Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока по теме

Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях. 

Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_-_yu.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.

учитель – логопед

 высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание прописных букв Ю  и Н, выявить сходства и отличия.
  2. Тренировать учащихся в различении букв Ю и Н в изолированном написании, в слогах,  словах и  предложениях.
  3. Совершенствовать навык чтения и письма.
  4. Совершенствовать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
  2. Развивать слуховое внимание и восприятие детей.
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Развивать умение координировать речь с движением.
  5. Расширять  знания учащихся по темам «Животные севера», «Животные жарких стран».

 Воспитательные:

  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
  2. Формировать толерантное  отношение к окружающим людям.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

Наш урок сейчас начнем.

Звучит звукозапись «Море».

     Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Закройте глаза, представьте, что мы с вами оказались на берегу моря. Слышите, как бьются о берег волны? Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот  все обиды и огорчения.

  1. Сообщение темы.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и ответьте, о каком животном в нем говорится?

На носу у носорога

Два огромных острых рога.

Носорогу нужен рог,

Чтоб бодать своих врагов.

Учащиеся: В стихотворении говорится о носороге.

Логопед: С какого звука начинается слово носорог? (Со звука  Н). Правильно.  Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).

На письме мы обозначаем его буквой  Н, н. (Вывешивается на доску картинка носорога с буквой Н).

- Откройте тетради, посмотрите, какой красивый носорог там наклеен. Обведите в стихотворении букву Н синим карандашом.

Логопед: А теперь посмотрите на следующую страничку. Что там изображено? (Юла). Прочитаем стихотворение и ответим на вопрос: какая буква встречается в нем чаще.

Юлька, Юленька, Юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Учащиеся: Чаще встречается буква Ю.

Логопед: Правильно. Обведите букву Ю красным карандашом.

Так какие же буквы мы будем сегодня различать? (Буквы Н – Ю).

Итак, тема нашего занятия: «Различаем  буквы Ю – Н».

  1. Уточнение написания изолированных букв  Ю – Н.

Логопед:  Работать сегодня мы вами, ребята, будем при помощи вот таких альбомов (показывает альбом). Прочитайте название альбома: «Учимся различать буквы Ю и  Н».

- Откройте первую страницу альбома, рассмотрите картинку и назовите по одному слову, которое начинается с буквы Ю. (Называют: юла, юбка, Юля, Юра).

- Хорошо, молодцы. А теперь откройте вторую страницу и назовите по одному слову, которое начинается со звука Н. (Называют: Незнайка, Нюша, неваляшка, ноутбук, ножницы, носорог, нарцисс).

Логопед: Ребята, буквы Н и Ю услышали, что мы называем слова с ними и пришли к нам в гости (Демонстрирует сшитые буквы Н и Ю).

Буква Н в носки «обулась»,

Повалилась на кровать,

Вверх ногами повернулась,

Надо снова надевать…

Логопед: Ребята, откройте третью страницу альбома. Букве Н очень понравилось, как вы называли слова с ней. На картинке вы видите, что буква Н предлагает вам назвать еще слова, которые с неё начинаются. (Называют: носорог, ножницы, нож, насос, носки).

Рассказала буква Ю

Нам историю свою:

«Если долго я стою,

очень сильно устаю».

Логопед: Откройте четвертую страницу. Чтобы букве Ю было не так тяжело стоять на одной ножке, назовем слова, которые она нам приготовила. (Называют: юла, юбка).

  1. Уточнение сходства и различия изолированных букв.

Логопед: Ребята, посмотрите на пятую страничку альбома. Чем же похожи буквы? (У обеих букв есть палочка с левой стороны).

- А чем отличаются? (У буквы Ю есть баранка, а у буквы Н – нннет).

Задания:

1) Развитие зрительного восприятия и внимания.

-  Ребята, буквы Ю и Н предлагают нам поиграть в прятки. Перед вами «Буквоград». Найдите буквы Ю и Н, закрасьте их красным и синим карандашами.

