация интерактивных  методов работы проводилась в течение нескольких лет. По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика правовых знаний детей, повышение мотивированности подростков, стимулирование их познавательной активности и творчества, всестороннее раскрытие и развитие способностей. Ребята смогли убедиться в практической значимости правовых знаний, их необходимости и полезности для каждого человека. Подростки уже к середине заезда становятся более общительными друг с другом, пытаются  выявлять причины разногласий между собой и устранять их «мирным путем», не давая им, перерасти в конфликт. В общении стараются не употреблять нецензурные слова, при обращении друг к другу – прозвища, становятся более терпимыми к требованиям взрослых, с пониманием реагируют на замечания.

Практическую направленность по теме  «Потребительское право» я наблюдаю, когда ребята совершают покупки в магазине, всегда интересуются ценой, свежестью покупаемого товара, получая продукт, смотрят на дату его изготовления,  большая  часть детей берут чек, проверяют сдачу. Были случаи, когда ребята возвращали товар по причине испорченности упаковки или истекшего срока годности.

Показатели динамики знаний детей с ОВЗ по потребительскому праву      за период 2010 – 2012 гг.

 

      Это позволяет сделать вывод, что использование интерактивных методов работы является эффективным способом формирования правовой культуры детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает более продуктивную коррекционную работу по исправлению сложившихся не правовых стереотипов поведения.

Использование интерактивных методов в гражданско-правовом  воспитании позволяет сформировать у подростков интерес к изучению основ правовых знаний, потребность активному следованию правомерному поведению при социальном взаимодействии, а также расширить словарный запас и повысить речевую компетенцию.

Ребята смогли убедиться в практической значимости правовых знаний, их необходимости и полезности для каждого человека. Основное содержание мероприятий предполагало включенность подростков в определенные ситуации, в которых необходимо найти разрешение проблемы. Эта деятельность способствует прогрессивному движению воспитанников в общество.

                                                                                   

                                  Библиографический список

1.Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания. Философия права 2008 N 5.

2. Арсенина Е.Н. « Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. М. « Глобус». 220с.

3  Вербитский А.А, Борисова Н.В, Методические рекомендации по проведению деловых игр, М., 90 с.

4.А.Лопатина, М. Скребцова  Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах.  Амрита- Русь 2011. 142.

5. Мавлютова Е.А. Кафедра учителей обществознания и права: концепция, методики, инновации/ авт.-сост. Е.А. Мавлютова.  – Волгоград: Учитель,2009.-190с.

6. МавлютинаЕ.А. Основы правовых знаний. 8-11 классы.

Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/

Авт.-сост. Е.А. Мавлютова.-Волгоград: Учитель,2009.- 190с.

7.Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии// Правоведение.1991 N1.

8.  Пидкасистый П И. « Технология игры в обучении» - М.: Просвещение, 1992 .

9. Поляков С.А. Знание своих прав позволяет чувствовать себя увереннее… Практическое применение школьниками правовых знаний.          

10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика.- М.: Владос, 2003.

11. « Учительская газета» №52 от 23 декабря 2003г. ст. Знания, умения, навыки. Обязанности и ответственность».

12. Т.А. Харитончик Правовое воспитание . Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград  Издательство « Учитель».

         

                                                                                                                                                                                                                                                 

Приложения

1.Примеры проблемных заданий.

2.Разработка занятия в младшей группе « Поступай так, как велит тебе

 твоя совесть».

 фрагмент беседы с детьми младшей группы « Мы тоже имеем права».      

            3.Разработка занятий в младшей группе по темам:  « Бизнес дело» и

« Я иду в магазин».

            4.Разработка занятия в старшей группе « Умей защищать свои права»

      5.Разработка занятия в старшей группе: « Право в нашей жизни».

      6.Технология  дебаты. Описание фрагмента урока по теме: «Взрослые  

       не   должны вмешиваться в личную жизнь подростков.

      7.Фрагмент занятия в старшей группе по теме: « Права и обязанности».

      8.Разработка занятия в старшей группе: « Закон против курения табака».

                                                                                                               

                                                                                                                           

                                                                                     

                                                                                              Приложение 1.

                              Примеры   проблемных заданий

Тема: « Потребительское  право»

Проблемное задание  « На выносном лотке Наталья купила 10 баночек геля для покрытия ногтей  при выполнении маникюра в парикмахерской  индивидуального предпринимателя. В процессе использования выяснилось, что гель низкого качества.

В  июле месяце на распродаже Таня купила меховые сапоги. В ноябре было холодно, Таня стала носить обувь, и через три дня выяснилось, что лопнула подошва на левом сапоге.

Кто из женщин  Наташа или Таня  имеет права по закону   « Потребительское право»? Почему? И какие?

Тема: « Права потребителя»

Проблемное задание: « Таня  во время акции магазина бытовой техники при покупке холодильника получила в подарок фен, но не прошло и месяца, как он перестала работать.  Таня принесла фен в магазин с целью заменить его на другой, но в магазине отказались, мотивируя это тем, что на подарки правила прав потребителей не распространяются . Правы ли работники магазина?  

Тема: « Права и обязанности».

Проблемное задание: Является ли закон о запрещении курения табака в общественных местах нарушением прав человека.

