Коррекция звукопроизношения
методическая разработка по теме

Ткач Галина Васильевна

Если у ребенка неправильное звукопроизношение, а логопедическая помощь недоступна, то родители могут самостоятельно попытаться помочь своему ребенку, используя данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoproiznoshenie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Звукопроизношение

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путем подражания произношения звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплина.

      Если у ребенка уже  развернутая речь, но звукопроизношение неправильное, а квалифицированная логопедическая помощь недоступна, родители  могут попытаться самостоятельно исправить звукопроизношение.

      Логопеды используют разные приемы постановки звуков, в ряде случаев с применением специальных инструментов — логопедических зондов. Их можно заменить шпателем, черенком ложки или собственными чистыми пальцами.

Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех звуков, которые ребенок воспроизводит без искажений. В дальнейшем, при переходе к исправлению неправильно произносимых звуков, нужно в первую очередь работать над теми, которые лучше поддаются исправлению, — это индивидуально. Вызванный звук произносится в слогах, затем в словах и предложениях.

                                                                                                 

Самостоятельная коррекция звукопроизношения

Звук

Способы постановки звуков

А

  Отработка подачи сильного выдоха через рот. Далее к воздушной струе необходимо присоединить мягкую подачу голоса. Язык плашмя лежит в полости рта

О

 

  При произнесении звука о губы округляются. Задняя часть языка приподнимается. Поэтому во время произношения  звука

[А]  нужно шпателем или черенком ложки немного отодвинуть язык в глубь рта и округлить губы.

У

      Различия между [О] и [У] состоят в том, что при произношении [У] задняя часть языка поднята выше, а губы больше сближены. Соответственно, с опорой на слух необходимо подкорректировать артикуляцию.

И

   Для формирования [И] нужно, используя базовый звук [А], продвинуть кончик языка вперед до упора в нижние резцы. При этом кончик языка как бы цепляется за нижние резцы, а передняя часть спинки языка приподнимается в виде горки.

Э

    При постановке [Э] можно во время произношения [И] слегка нажать шпателем на переднюю часть спинки языка.

Ы

Для постановки [Ы] нужно во время произношения [И] немного отодвинуть язык вглубь, сохраняя положение языка в виде горки.

М

Для постановки звука [М] нужно во время произношения звука [У] плотно сомкнуть губы. Если ребенок не делает это самостоятельно, мы помогаем ему, смыкая губы большим и указательным пальцами. Вызвать звук [М'] можно в сочетании и~ммм-и. Ребенку предлагается произнести эти звуки протяжно сначала по отдельности, а затем слитно, без пауз.

H

Для произношения [Н] ребенку предлагается длительно произносить звук [М], затем произносить этот звук, прижав кончик языка губами, далее — то же самое, слегка покусывая кончик языка. Во время этих покусываний слышится звук [Н]. Мы обращаем внимание ребенка на полученный звук и предлагаем воспроизвести его, прижав кончик языка к нёбу; к внутренней поверхности верхних передних резцов; к внутренней поверхности нижних передних резцов. Для образования звука [[Н']  кончик языка устанавливается за нижние зубы, и в таком положении ребенку предлагается произносить сочетание и-ннн-и.

Б

Чтобы поставить звук [Б], нужно во время произношения [У] кратковременно соединить губы. Если ребенок не смыкает губы, ему можно помочь руками. Звук [Б'] ставится в сочетании би-би.

П

Для постановки звука [П] ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и подуть. Далее кратковременно соединить губы. Можно помочь ребенку пальцами. Звук [П'] ставится в слоге пи. Ребенку предлагается изобразить писк цыпленка. Можно во время произнесения звука [И] короткими движениями несколько раз соединить губы.

В

Для постановки звука [В| нужно во время произнесения [У] прижать нижнюю губу к верхним резцам. [В']  можно поставить в сочетании и-ввв-и.

Ф

Для постановки звука [Ф] нужно попросить ребенка подуть через губы, сложенные в трубочку, и прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам. Звук [Ф']] ставится в сочетании и-ффф-и.

