Проект "Формирование экологической культуры у младших школьников с ОВЗ"
рабочая программа по теме

Егорова Александра Васильевна

 

Экологическое воспитание дает детям понятие об устройстве окружающего мира, принципах правильного взаимодействия с ним, а также направлено на формирование у школьников бережного отношения к родной природе и окружающей среде. Тематические занятия способствуют развитию экологической и гражданской сознательности у учеников младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологическая культура76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование экологической культуры у младших школьников с ОВЗ»

Паспорт проекта   «Формирование экологической культуры у младших школьников с ОВЗ».

Проект воспитательной работы в учреждениях интернатного типа – КС(к)ОУ «Цивильская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа- интернат №2».

Разработчик проекта Егорова Александра Васильевна - воспитатель КС(к)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2». Министерства образования и молодежной политики ЧР. 

Нормативно-правовая база проекта:

  1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
  2. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.;
  3. Конвенция о правах ребёнка
  4. Всеобщая декларация прав ребёнка
  5. Конституция РФ
  6. Проект № 90060840-3 ФЗ «Об экологической культуре» в Государственную думу РФ, 2000г.

Содержание проекта:

Введение.

I.1. Актуальность проблемы.

I.2. Цель проекта.

I.3. Задачи проекта.

I.4. Объект исследования.

I.5. Предмет исследования.

I.6. Гипотеза.

I.7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

I.8. Участники проекта.

II. Этапы проекта:

II.1. Подготовительный (диагностический).

II.1.1. Изучение методической литературы по проблеме исследования.

II.2. Основной (практический).

II.3. Заключительный.

III.Ожидаемый результат.

III.1. Риски.

III. 2. Предупреждение рисков.

I.1. Актуальность проекта.

1.Введение.

К мысли об охране природы человек пришел давно, еще в XI–XII вв. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты иногда исчисляются миллиардами.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Что даёт экологическое воспитание?

Экологическое воспитание дает детям понятие об устройстве окружающего мира, принципах правильного взаимодействия с ним, а также направлено на формирование у школьников бережного отношения к родной природе и окружающей среде. Тематические занятия способствуют развитию экологической и гражданской сознательности у учеников младших классов.

Детство – этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. «Ты пришёл в гости в природу – не делай ничего, что бы счёл неприличным делать в гостях».   ( Д.Л.Арманд)   (Дави́д Льво́вич Арма́нд (1905— 1976) — советский физико-географ, ландшафтовед, специалист в области охраны природы. Доктор географических наук (1957), профессор (1963).)

 Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в школьном детстве. Воспитательный потенциал природы безграничен – это непрерывный процесс развития, воспитания и обучения экологической культуре, направленный на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающий ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству. К.Д.Ушинский писал: «Природа есть одно из могущественных агентов воспитания человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы! Никогда не разовьётся с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая».

Экологическая культура —система социальных отношений и норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Экологическая культура и законодательство

В 2000 году в Государственную думу РФ был внесён проект федерального закона «Об экологической культуре», в котором определялись принципы взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как в области реализации конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, так и в области соблюдения конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды.

Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных  уровней с окружающей средой, о  взаимосвязи, взаимодействии человека и природы. В связи с этим  экологическое воспитание и развитие можно строить по схеме:

  1. Природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная  значимость природы)
  2. Человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе)
  3. Правила охраны природы: личное участие каждого в природоохранительных мероприятиях

        Учащиеся школы-интерната постоянно находятся в познании природы, т.к. учителями и воспитателями проводятся экскурсии, походы, наблюдения за природными явлениями. Каждодневное познание природы, нахождение в ней способствуют развитию, интеллектуальной, эмоциональной, действенно- практической деятельности, а также психической, физической и духовной.

        В психическом развитии совершенствуются восприятия, ощущения, представления. Чем чаще дети выходят в природу, тем быстрее происходит развитие всех психических функций и сложных мозговых процессов личности.

        Во время прогулок  и практической деятельности дети не только наблюдают явления и объекты природы, но и сравнивают, анализируют, высказывают свои впечатления, спорят, ошибаются, обсуждают, т.е. идёт интенсивное развитие культурного человека в контакте с местной окружающей средой. Дети, которые постоянно находятся в контакте с природой -  спокойнее, уравновешеннее, оптимистичнее и здоровее, что немаловажно для развития детей с ограниченными возможностями, которые зачастую вспыльчивые, агрессивные, непредсказуемые. Природные факторы действуют успокаивающе и дети, чаще находящиеся в природной среде в любое время года, начинают любить свои места, заботиться об окружающей среде. И это постепенно входит в привычку.

        Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию школьников с учетом психофизиологических особенностей детей с ОВЗ от 10 лет.

I.2. Цель:  Выявление психолого-педагогических условий для формирования ценностных ориентаций и знаний младших школьников  с ОВЗ о природе; навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; позитивного опыта взаимодействия воспитанников с природой.