Тема: « Мой взгляд».

Проблемное задание: Миша, Василий и Митя – девятиклассники. В субботу они решили сходить на дискотеку в клуб. По дороге Миша достал из пакета бутылку вина и сказал: « Давайте, парни, выпьем, а то невесело на дискотеке будет». Василий согласился, а Митя ответил: « Я не буду, т.к…» Как вы думаете, чем мотивировал свой отказ Митя.

                                                                                       

                                                                                                                                                   

    Приложение  2.

          Тема: « Поступай, так как велит твоя совесть».

Цель: формирование нравственной культуры ребят.

Задача: помочь ребятам осознать важность ценного нравственного качества, как честность и порядочность, совесть.

Учить детей анализировать и контролировать свои поступки.

                                            Ход занятия.

Ребята мы сегодня с вами будем обсуждать очень важный вопрос: чем отличается поступок от проступка и как к ним относятся окружающие люди. Чтобы разобраться в этом важном вопросе, я предлагаю вам ответить: что такое честность, порядочность, совесть.

 Ответы ребят.

Честный человек всегда говорит только правду,  не обманывает и не  лжет. Это очень важное и ценное человеческое качество. Совершив какую-то ошибку, необходимо постараться исправить ее, а в  следующий раз не допустить подобной оплошности. Совершив подобное второй раз, тебе никто не будет верить и уважать тебя.

В каждом человеке есть его второе я – его внутренний голос, который   в народе называют совестью. Этот голос часто предупреждает о тех последствиях, которые грозят нам в случае того или иного  непродуманного действия.  Один человек старается прислушаться к совести и не совершать плохих действий, а другой нет.

Ребята мне хочется зачитать вам небольшой рассказ, читая его я, попрошу вас высказать ваше мнение, ваш взгляд на то, как бы вы поступили, окажись в той же ситуации, что и герои данного рассказа.                                                                                                                        

                                                                                                                                           

                                                 Поступок.

Сегодня дежурными по классу были Аня Пчелкина и Женя Власова. После третьего урока они быстренько выпроводили всех из класса и стали рьяно наводить порядок. Уж очень им хотелось отличиться и стать лучшими дежурными в этом месяце. Аня готовила доску к следующему занятию. Женя открывала окна, пытаясь проветрить класс.                                                                          

Вдруг раздался какой-то шум  и послышался короткий возглас Жени: «Ой!»                                                                                                                                                                                                                

- Ты чего, Жень? – спросила Аня, продолжая натирать доску.

- Смотри,  сколько денег, настоящий клад! – воскликнула Женя.

Аня, бросив тряпку, подбежала к подруге. На полу валялась большая металлическая  коробка из-под печенья, которая стояла на столе учительницы, ближе к окну. Видимо, открывая створку окна, Женя задела банку и это она с таким грохотом упала на пол. Крышка откатилась в сторону и из банки наполовину вывалились разноцветные банкноты.

- Интересно откуда у нашей Марины Андреевны столько денег, может зарплату получила? – задумчиво произнесла Аня.

- Нет,- авторитетно заявила Женя, - учителя столько не получают. Наверное,  наследство кто-нибудь оставил…

- Вот везет некоторым…- протянула Аня. – А я  маму прошу второй месяц денег на браслетик дать, такой хорошенький прехорошенький, а она мне ( подражая голосу мамы):

« Мала еще браслетики носить. Я  в твои годы об учебе  только думала...»  - И мне ничего не светит, особенно после последней двойки по чтению…- вздохнула Женя.

-Это когда было? – поинтересовалась Аня.

- Да это когда стихотворение забыла наизусть выучить… Слушай! – вдруг воскликнула  Женя, осененная какой –то безумной идеей.

-Давай возьмем себе по бумажечке, смотри, как тут их много, никто не заметит, а?

- Да ты что? – в ужасе, прижимая руки к щекам, воскликнула Аня.

- Ну, как хочешь, а я возьму, решительно заявила Женя и схватив одну ассигнацию, быстро спрятала ее в карман. Запихивая остальные деньги в банку, она уже мечтательным голосом продолжила - … И пойду куплю себе брошечку, такую чудную! Она к любому платью и блузке подойдет.                                                                                                                                                                                                      

Чтение рассказа приостанавливается и ребятам предлагается ответить на следующие  вопросы:

-Как вы считаете, правильно ли поступила Женя? Почему?

Значит ли, что проступок можно назвать бесчестным, бессовестным?  Почему?                                                                                                        

 -Как, по – вашему мнению, должна была поступить Аня? Как вы считаете,        сложно ли человеку противостоять проступку, который совершает друг.

Как бы вы поступили в этой ситуации?

 Ответы ребят.

Продолжим чтение рассказа:

- Ну ладно и я возьму…- наконец решилась Аня и дрожащими от волнения пальцами взяла одну из разноцветных бумажек. Последние слова подруги о предполагаемой покупке и ее уверенный тон окончательно заставили девочку подавить в себе чувство, что она совершает что-то не очень хорошее.                                                                                                                                                                                                                                   

- Только смотри, - строго предупредила подругу Женя- об этом никому. Поняла? После уроков пойдем с тобой в магазин.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему Аня тоже взяла чужие деньги?

