Консультация для воспитателей "Составление творческих рассказов о предметах(игрушках)"
методическая разработка по теме

Петракова Ирина Викторовна

В статье предложена система работы по сотавлению творческих рассказов о предметах, которые окружают детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Составление творческих рассказов о предметах (игрушках)»

Учитель-дефектолог: Петракова И.В.

ГБОУ детский сад № 629, САО, Москва

Работу по составлению творческих рассказов о предметах начинаем с составления творческих рассказов об игрушках со старшей группы, так как они наиболее близки детям в понимании и чаще используются ими в игре.

Можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические: пирамидки, матрешки, флажки, погремушки и др.

Учитель-дефектолог, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы.

Например, показав предмет (игрушку), учитель-дефектолог предлагает ребятам придумать рассказ про мальчика или девочку, у которых якобы была эта игрушка.

Вот наиболее употребительный план такого рассказа:

 1) Как оказалась эта игрушка у ребенка?

2) Какая она была?

3) Что он стал с нею делать?

На первых занятиях целесообразно начать с разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2—3 варианта для составления рассказов (игрушку купили, подарили — кто, когда, по какому случаю; с игрушкой мальчик стал играть не один, а с товарищем или принес в детский сад).
      По ходу занятия заслушиваются рассказы сначала об одной, а затем о других игрушках, которые поочередно показывает Учитель-дефектолог.

В подготовительной к школе группе приведенный выше план может быть дополнен такими пунктами:

  1. Долго ли игрушка была у ребенка?
  2.  Что он делал, чтобы она была целой и красивой?

      Эти вопросы также побуждают детей творчески подойти к выполнению задания. Целесообразно разрешить во время рассказа взять игрушку в руки, показать некоторые действия с ней.
    Если дети легко придумывают короткие рассказы о какой-либо одной простой игрушке, учитель-дефектолог предлагает игрушки более сложные, а также две сразу или комплект (плита и посудомойка, набор «Доктор», конструктор Лего, гараж с машинами и т. д.)

       Используя игрушки с детьми можно сочинять рассказы-инсценировки, которые придумывают сами дети. Специфика этих рассказов в том, что ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер).
       На первых порах роль рассказчика затрудняет ребенка, так как требует быстрой реакции, распределения внимания между показом и словом. Поэтому на первом занятии учитель-дефектолог применяет образец рассказа, повторив его 2—3 раза и объяснив, как надо рассказывать, например: «Сегодня мы снова будем придумывать рассказы об игрушках, но не так, как раньше. Нужно сразу говорить и передвигать игрушку на столе. Посмотрите, вот доктор Айболит. Послушайте о нем рассказ. Однажды вышел Айболит на вызов к ослику (показывает, как Айболит идёт). Вдруг он вспомнил, что забыл дома свой чемоданчик с лекарствами (останавливает Айболита). Делать нечего, придется повернуть домой (поворачивает). Взял он чемоданчик (останавливает Айболита в середине стола) и быстро пошёл к ослику (быстро двигает Айболита)».
        Учитель-дефектолог повторяет образец еще раз, затем вызывает ребенка (такой рассказ особенно охотно повторяют девочки). Следует подчеркнуть, что первый рассказ должен быть кратким и включать лишь несколько действий с игрушкой.
       На этом же занятии придумываются рассказы или сказки еще про 2—3 другие игрушки (лягушка, кукла). На последующих занятиях с демонстрационным, а затем и с раздаточным материалом можно использовать уже две игрушки, а также элементы декорации (животные, деревья, домик, матрёшка; кукла, буфет, мойка, посуда).
        Е. И. Тихеева рекомендовала еще один прием — совместное составление рассказов подгруппами детей. Можно применить этот прием в наиболее легком варианте: двум детям, сидящим за одним столом, предложить один набор игрушек для настольной инсценировки (например, взять игрушки из разных наборов из «Теремка» и «Трёх поросят» поросёнка и их перемешать) и дать задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет его рассказывать ребятам.
       На всех занятиях-инсценировках важен неторопливый темп, предоставление детям времени для обдумывания и пробного проигрывания рассказа «для себя». Очень важно создать условия для использования дошкольниками полученных на занятиях умений в повседневной жизни, например при показе настольного театра игрушек.

       Через 10 занятий детям можно предоставить предметы из повседневной жизни (например, карандаш, ложка и  коробка). Детям  предлагается рассказать:

• Как предметы оказались вместе?

• О чём  они могут разговаривать?

• Что они будут делать вместе?

• Чем закончиться эта встреча?

 И таким образом, у детей получаются самые невероятные истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТА

Консультация для аоспитателей по развитию связной речи дошкольников "Обучение рассказу-описанию предмета"...

Творческий рассказ по четверостишию

Принятие ребенка как полноценного партнера в сотрудничестве- залог успешной образовательной деятельности. То есть, совместное творчество является наиболее продуктивным и результативным. Я доверяю фант...

Консультация для родителей "Как рассказать детям о войне?..."

Пока существуют такие вопросы, на них всегда будут находиться ответы, а источником ответов для наших ребят – дошкольников являемся мы – взрослые....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О МАСЛЕНИЦЕ»

Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Масленице»...

Консультация для родителей «Что рассказать детям о весенних изменениях в природе".

Консультация для родителей «Что рассказать детям о весенних изменениях в природе»Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются х...

Консультация для родителей "Как рассказать детям о войне"

Приближается 75 -летие Великой Победы. Многие родители задаются вопросом, нужно ли рассказывать ребенку о войне и  значении этого великого праздника....

Консультация для родителей «Как рассказать детям о Дне Государственного флага Российской Федерации.

В 6 -7 лет, изучаем факты: В этом возрасте ребёнку можно рассказывать об интересных фактах о нашей стране в доступной для него форме. «День государственного флага Российской Федерации» 22 ...