ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ РЕЧИ
статья по теме

Хилькевич Елена Юрьевна

В  статье показана  актуальность проблемы нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного и младшего  школьного возраста и возможность использования логопедической ритмики – одного из средств оздоровления речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ РЕЧИ

Е.Ю.Хилькевич,

учитель-логопед ГБОУ СОШ №549,

 г. Санкт-Петербург

В  статье показана  актуальность проблемы нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного и младшего  школьного возраста и возможность использования логопедической ритмики – одного из средств оздоровления речи.

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи как у детей дошкольного возраста, где основной задачей служит формирование навыков правильной устной речи, так и у младших школьников, неуспеваемость которых часто является следствием нарушения формирования навыков письменной речи. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.

Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Повышенный интерес у логопедов, учителей, психологов к коррекции речевых нарушений учащихся в 1-4 классах общеобразовательной школы объясняется широкой распространенностью ошибок на письме, затруднений при чтении и понимании текстов, которые не могут быть устранены без помощи специалистов.

По данным психолого-педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов школы. Спустя пять лет обучения, часть из них оказывается среди неуспевающих учеников, страдающих стойкими нарушениями письма (нарушения письменной речи, обусловленные общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Цель данной статьи – определение значимости логопедической ритмики в системе методик, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей.

Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. И.П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестетические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов».

Исследователи указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Большое значение в рассмотрении основ логопедической ритмики имеют исследования корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей.

Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы.

Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на качество исполнения движений: улучшаются их выразительность, ритмичность, четкость, координация, плавность.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Содержание логопедической ритмики.

Логоритмика – комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.

Важными понятиями при рассмотрении содержания логопедической ритмики являются двигательное умение, двигательные навыки, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры. Являясь различными, данные понятия взаимосвязаны. Они имеют разную историю возникновения, но методы использования их уточняются по мере развития различных гуманитарных и естественных наук.

Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое распространение и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе, работе и т.д.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями. Сущность этих реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях;

С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства, так называемого музыкально-ритмического, которое характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание, способствующее формированию личности путем воздействия на нее музыки и ритма.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы

Логоримика – уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач; это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи; одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной. Логоритмика – это методика обучения и лечения детей с различными аномалиями и нарушениями речи, это своеобразная форма активной терапии; сочетание слова, музыки, движения.

Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствуют развитию речи детей младшего возраста, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
  2.  Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
  3. Упражнения на активизацию внимания и памяти; счетные упражнения.
  4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
  5. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).
  6. Ритмические упражнения; развитие чувства темпа.
  7.  Пение; игра на музыкальных инструментах.
  8. Пальчиковые игры; коррекция звукопроизношения.
  9. Упражнения на развитие мимики; артикуляционные упражнения.
  10. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Дети, особенно неговорящие, на логопедических занятиях часто начинают скучать и отказываются выполнять задания логопеда. Им не нравится выполнять однообразные артикуляционные упражнения, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае логопеду полезно изменить привычный стереотип занятия: переместиться на ковер, использовать логоритмику.

Во время логоритмических занятий логопед решает несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки.

Итак, кому же полезна логоритмика?

Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи.

        Литература:

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М.: Учебная литература, 2002г.
  2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», 2002 г.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.
  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.
  5. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста, М., 2001.
  6. Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».