Объясните смысл русской народной поговорки: « Сколько веревочке не виться, а конец все равно будет».

Продолжение рассказа:

Пропажа денег обнаружилась в конце недели. Рассчитываясь в школьной столовой за завтраки и обеды учеников, учительница с удивлением обнаружила недостачу. …

Поднимаясь по лестнице в свой класс, Марина Андреевна случайно услышала разговор своих учениц, стоявших у двери, ведущей на лестнице, этажом выше.

- А я вам, девочки, говорю, не могли Женька с Анькой деньги найти просто так на дороге. Небось из маминого кошелька потихоньку вытащили, а теперь воображают своими брошечками да браслетиками…

Марина Андреевна вдруг резко остановилась и прислонилась к перилам. Она попыталась припомнить, в какое время коробка с деньгами могла оставаться без присмотра. Да!  Именно в тот момент, когда дежурными по классу были Женя Власова и Аня Пчелкина. Неужели… Нет, этого не может просто быть. Девочки не способны на такой поступок…                                                                                                                                                                                              

Марина Андреевна вздохнула и направилась в свой класс. После уроков она попросила подружек остаться. Предстоял долгий и неприятный разговор. Девочкам, конечно же, попало от родителей, которые, краснея от стыда, вынуждены были вернуть деньги.

                                                                                                                                                                                                                                      

Вывод по занятию: человека, совершившего какой-либо бесчестный поступок и искренне  не раскраивавшегося  в содеянном, в народе с осуждением называли « бессовестным», т.е. не имеющего совести и стыда.

А еще наши предки советовали нам: « Береги платье смолоду».

Ложь и непорядочность – плохие попутчики. Маленькая ложь всегда порождает большую. Наступит такой момент, когда собственная ложь может обернуться против самого себя.

 

                      Фрагмент занятия по теме: «Мы тоже имеем права».

                     Ребятам предлагается прослушать сказку, у которой нет окончания. Сказка обрывается там, где возникает конфликт, детям предлагается придумать правовое решение возникшего конфликта

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                             Упорный Юн Су.

                                               ( китайская сказка) –

Когда – то жил маленький мальчик , по имени Юн Су. Отец  его умер. Остался  он один с матерью. В доме у них было бедно и пусто. Иной раз нельзя было найти даже горсточки риса.

 Пришло время Юн Су учиться, а у него не было ни бумаги, ни туши, ни кисточки для письма. Однако юн Су твердо решил: « Буду учиться!».

  На утро он пришел к богатому соседу и сказал:

- Я слышал, вы ищете работника в дом. Возьмите меня! Лет мне не много, это правда, да я много и не прошу: позвольте мне изредка лишь смотреть, как  учатся ваши сыновья, и я буду доволен.

  Богач обрадовался: пришел бесплатный работник! И согласился.  С утра до вечера трудился Юн Су в доме богача. Всю грязную и тяжелую работу оставляли ему. Но зато Юн Су мог изредка заглядывать в книги, по которым учились дети хозяина. А иногда удавалось послушать и целый урок: придет учитель, а Юн Су спрячется в угол и сидит. Так и слушал.

       Через год начал уже сам разбирать слова. Но вот беда – писать не умел! Не на чем было. Задумался Юн Су: как тут быть? И придумал.

Жил Юн Су со своей матерью в маленьком домике на самом берегу моря. Волны целый день ровняли тонкий морской песок. И вот Юн Су взял длинную палку и пошел на берег моря. Быстро нарисовал на песке слово. Накатилась волна и все смыла. Нарисовал опять, и опять все смыла другая волна. Так он мог бесконечно писать без кисточки и бумаги. Но теперь стало, ему не хватать книг.

  Однажды Юн Су пошел к своему богатому хозяину и сказал:

- Я работаю на вас бесплатно. Теперь я хочу просить о плате. Однако, если вы разрешите мне читать ваши книги, я согласен работать у вас так же еще год.

  Хозяину жаль было терять такого выгодного работника, и он разрешил. Теперь у Юн Су  были книги.

 Приближалась зима. Дни стали короче. Юн Су приходилось работать дотемна. И дня ему уже не хватало.  И снова он пришел к своему хозяину и сказал, что прочитал книгу, которая называется «Декларация прав ребенка», в которой сказано:…

Задание ребятам: Скажите, о каких правах мог рассказать Юн Су своему хозяину? Что мог ответить ему хозяин?

                                                                               

                                               .                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Приложение 3

                                  Тема: « Бизнес дело»

Цель: формирование и развитие правовой грамотности ребят младшего школьного возраста.

 задачи: дать первоначальное представление об индивидуальной предпринимательской деятельности, о налогообложении, о конкуренции, формировать уважение к закону.

Развивать творческие способности детей.

Формировать коммуникативные качества детей.

Оборудование: Заранее с ребятами оговаривается, кто будет играть роль предпринимателей, а кто покупателей. Тем ребятам, кто желает быть предпринимателями помочь с выбором его индивидуальной предпринимательской деятельности: это могут быть массажный кабинет, парикмахерская, столовая, гостиница, магазин, фотограф, клуб развлечений, такси и т.д. Нужно помочь ребятам подготовить места для их деятельности: вывесить время работы его предприятия, перечень цен на  услуги, оборудовать  их места работы.