I.3. Задачи: 

1. Определить научные подходы к созданию педагогических условий для формирования экологической культуры младших школьников с ОВЗ.

2. Разработать методику изучения сформированности экологической культуры младших школьников с ОВЗ.

3. Определить  и охарактеризовать уровни  и особенности проявления экологической культуры.

I.4. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – экологическая  культура младших школьников c ОВЗ.

I.5. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ  - процесс формирования устойчивого развития экологической культуры младшего школьника с ОВЗ.

I.6. ГИПОТЕЗА: если правильно организовать и разумно направить деятельность по развитию экологической культуры младших школьников с ОВЗ, то это позволит сформировать не только экологические компетентности личности, но и жизненные с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, о чём говорится в новом СФГОС, также включить ребят в природную среду.

Специальная работа по формированию «жизненной компетенции» (по СФГОС)

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
  2. Овладение навыками коммуникации
  3. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации
  4. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

1.7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОСТОИТ:

  1. в определении путей сформированности экологической культуры;
  2. в разработке диагностического комплекса методик (включая мониторинг) для определения уровня экологической культуры младших школьников c ОВЗ;

I.8. Возрастная категория: учащиеся 4 класса.

II.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

II.1.Подготовительный этап (сентябрь, октябрь)

  1. изучение личных дел
  2. проведение оргмоментов в группе
  3. проведение вводных инструктажей по ТБ, тренинги
  4. знакомство с родителями
  5. мониторинг учащихся совместно с психологом
  6. поиск спонсоров

II,2. Основной этап (ноябрь 2012- март 2013г.)

II.2.1. Тематика ;

С целью развития мышления, наблюдательности учащихся с ОВЗ в структуру мероприятия включаются нестандартные текстовые задания, загадки, кроссворды, ребусы. В данный проект можно включить  экологические сказки и рассказы, экологические проблемные ситуации, которые способствуют развитию экологической культуры младших школьников с ОВЗ. Для развития эмоциональной сферы учащихся, воспитания бережного отношения к природе в план занятия включаются  литературные и музыкальные произведения.

Экологическое развитие детей предполагает использование разнообразных форм работы:

  1. Экскурсии (здесь проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года)
  2. Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями  и животными, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т.д.); посадка деревьев, создание  цветочных аллей, выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий, уход за книжками
  3. Занятия и уроки (урок – сказка, викторины, игры, конференции с привлечением родителей, урок – путешествие)
  4. Проведение экологических викторин, олимпиад
  5. Внеклассные мероприятия, посвящённые дню урожая, дню птиц, экологическому дню (15 апреля) и т.д.
  6. Чтение литературы. Работа в библиотеке
  7. Встречи с интересными людьми, а также с лесными работниками
  8. Экопраздники
  9. Анкетирование
  10. Тестирование

II.3.Итоговый (май 2013г.)

III. 1.Ожидаемые результаты: (чему должны быть готовы воспитанники в конце проекта):

  1. Расширятся возможности  для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности
  2. Усвоение воспитанниками гражданских, нравственных понятий и норм поведения
  3. Умение строить свою жизнь по законам природы, охранять и защищать природу, ценить окружающее
  4. Формирование  личности, умеющей творить прекрасное, не причинив вреда окружающей среде
  5. Повысится социальная активность воспитанников
  6. Вырастет число воспитанников, принимающих активное участие в практической трудовой деятельности и заинтересованных в благоустройстве школьной территории и пришкольного участка, также в благоустройстве города.

III.2.Риски:  *интеллектуальные возможности воспитанников могут оказаться ниже, чем    предполагаю, т.е. низкое познавательное развитие детей

                   *недостаточная помощь со стороны родителей

                   *низкая заинтересованность родителей

                   *ограниченность рамками интернатного учреждения

                   *недостаточное финансирование

 III.3. Предупреждение рисков.

1. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате подготовительного и проектного этапов я пришла к следующим выводам:

  1. очень важно научить школьников осознавать экологические проблемы своей местности, ответственно относиться к окружающей природе и ее богатствам в течение всей жизни;
  2. успешность экологической культуры на начальном этапе обучения во многом определяется возможностями использования в учебных целях природного окружения;
  3. наиболее благоприятными формами для проведения занятий факультативного курса  являются экскурсии,  наблюдения,  экологические праздники, экологические игры, экологические КВН, викторины и др.

Литература.

1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

2. Проект № 90060840-3 ФЗ «Об экологической культуре» в Государственную думу РФ, 2000г.

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

4. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

5. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

6.Инновационная деятельность классного руководителя и воспитателя. Издание 2-е, Чебоксары, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников

Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания младших школьников.Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Поэтому ей должно уделяться особое внимание с первы...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...

Экологический праздник для младших школьников.

Сценарий для проведения экологического праздника для младших школьников включает в себя следующий материал: стихотворения, сценки, игры, театрализованную постановку....