Д

Для образования звука [Д] можно предложить ребенку произносить ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее мы отодвигаем губы пальцами, и согласный звук образуется в момент прикусывания языка — слышится да-да-да. Затем обращаем внимание ребенка на то, как звучит [Д], и предлагаем произносить звук с упором кончика языка в передние зубы—поочередно в верхние и нижние, а затем — с касанием кончиком языка передней части нёба. Если возникают проблемы с вытягиванием языка вперед, можно попытаться поставить звук, положив ребенка лицом вниз. Звук [Д'1 можно поставить в сочетании и-д-и. Для постановки [Д'] лучше использовать позицию с упором кончика языка в нижние резцы.

Звук [T]  ставится аналогично звуку [Д] от базовых слогов па-па-па. Звук [Т'] — в сочетании и-т-и. Кончик языка можно придерживать за нижними резцами шпателем.

Г

Для постановки звука [Г] во время произношения слогов да-да-да нужно нажать шпателем на кончик языка и сдвинуть его в глубь рта до получения на слух нужного звучания. Если этот прием неэффективен, можно попробовать поставить звук г  в положении ребенка лежа на спине или сидя с запрокинутой головой. Аналогично ставится звук [К] от слогов та-та-та. Для произношения

[Г '] и [К'| язык нужно отодвинуть вглубь несколько меньше, чем это требуется для твердых звуков.

Х

Звук [X] — это, по сути, простой выдох через рот, поэтому специальная его постановка не требуется. [X1] можно подавить в сочетании и-ххх-и.

С

Губы вытянуть в улыбку и в таком положении произносить длительно звук [Т].  Вторым звуком после звука  [Т] будет слышаться звук [С]  Обратить внимание ребенка на свист. Добавляем голос и получается звук  [З].

 [З ']] ставится в сочетании и-ззз-иии, [С '] — в сочетании и-ссс-и.

Ц

Звук [Ц] также обычно исправляется после автоматизации [С]. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание а-т-с или аналогичное сочетание с другим гласным. Это сочетание нужно произносить с ускорением.

Ш

Звук [Ш] Звук Ш можно получить от звука с.

При протяжном произнесении звука с, подложить под язык шпатель или черенок ложки, подняв передний край языка к небу, слегка отодвинув его назад.

Ж

Звук [Ж] вызывается от звука  [Ш]  путем добавления голоса.

Щ

Звук [Щ]  обычно исправляется после автоматизации [Ш],  но без включения голоса. Звук [Щ] можно поставить в сочетании и-шшш-шш,

Ч

[Ч] ставится в сочетании а-т-щ или в аналогичном сочетании с другим гласным

Л

Для постановки звука [Л] нужно сначала попросить ребенка пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Затем прикусить кончик языка. Получается слог ал.

Р,Р '

Можно  использовать прием «балалайки». Ребенку предлагается на оскале произносить многократно д-д-д или ззз. В это время взрослый подводит шариковый зонд (чистый палец или шпатель с надетой на него соской от рожка) под кончик языка и быстрыми горизонтальными движениями создает вибрацию кончика языка.  

[P'J можно поставить в сочетании иии-ррр-иии. Полученный звук нужно сразу же закреплять в слогах, а затем — в словах и фразах.

Для автоматизации  произношения можно использовать любое логопедическое пособие по

исправлению звукопроизношения.

Примечание. Значок [ '] обозначает мягкость звука.

Список литературы

. 1.Краузе Е.Н. -Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика

С-Пб., 2004.

2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. -Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. М., 2001.

3. Основы логопедической работы с детьми. – Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под общей редакцией Г. В. Чиркиной. М., 2003.

4.Поваляева М.А. - Справочник логопеда.  Ростов- на- Дону, 2002.

5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под редакцией Т.В. Волосовец. М., 2002.

6.Парамонова Л. - Логопедия для всех. Питер, 2002.

7.Поваляева м А. – Сказка о Веселом Язычке. «Феникс». Ростов- на- Дону, 2002.

8.Пожиленко А.Е. - Артикуляционная гимнастика. С-Пб., 2004.

9.Новикова Е.В. - Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. М.,  2002.    

10. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии.- М.:Айрис – пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.

Методический материал в помощь логопеду при работе с зондами....

конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

методы и приемы закрепления   звука р в слогах, словах, стихах...

Коррекция звукопроизношения у младших школьников

(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области). Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого м...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Коррекция звукопроизношения"

Если  ребёнок  посещает  занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для это...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...