-Ребята, сегодня мы с вами проведем  интересную игру, которая называется          « Бизнес – дело». У нас с вами есть ребята, которые решили попробовать себя в роли предпринимателя- человека, который открыл свое дело с целью заработать деньги. Все остальные будут потребителями товаров или слуг, которые они нам предложат. Расплачиваться с предпринимателями мы будем деньгами, которые нам выдаст банкир ( воспитатель). Нам  необходимо выбрать милиционера, который будет следить за порядком,  правильность подготовки ребят к бизнес делу: оформление вывески своего дела, наличие прейскуранта цен на товары и на оказываемые услуги, график работы. Также в его обязанности будет входить функция сбора налога ( денег) в казну государства и сбор денег на погашение кредита в банк с предпринимателей.  

Воспитатель – банкир выдает первоначальный капитал начинающим предпринимателям, а также ребятам, которые будут играть роли покупателей.

Предпринимателям по 50 рублей, а покупателям - по 100.

  Задача, ребят-бизнесменов так организовать свое дело, чтобы преумножить первоначальный капитал.  Выигрывает  тот,  у кого больше всех будет денег в конце игры.

По окончанию игры подводятся итоги. Делается вывод, о том, что  победителем является тот, кто предложил дело, которое заинтересовало потребителей, кто в условиях конкуренции делает более низкие цены, и качество оказываемых услуг оказываемых населению лучше других

                                                                                                                                                                                                                         

                              Тема: « Я иду в магазин»

Цель: формирование и развитие правовой грамотности младших       школьников

 задачи: на практике познакомить ребят с правами потребителя

- развивать практические навыки приобретения товаров в магазине

- развивать коммуникативные навыки общения ребят друг с другом.

Оборудование: детская палатка – магазин, места, оборудованные под торговый павильон, заготовленные ценники для товара, игрушки, упаковки  из - под сока, сухариков, чипсов и т. д., имитирующие товар, игрушечные денежные ассигнации.

Подготовка: заранее выбираются из ребят те, кто будут играть роль продавцов. Можно на некоторых упаковках товаров, стереть дату изготовления и дату окончания реализации, испортить упаковку товара.

                                          Ход занятия.

Ребята, мы сегодня с вами проводим деловую игру. Вы попробуете себя в роли продавцов и покупателей. В ходе игры вы сможете реализовать свои знания по потребительскому праву, проверить свои знания и умения по приобретению товара .

 Так как  игра проводится в младшей группе, то ребятам, кто по - младше,  дается список продуктов, который якобы им дала мама, и они по этому списку должны купить их. А те, кто по – старше сами решают, что им приобрести.

 Ребятам выдаются игрушечные деньги, и игра начинается.

 Воспитатель, вместе с ребятами – консультантами смотрят и анализируют, правильно ли ребята – покупатели приобретают товар. А когда все покупки сделаны, то проверяется потребительская корзина, не куплен ли просроченный товар, есть ли чек.

Заключительная часть: на основании проверки покупок ребят, сделанных ими ошибок, вновь напоминаются правила приобретения продуктов питания. Нужно обязательно отметить ребят, которые не совершили ошибок во время игры.

                                                                                                                                               

                                                                                                               Приложение 4.

                              Тема: « Умей защищать свои права»

Цель: повысить  правовую грамотность ребят,

Задача: научить ребят грамотно пользоваться правам,

развивать творческие способности подростков.

У каждого человека с рождения  есть права. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человек. Каждый  в современном мире должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств.

.Практическое задание ( работа в группах)

 На карточках написаны права граждан Российской Федерации, ваша задача выделить те права, которыми пользуются дети в соответствии с российским законодательством:

 право на образование.

Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья

Право на отдых и досуг.

Право на создание семьи.

Право свободно участвовать в культурной и творческой жизни  и заниматься искусством.

Право свободно выражать свое мнение. Включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.                                                              

Право на свободу мысли. Совести. Религии.

Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Право на личную жизнь.

 Право пользования,  благами социального обеспечения, включая социальное страхование.                                                                                                            

 право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

После выполнения задания  представитель каждой команды аргументирует выбор своих игроков

.- Ребята, в жизни необходимо не только знать свои права, но и уметь их защищать, добиваться, чтобы ваши права не ущемлялись действиями других лиц или их бездействием. Сейчас перед вами ребята разыграют сценку, ваша задача:

проанализировать действия героев, определить правомерность их поступков.

предложить ваши варианты, как можно  выйти из создавшегося положения  и самому не нарушить закон.

    Сюжет сценки: « Право на уважение».

   --Так, я вижу, у нас в классе новенький. Ты откуда?- спросил учитель математики, когда ребята расселись по местам.

- Это Ваня Смайликов из приюта, он спокойный, отрапортовал Петька.

- Помолчи, Петр. Не будь в каждой бочке затычкой,- резко сказал учитель и попросил: - Выйди к доске. Иван.

    Ваня встал, покраснел и замялся:

- Да у меня математика не очень, пропусков много было.

- Ты выйди к доске, а я сам решу, что у тебя очень, а что не очень.

    - Вот вредина, - прошептал Кант.