  1. Совершенствование графомоторных навыков.

- Чтобы лучше запомнить написание букв Н и Ю нанесем штриховку так, как показано у вас на карточках.

- Прочитайте и обведите ручкой слова, написанные на карточках. Что обозначают эти слова? (Названия животных). Правильно ребята, животные – носорог и тюлень живут очень далеко друг от друга: носорог живет в жарких странах, а тюлень – на севере. Рядом друг с другом они могут жить только  зоопарке.

3) Совершенствование навыков элементарного  фонемного анализа. Откройте шестую страницу альбома.

 Буквы Ю и Н предлагают вам определить, где их место. Поставьте карточки с буквами Н и Ю на нужные схемы.

  1. Физминутка.

Логопед: Ребята, буква Н предлагает вам немного поразмяться и выполнить вместе с ней физкультминутку. Повторяйте движения вместе с буквой. (Логопед буквой Н выполняет гимнастику).

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

А теперь движения будет показывать буква Ю.

Кружиться я люблю,

В красивой юбке яркой,

На то я буква Ю,

Запомните, ребятки!

  1. Различение букв Н – Ю в слогах.

Логопед: Ребята, откройте страничку семь. Буквы Н и Ю приготовили нам слоги. Давайте прочитаем их. (Дети поочередно читают слоги).

- А теперь, работа на карточках. (Предлагает цветные карточки, на которых изображены буквы Н и Ю и слоги с ними). Помогите буквам отыскать их слоги, соедините их с буквами.

  1. Различение букв Н – Ю в словах.

Логопед: Откройте восьмую страничку альбома, прочитайте слова, которые рассыпались. Запишите прочитанные слова в два столбика в тетрадь.

  1.  Различение букв Н – Ю в предложениях.

Логопед: Ребята, откройте страничку девять,  прочитайте предложения, вставив пропущенные буквы (Последняя страничка - перфокарта).

-  Выделите буквы Н – Ю синим и красным карандашами.

- Составьте схему последнего предложения. Сколько слов в предложении?  (Три). Как пишем первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку).

___________    __________    _________. (Соня любит конфеты).

  1. Совершенствование связной речи.

Чтение детьми стихов о буквах Н и Ю, выученных заранее.

  1. Рассказала буква Ю
    Нам историю свою:
    “Если долго я стою —
    Очень сильно устаю”.

  1. НадуваЮ шарик я,
    Так я веселЮсь, друзья!
    Крепко держит шарик «Ю»…
    Эту букву я лЮблЮ!!!

  1. Н – натянутая сетка,
    Сетку держат очень крепко.
    Приходите к нам во двор,
    Поиграем в волейбол.

  1. Две босые ножки 
    Ходят по дорожке,
    Бегают и прыгают,
    Да друг дружкой дрыгают.
    Попадут сапожкам в плен,
    Превратятся в букву Н.
  1. Подведение итогов.

- Какие буквы мы сегодня учились различать?

- Чем буквы похожи, чем отличаются?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.  

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.

4. Интернет - ресурсы.

Справка об авторе:

Адамова Юлия Петровна

Высшая квалификационная категория

ГОУ Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

Учитель – логопед

Адрес: 674600 Забайкальский край, г. Борзя, пер. Цветочный, д. 7.

Телефон: 8 – 914 – 449 – 62 – 25

Дом. 8 – 30 – 233 – 3 – 32 - 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему:"Океания. Новая Гвинея"

Конспект открытого урока географии в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Океания. Новая Гвинея»...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Тема: «Грусть»Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.Задачи:1).Формировать понятие о чувстве и эмоции грусть;2).Развивать умение адекватно выражать свои эмоции (гру...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....

Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Клнспект урока по математике для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида "Табличное умножение и деление чисел"...

Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Домашние птицы: утка. Внешний вид, породы уток, место содержания и кормление уток»

В данной работе представлен "Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ", а также дополнительные задания и развернутый план урока&la...