   - Так, еще одно слово, и кто-то покинет класс, - рассердился учитель.

   Кант хотел что – то добавить, но сдержался. Он решил помочь Ивану в случае чего.

  - Ну, Иван, расскажи нам, что ты знаешь, - попросил учитель.

  - В каком смысле? – засмеялся Ваня.

 - В математическом, конечно. Или ты хочешь нам спеть? – с усмешкой спросил учитель.

  - Нет, - выдавил Ваня и покраснел.

 - Хорошо, назови наименьшее натуральное число.

 Ваня молчал.

- Единица! – сердито сказал учитель.

 - За что? – ахнул Петька.

- Наименьшее натуральное число – это единица. Тебе, Петр,  тоже не мешало бы знать.

- Ладно, еще один вопрос. Дай определение простого числа. Как называется результат сложения? Как определить площадь квадрата?

  Вопросы учителя сыпались один за другим.     Ваня стоял красный как рак и молчал.

- Да ты, голубчик, умственно отсталый. Тебе надо в первый класс, а не в седьмой.                                                                                                      

   - Обзываться не имеете права! – крикнул Кант.

  - Молчать! – закричал в ответ учитель и хлопнул указкой так, что класс вздрогнул.

  И тогда Кант применил свой коронный прием – начал тихо мычать, не разжимая губ.

- Молчать! Тупица! Идиот! – разъярился учитель, и тут загудел весь класс

 - Всем единицы за сегодняшний урок! Вы у меня еще попляшете! Я вас заставлю учить математику как следует! Я вас в бараний рог согну! -  взорвался педагог.

 - Не согнете, руки коротки! – спокойно заметил Кант.

  - Вон из класса! И чтобы я тебя больше здесь никогда не видел. Я не желаю учить тебя, Николай Авакумов! – закричал учитель так, что стены затряслись.

  Ребята испуганно притихли, Аня Голубкина в ужасе закрыла лицо руками.

 Кант молча собрал учебники, а потом достал из портфеля тетрадь и прочитал, изо всех сил стараясь говорить спокойно:

 - Так у меня здесь все записано. Вы наши права нарушаете. Вот. Учащиеся имеют право на уважение своего человеческого достоинства. Я ухожу, потому что вы нас не уважаете.

 - Нет, ты не уйдешь просто так, голубчик! Ты пойдешь со мною к директору, и мы тебя официально исключим из школы! По крайней мере , удалим с уроков математики!

  Кант отчаянно сопротивлялся. Он ухватился одной рукой за косяк двери и пытался вырваться из рук учителя.

После просмотра сценки ребята отвечают на заранее поставленные вопросы.

Задание: Ребятам предлагается выполнить следующее :

1 гр. Напишите (в устной форме) письмо педагогу, которого вы уважаете, с благодарностью за его труд.

2гр. Напишите (в устной форме письмо педагогу), который унижает достоинство детей, аргументировано и вежливо попросите его не делать этого.

 

- Каждый человек должен знать свои права, быть юридически грамотным, уважать права других людей быть терпимым к другим. Из конфликтной ситуации надо выходить достойно, не переходить самому к ругани и крику, а спокойно ответить на оскорбление. Нужно обратиться за помощью к службам, стоящим на охране защиты прав детей: социальный педагог в школе, социальные службы и милиция вне школы. Защищать свои права нужно в рамках закона и самому не становиться нарушителем закона.

                                                                       

                                                 

                                                                             

                                                                                                Приложение 5.

           

                    Тема: «Право в нашей жизни».

Цель: формирование правовой культуры подростков

Задача:- способствовать  пониманию ребят того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов, показать   необходимость закона, как всеобщего  регулятора отношений между людьми;

-Развитие: творческих способностей детей, активной жизненной позиции.

                                              Ход занятия.

.Вступительное слово. Притча о великой книге законов. 

   В древние времена люди не знали законов.  Брат поднимал меч на брата, и   сосед грабил соседа. Страшно было людям, и прятались они за частоколами, такими высокими, что днем там было темно, как ночью.

И были у людей черные правители, которые делали людей рабами.

 Но однажды пришел к людям белый старик с белой бородой до пят и спросил:

- Люди, почему вы живете в темноте?

- Потому что брат поднимает меч на брата, а сосед грабит соседа, и хуже всех наши черные правители,- ответили люди.

- Нужны справедливые законы, которые не позволят убивать и грабить.

Тогда частоколы рухнуть, и вы снова увидите солнце, - сказал старик.

- Старик, дай нам справедливые законы, чтобы солнце светило нам, - попросили люди.

- Пусть каждый заглянет в свое сердце и найдет там волосок веры, надежды и любви. Я соберу все волоски и сплету из них Великую книгу законов,- сказал старик.

Заглянули люди в свои сердца, и каждый дал старику по волоску веры, надежды и любви. Много лет старик собирал волоски. Долго плел он Великую книгу законов. Когда его труд был завершен, рухнули частоколы, поднялось солнце, и растаяли  черные правители.

 Взяли люди великую книгу законов и стали жить по. Потому что сплетена она была из веры, надежды и любви всего человечества.                                                                                             

           К сожалению, кое – где в темных уголках сохранились еще осколки страха        и темноты. Там люди все еще строят высокие заборы и творят страшные дела.

 

-Эта древняя притча говорит нам о том, что люди должны жить по законам,  которые устанавливают права и обязанности для каждого человека. Соблюдение законов необходимое условие существования жизни людей. Без них будет действовать закон джунглей « побеждает сильнейший», тогда мира на земле не будет, прольется кровь, будут гибнуть люди, не будет условий для развития и процветания человеческой цивилизации.

 

 Иллюстрированная игра « Яблоко». Ребята показывают сценку.

 «В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек ( три  пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина  яблоневого сада (дерева). Слушаются три истории( происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), в каждой из них – одинаковое преступление, но разное наказание: первого вора хозяин поругал и отпустил;

Второго вора второй хозяин сильно избил;

У третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал семью в рабство.

Хозяева обосновывают принятые ими меры.( ребята заранее готовят свои версии.)

Старейшина,  выслушав эти три истории,  приходит к мысли о том , что за одно и тоже преступление, должно быть и одинаковое наказание, независимо от ранга и званий.

Обсуждение сюжетно – ролевой игры по вопросам:

- согласны ли вы с выводом, который сделал старейшина? Почему?

-Как называется государство, в котором живут по законам.

- Что нужно делать, чтобы мы жили в правовом государстве?

 Вывод по занятию: У каждого человека есть свои права и обязанности. Нужно грамотно научиться  пользоваться своими правами, не отклоняясь от своих обязанностей. Это путь к процветающему государству, в котором живут люди, уважающие и соблюдающие законы.

                                                                                                                 

           

                                                                                                                Приложение 6.

                                          Технология «Дебаты»

Фрагмент  занятия по теме: «Взрослые не должны вмешиваться в личную жизнь подростка».

Данную технологию я принимаю тогда,  когда  в заезде большая часть детей – это  ребята старшего школьного возраста. Они имеют больше знаний по праву, информированы по общественным вопросам жизни страны и мира.

Ребята делятся на группы, в каждой избирается оратор, который будет кратко и убедительно излагать аргументы своих единомышленников после совместного обсуждения.

Кроме того, в игре принимает участие группа экспертов, которая оценивает выступление групп по критериям: культура речи, культура общения, доказательность, отношение к теме, логика построения речи.

                                           Ход дебатов.

1.Конструктивная речь, где оратор представляет кейс ( аргументы, факты, доказательства) – заслушивание по очереди сторонников и противников

2. Перекрестные вопросы – сторонники того, что взрослые не должны вмешиваться в личную жизнь подростков  задают возникшие у них вопросы противникам, т.е., тем, кто считает, что родители  должны вмешиваться в жизнь подростков и наоборот.

3.Опровержение – участники дебатов сравнивают высказанные аргументы и доказывают преимущество своей позиции.

4.Эксперты выносят решение.

 

                                                                                           Приложение 7.

                Фрагмент занятия по теме: « Права и обязанности».

Ребята делятся на две группы.

Задание для групп:  вы посмотрите сценку, в которой будет рассматриваться конфликт, который произошел между классным руководителем и учениками.    Ваша задача:

-1гр. Занять позицию учительницы и обосновать правильность ее точки зрения;

-2 гр. Занять позицию учащихся  и обосновать правильность их точку зрения

-3 гр.- медиаторы ваша задача состоит в том, чтобы найти компромисс, решить проблему мирным путем.

 Содержание сценки:

Последним уроком перед каникулами была литература, но Нина Сергеевна сказал:

- Ребята, сегодня вместо литературы будем мыть окна, а потом я вам сообщу отметки за год и раздам дневники.

Литература была самым любимым предметом Канта, и мальчик заныл:

- Не имеете права урок отменять. Не имеете права урок отменять. Не имеете права заставлять нас работать.

-Коля, милый, тебя никто не заставляет, - спокойно ответила учительница.

- Отлично, тогда я в библиотеку пойду,- обрадовался мальчик.

- Значить, он будет отдыхать, а мы – вкалывать. Так нечестно, - заявил Антон.

- Хорошо, идите, отдыхайте, играйте, делайте что хотите, - расстроилась учительница. Государство кормит, учит, заботиться о вас, а вы неблагодарные дети                                                                                                                                      

Нина Сергеевна села на стул и отвернулась к окну. Плечи ее задрожали.

 Девочки обступили учительницу и начали ее успокаивать.

   - Вы не расстраивайтесь, Нина Сергеевна! Мальчишки глупые. Мы сами помоем. Без них даже лучше, а то они начнутся и с тряпками баловаться.

- Хорошо, девочки, я рада, что вы меня понимаете

 - А у нас между прочим, гендерное  равенство! – заявил Кант.

- Чего? Чего ты еще придумал? – зашумели девочки.

Гренадерное! Это значит, все мы будем гренадеры, - засмеялся Петька.                   - Дурак ты, Петька! Гендерное  равенство – это значит, что и мальчики и девочки имеют равные права на учебу и на уборку. Это дискриминация. Если только девчонки будут мыть окна, - спокойно объяснил Коля.

 - Господи, что ты за мальчик такой! Никто твои права не забирает. Лучше бы  ты  чаще про свои обязанности вспоминал. Между прочим, бережное отношение к школьному имуществу – это и твоя обязанность тоже.

-Хочешь окна мыть -  буду признательна. Не хочешь – иди в библиотеку, не заплачем без тебя – спокойно сказала учительница.

- Туда полезно ходить. Бабушка Ирина дала мне Конституцию Российской Федерации почитать. Там написано, что принудительный труд запрещен статья 37.

- Все моему терпению пришел конец! К директору! – Нина Сергеевна схватила мальчика за руку и потащила за собой.

Обсуждение  данной ситуации в группах

 Вывод по занятию:

У каждого человека есть не только права, но и обязанности, которые необходимо соблюдать. Это единство лежит в основе гражданской позиции человека. Выполняя их, ты показываешь уважение к закону, государству, к обществу.

 

 

                                                                                             Приложение 8

ЗАКОН  ПРОТИВ  КУРЕНИЯ  ТАБАКА

Цели:

 Прививать правовую культуру подросткам, информировать о вредном воздействии табака на организм человека.

Задача:  убедить ребят в том, что использование своих прав не должно ущемлять права других людей.

2. Вести профилактическую работу о вреде курения

3.Умение работать в группах, умение отстаивать свою точку зрения

 Сегодня мы с вами будем обсуждать очень важную проблему, как и для вас, так и для всей страны в целом.  Эта проблема называется - МАССОВОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КУРЕНИЯ ТАБАКА. Курение является привычкой , наносящей урон, как здоровью отдельного человека , так и обществу в целом. В курение вовлечены практически все слои населения и что наиболее опасно женщины и юношество. Курение табака -один из наиболее распространенных видов наркомании. Вот печальный факт: от табакокурения в мире ежегодно умирает около 6000000. Россия занимает 1 место в мире по потреблению табака и по темпам прироста числа курильщиков .Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает более 340000 чел. В настоящее время в России примерно 44 мил. курильщиков.

                                                           Курят:

77%-мужчин

27%-женщин

42%-подростков

 

Я проводила  социологический опрос среди ребят старшей группы 2-ух предыдущих заездов по выяснению  отношения  ребят к курению табака. В опросе участвовало 38 ребят, из них пробовало курить 23 человека. Постоянно продолжают курить 7 чел. Причинами,  почему ребята начинают курить являются: желание быть взрослее, за компанию и из любопытства. Задавался вопрос             « Почему перестали курить?, то ответы были такими, что все это понты, вредно для здоровья, боязнь перед родителями.

О вреде курения вам говорили  много и в школе и дома.

Сегодня напомним вам об этом на ярких примерах и схемах.

1-й выступающий, используя схему состава вредных веществ сигареты, объясняет какое вредное воздействие, они оказывают на человека.

В табачном дыме содержится более 400 химических соединений, из них более 40 особо опасны, т.к. вызывают рак, а также несколько сотен ядов: никотин, бензапирен, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода , синильную кислоту,

В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества : полоний-210  свинец, висмут. 1 сигарета выделяет 1,3 мгр синильной кислоты. Максимальная смертельная доза для человека 1 мгр  на килограмм массы тела взрослого  человека. Метанол содержится в сигаретах в количестве 0,18 мгр при этом допустимый ПДК ( предельно-допустимый коэффициент  в воздухе в закрытых помещениях не более 5 мг на м3.

Пачка сигарет в день – это около 500 рентген облучения за год! Температура тлеющей сигареты  700-900 градусов!  Легкие курильщика со стажем -‘это черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких  сосудов  делает кожу увядающей.

-Как-то в Ницце было устроено необычное по своей нелепости и жестокости соревнование  на приз « лучшего курильщика». В соревновании участвовало много человек, желающих получить этот титул, и вот к чему это привело. Два участника этого соревнования выкурили по 60 папирос каждый и через несколько часов умерли в больнице.

2-ой выступающий,  используя схему строения человека, указывает какое вредное воздействие, оказывает курение на органы человека. Вред от курения в том, что оно вызывает три основных заболевания: рак легких, хронический бронхит, коронарная болезнь  (заболевание сосудов, тканей сердца). Уже давно известно, что курение табака является причиной смертности рака легкого в 90% всех случаев,  от бронхита и эмфиземы в 75% и от  болезни сердца в 25% всех  случаев. Примерно 25%  регулярных курильщиков сигарет умрет преждевременно. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20, 30 лет дольше.

Курение наносит страшный вред, т.к. курящие в 13 раз  чаще заболевают стенокардией, в 12 – инфарктом миокарда, в 10 раз- язвой желудка и в 30 раз- раком  легких.

Нет такого органа, который бы не поражался бы табаком: почки мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.

В опросе, который я проводила, юношам задавался вопрос, женитесь ли вы на девушке, которая курит, категорично нет, назвали все кроме одного, аргументируя тем, что им нужно рожать детей и здоровых. Тот юноша, который ответил положительно, не осознает, видимо пока всей серьезности вредного влияния табака на организм женщины.

В 2001 г. 10 июля вступил в силу Федеральный закон « Об ограничении табака».

Перед вами извлечение статей этого закона. Ознакомьтесь с ними, для нашей дальнейшей работы. 

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака"

                                  (извлечения)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Статья 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий

4. Запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов.

5. Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях.

Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет

     1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

     2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти

          1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

       2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

       3. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

        Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака

       1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.

         2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

Ребятам предлагается поработать с извлечением статей  закона и ответить на следующие вопросы:

                      Какова цель закона?

          Что запрещено законом?

          Какая ответственность наступает за нарушение закона?

          Является ли ограничение курения нарушением прав человека?

Ответы ребят на поставленные вопросы.

-Существует базовый принцип прав человека, который выражается следующим образом: «Ваша свобода махать руками заканчивается там, где начинается мой нос». В рассматриваемом случае некурящий не наносит своими действиями вреда курящему, но сам вынужден находиться в едином пространстве с курящим и страдать от этого. Курящий зажигает сигарету и испускает табачный дым, наносит вред не только самому  себе, но и окружающим. Позволю обратиться снова к моему социологическому опросу, только 2 из опрашиваемых не считают, что наносят вред во время курения присутствующим некурящим. А все девчата на мой вопрос, что вы будете делать, если ваш избранник курит, ответили, что попросят его в их присутствии не курить.

В результате пассивного курения ежегодно умирают от рака легких 3 тыс человек, от болезней сердца – до 62 тыс. чел. 2,7 тыс. детей по этой же причине погибают в результате так называемого синдрома внезапной младенческой смерти.    Пассивное курение ежегодно служит причиной возникновения астмы у 8-26 тыс. детей, бронхитов у 150-300 тыс. детей.

 Т.О. одна из задач закона защита людей некурящих т.к. каждый из нас имеет право на здоровую окружающую среду. Защита некурящих -  является наиболее весомым обоснованием для введения ограничения на курение в общественных местах.  Это особенно справедливо для случаев, когда здоровье некурящих уязвимо, например,  если воздействию дыма подвергаются дети, больные люди и престарелые. Кроме того, запрет  на курение является эффективной профилактической мерой в отношении молодежи. Ограничения  могут помешать  курящим потакать своей вредной привычке с прежним удобством или частотой, заставляя их уменьшить потребление сигарет.

Найдите в законе положения,  которые выполняют задачу защиты некурящих от воздействия табачного дыма.

Ответ: статья 6 п. 1 и 2.

Еще одним фактором, содействующим прекращению курения, является снижение числа курящих в видимом окружении. Когда курение становится менее частым явлением в обществе, социальные нормы начинают меняться, и курение становится неприемлемым  явлением.

Снижение ущерба наносимого имуществу вследствие воздействия дыма, пепла и огня также представляется  весьма важной социальной мерой. Это особенно справедливо   в отношении торговых складов, где курение может повредить хранящийся товар. Вторичный дым вреден для здоровья тех, кто не имеет возможности покинуть задымленное помещение. Это относится и к таким заведениям, как бары и рестораны.

Улучшение здоровья работников и повышение производительности труда не уступает по значимости  другим причинам ограничения курения в общественных местах. Установлено, что курящие люди чаще пропускают работу по болезни. Здоровая рабочая сила более продуктивна.

       Федеральный закон принят в 2001 году, но количество курящих не уменьшается. Как вы думаете, по какой причине.

Ответы ребят.

Работа в группах по методике « Мозгового штурма»:

Ребята  делятся на три группы. Две группы генераторов идей, третья – аналитиков.

Первой группе предлагается решить следующую проблему: « Вы родители подростка 12-14 лет, вы заметили, что он начал курить, какие действия вы предпримите ».

Второй группе ребят дается такая ситуация: «Вы члены нашего правительства, к вам поступает информация  об увеличении количества курящих среди молодежи, что вы предпримите, чтобы исправить ситуацию».

Ребята обсуждают заданные проблемы, высказывают свои предложения в группах, выбирают наиболее реальные. Затем представители из групп называют свои предложения,  аргументируя их необходимость в решении данных проблем.  Предложенные ребятами варианты, представитель из группы аналитиков записываются на доске. А затем аналитики решают, какие меры будут реальными и эффективными.

Все ваши предложения сводятся к таким выводам:

Государству необходимо ужесточить контроль в выполнении закона по борьбе с курением, увеличить штрафные санкции за нарушение закона.

Государству необходимо создавать условия для  воспитания у подрастающего поколения здорового образа жизни.

Государству необходимо создать условия для тех,  кто хочет излечиться от вредных привычек.

 Родители должны быть более внимательными к своим детям,  информировать их о вреде вредных привычек, воспитывать у них желание вести здоровый образ жизни.

  Тургенев в своем произведении « Отцы и дети»  говорил, что каждый себя воспитать должен. С детства ребенку закладываются понятия, что такое хорошо, что такое плохо и, будучи подростком, он уже вполне сам осознанно может разобраться, как ему поступать. Курить или нет, но он должен знать, что закон защищает права других людей на здоровую атмосферу и с этим он должен считаться.

                           

                                                                                                                                                         

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения при формировании общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных ...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения

Презентационные материалы включают в себя следующие разделы:1.      Пояснительная записка2.      Цикл уроков математики, информатики:Технологические к...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре».

Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивного метода «Работа в паре»....

"Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения"

В Концепции модернизации российского образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «...